Оконченное и неоконченное преступление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к рассматриваемой теме в современной науке, о чем свидетельствуют многочисленные исследования по данному вопросу. С другой стороны заключается в ее недостаточной разработанности.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СТАДИЙ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 Понятие стадий совершения преступления
1.2 Виды преступлений, стадии которых имеют уголовно-правовое значение
ГЛАВА 2. НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
2.1 Первая стадия. Приготовление к преступлению
2.2 Формы приготовления к преступлению
2.3 Вторая стадия. Понятие покушения на преступление. Виды покушений
2.4 Ответственность за неоконченное преступление
2.5 Понятие оконченного преступления
ГЛАВА 3. ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОТКАЗ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
3.1 Понятие добровольного отказа от преступления
3.2 Формы добровольного отказа
3.3 Ответственность
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

     Используя этот объективный критерий, уголовное  законодательство различает три  стадии совершения преступления: приготовление  к преступлению; покушение на преступление; оконченное преступление. Приготовление  к преступлению и покушение на преступление уголовным законодательством признаются неоконченным преступлением (ч. 2 ст. 29 УК).

 

ГЛАВА 2. НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

2.1 Первая стадия

     Понятие приготовления к  преступлению. Приготовление общепринято относить к первоначальной стадии умышленного преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 30 УК РФ приготовлением признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Таким образом, квалификация содеянного как приготовление к преступлению возможна при установлении: создания условий для совершения преступления; умысла; не доведение преступления до конца; по независящим от лица обстоятельствам. В законе дан не исчерпывающий перечень условий, создание которых позволяет оценить содеянное как приготовление к преступлению.

     «Уголовно-правовая природа приготовления к преступлению имеет специфический характер: во-первых, приготовление- это неоконченный деликт в виде приготовительных действий к  готовящемуся преступлению; во-вторых, приготовление может быть оконченным преступлением, если приготовленные действия образуют состав другого оконченного преступления, в то же время, являясь приготовлением к тяжкому или особо тяжкому преступлению; в-третьих, приготовительные действия, представляющие повышенную общественную опасность, предусмотрены в нормах Особенной части в виде оконченных преступлений (ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 210 УК РФ)». Приготовление к преступлению всегда отделено во времени от совершения преступления, причем приготовительные действия могут, как непосредственно предшествовать посягательству на объект, так и отстовать от него на значительный промежуток времени. Более того, после завершения приготовительных действий, субъект до начала непосредственного совершения преступления подчас может вообще не совершать никаких преступных действий в течение некоторого периода времени. Так, например, преступник, подготовивший необходимые орудия для совершения квартирной кражи, может месяцами ждать наступления подходящего момента, чтобы действовать наверняка. Таким образом, приготовительные действия во времени предшествуют выполнению действий, входящих в качестве обязательных признаков объективной стороны конкретного состава преступления.

     В то же время в действительности нередко  действия по созданию условий совершения преступления, например, приискание орудий или средств совершения преступления, могут иметь место и в процессе совершения преступления и даже на этапе совершения оконченного преступления (длящегося или продолжаемого). Однако такие действия уже не могут рассматриваться как приготовительные, в этом случае они являются частью действий по совершению преступления (например, поиск подходящего рычага в процессе взлома замка). Приготовление к преступлению как уголовно наказуемое деяние имеет специфические объективные и субъективные признаки. Его объективная сторона выражается в совершение действий, которые в дальнейшем не связаны с готовящимся преступлением. Отсутствие указанной связи обусловлено обстоятельствами, которые не зависят от виновного и препятствуют совершению данного преступления. Обстоятельства, помешавшие субъекту завершить начатые действия, могут быть самыми разнообразными: вмешательство третьих лиц, непригодность орудий или средств совершения преступления, нерешительность виновного и т. п. Важным является факт, что эти причины возникают помимо воли виновного. Именно данное обстоятельство позволяет разграничивать неоконченное преступление и добровольный отказ от доведения преступления до конца, где субъект прекращает предварительную преступную деятельность по своей воле. Приготовительные действия направлены на создание благоприятных предпосылок для совершения готовящегося преступления.

     Эта деятельность может иметь сложную  структуру, многоплановый характер и значительную интенсивность преступной деятельности. Следует отметить, что до начала выполнения преступных действий виновный разрабатывает модель преступного поведения, действий на преступное и не преступное приготовление к преступлению. Умысел при совершении преступления возможен только прямой или косвенный. Однако практика показывает, что приготовление к преступлению совершается лишь с прямым умыслом, ибо при приготовлении к преступлению действия (бездействия) направлены на совершение оконченного преступления. Конечно, такое возможно и при косвенном умысле, но им охватывается психическое отношение лишь к побочном результату действий (бездействии), ведущих к совершению иного преступления или неприступного деяния.

