Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 16:47, курсовая работа