     Для достижения результата лицо вообще ничего не предпринимает, т. е. не создает условий для совершения преступления. Стало быть, только при установлении прямого умысла деяние может быть квалифицированно как приготовление к преступлению. Однако даже наличие прямого умысла еще не означает, что соответствующие действия (бездействие) должно получить уголовно-правовую оценку именно в качестве такого преступления, важно еще то, что доведено ли преступление до конца. Не доведение преступления до конца означает незавершенность совершенного деяния. При приготовлении к преступлению это выражается в невыполнении общественно опасных действий (бездействии), предусмотренных составом оконченного преступления. Следовательно, пока речь идет об одном и том же составе, установленное деяние не может квалифицироваться по совокупности как приготовление к преступлению и покушение на его или приготовление к преступлению и оконченное преступление. Так, если после умышленного создания условий для совершения преступления выполняются действия (бездействие), непосредственно направленные на совершение преступления, приготовление к преступлению отсутствует, ибо оно возможно, лишь когда деяние завершается только созданием соответствующих условий. Приготовления к преступлению нет по такой же причине, если после умышленного создания условий для совершения преступления выполняется деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 29 УК РФ. Из законодательного определения приготовления к преступлению можно сделать вывод, что оно может осуществляться как в форме действия, так и путем бездействия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Формы приготовления  к преступлению

Из законодательной  трактовки следует, что приготовлением к преступлению признаются следущие действия: приискание средств или  орудий совершения преступления; приискание соучастников преступления; изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления; приспособление средств или орудий совершения преступления; сговор на совершение преступления; либо иное умышленное создание условий для совершения преступления. Под средствами совершения преступления надо понимать предметы и приспособления, необходимые для совершения преступления или хотя бы облегчающие его совершение (автомобиль для вывоза похищенного, снотворные препараты для усыпления потерпевшего и т.п.).

     Средствами совершения преступления являются предметы материального мира, вещества или энергия, физические или химические свойства которых используются для совершения преступления. К средствам совершения преступления можно отнести ядовитые и наркотические вещества, листки с клеветническими измышлениями, поддельные бланки и т.д. К орудиям совершения преступления относятся предметы, используемые для увеличения физических усилий, которыми непосредственно причиняются общественно опасные последствия. Орудиями совершения преступления могут являться как предметы, специально приспособленные для совершения преступления (кастеты, фомки, отмычки и т.д.), так и предметы, специально не приспособленные и не предназначенные для совершения преступления, однако могущие быть использованными при осуществлении общественно опасного деяния (предметы хозяйственного и бытового назначения, транспорт и т.д.).

     Под присканием понимается любая форма  приобретения средств или орудий совершения преступления. Это и любые  законные способы — покупка, временное заимствование и т. д. В практике встречаются и незаконные способы приобретения средств или орудий (обычно путем кражи). Поскольку закон не ограничивает приобретение средств и орудий только законными способами, прискание их может выражаться в любой форме.

     Прискание соучастников означает поиск, нахождение, вербовку лиц для совершения преступления. Этот способ создания условий выражается главным образом в виде воздействия  на сознание исполнителя. В данном случае действия подстрекателя вызывают решимость исполнителя. Если виновному по независящим от него причинам не удалось склонить другое лицо к совершению преступления, то его деятельность по общему правилу оценивается как неудавшееся подстрекательство и в соответствии с ч. 5 ст. 34 УК РФ квалифицируется как приготовление к совершению преступления. Изготовление средств или орудий для совершения преступления означает их создание любым способом для использования в процессе совершения преступления (смешивание яда с вином, изготовление глушителя на пистолет и т.п.). Приспособление средств или орудий для совершения преступления предполагает видоизменение их полезных свойств, направленное на облегчение процесса совершения преступления. В частности, при посягательствах на личность изготавливаются орудия, которые способны причинить смерть человеку, при подготовке к хищению могут изготавливаться, например, подложные документы, которые, по мнению субъекта, помогут ему в завладении чужим имуществом. Под специальными приспособлениями следует понимать предварительную обработку или приспособление орудий и средств для более удобного пользования (например, затачивание отвертки для нанесения телесных повреждений). Под сговором понимается заключение между соучастниками предварительного соглашения о намерениях, касающихся распределения ролей, целей сговора и т.п., т.е. о совершении одного или нескольких преступлений, охваченных единым умыслом. Под иным созданием условий понимаются самые разнообразные действия (приручение собаки, изучение образа жизни предполагаемой жертвы, подготовка места совершения преступления, составление плана квартиры, изменение внешности), направленные на облегчение совершения преступления. К их числу могут быть отнесены приготовительные действия к укрывательству еще не совершенного преступления.

     Под иным умышленным созданием условий  для совершения преступления следует  понимать самые различные действия, создающие возможность для совершения преступления. К ним, помимо прискания и приспособления средств или орудий совершения преступления, можно отнести: во-первых, неудавшееся подстрекательство или пособничество; во-вторых, изучение места и времени предполагаемого совершения преступления; в-третьих, действия, с помощью которых виновный выясняет возможность выполнения намеченного им преступления; в-четвертых, изучение всевозможных препятствий, которые могут встретиться при совершении преступления, и разработка способов их устранения; а также действия, предпринимаемые для сокрытия намеченного преступления или для обеспечения беспрепятственного пользования результатами этого преступления (подготавливается хранилище для последующего сокрытия вещей, которые лицо намеревается похитить). Круг действий, посредством которых создаются условия для совершения преступлений, обширен и может быть представлен в самых различных формах. Исчерпывающий их перечень дать невозможно.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Вторая стадия. Понятие покушения на преступление. Виды покушений.

     Понятие покушения на преступление. «Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, то есть на выполнение объективной стороны преступления, но при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам».

     Таким образом, суть данной стадии заключается в начале непосредственного совершения преступления, в посягательстве на охраняемый уголовным законом объект. Иными словами, на стадии покушения лицо приступает к выполнению объективной стороны конкретного состава преступления. Юридическая природа покушения свидетельствует о том, что покушение – это вынужденное незавершенное преступление. Незавершенный характер обусловлен частичной реализацией умысла. В ч. 3 ст 30 УК РФ дано легальное определение реального покушения. Исходя из смысла ч. 3 ст. 30 УК РФ, можно выделить следующие объективные признаки покушения: деяние непосредственно направлено на совершение преступления; его совершение прервано; прервано по независящим от виновного обстоятельствам. Покушение, так же как и приготовление, является разновидностью неоконченного преступления, так как при покушении объективная сторона выполняется лишь частично. «Покушение образует не только деяние, прекращенное по независящим от лица обстоятельствам, но и посягательство с менее тяжким результатом при наличии субъективных ошибок».

     Названный признак позволяет отграничить  покушение от оконченного преступления. При покушении, так же как и  при приготовлении, преступление не доводится до конца по обстоятельствам, независящим от воли виновного. Необходимо иметь в виду, что признание тех или иных действий покушением на преступление зависит от направленности умысла виновного. Так, «проникновение в квартиру с целью убийства хозяина квартиры следует признать приготовлением в виде иного создания условий. То же действие, но совершенное с целью хищения, следует оценить как покушение на хищение ввиду того, что оно непосредственно направлено на совершение преступления».

     Таким образом, вопрос о направленности умысла лица имеет первостепенное значение для правильной правовой оценки совершенного виновным деяния. В науке уголовного права покушение принято дифференцировать на оконченное и неоконченное. Критериями такого разделения можно выделить следующие: степень завершенности действий, непосредственно действий, непосредственно направленных на совершение преступления, и степень их пригодности. Оконченное покушение предполагает выполнение виновным всех действий (бездействия), которое он считал необходимым для доведения преступления до конца, однако оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Например, виновный стреляет в потерпевшего с целью причинения смерти, но пистолет дает осечку. При неоконченном покушении виновный не успел выполнить действия, которые он считал необходимыми для завершения преступления, т. е. речь идет о частичном выполнении объективной стороны конкретного состава преступления, причем по причинам, не зависящим от воли виновного. Например, виновный был задержан в момент проникновения в помещение с целью последующего совершения хищения.

     По  степени пригодности покушение можно разделить на годное и негодное. Критерием для выделения данных видов покушения является фактическая ошибка, допускаемая или не допускаемая виновным. Годное покушение предполагает факт недопущения виновным фактических ошибок в процессе его совершения. В уголовно-правовой литературе негодное покушение принято делить на покушение на негодный объект и покушение с негодными орудиями. Покушение на негодный объект представляет собой ошибки лица относительно свойств объекта преступления, касающиеся характера самого объекта посягательства, потерпевшего, предмета посягательства.

     В других случаях ошибка может допускаться  относительно потерпевшего (намереваясь  причинить смерть сотруднику милиции, убил своего соседа, ошибочно приняв его  в темноте за сотрудника милиции). Субъективная сторона покушения характеризуется только прямым умыслом.

Информация о работе Оконченное и неоконченное преступление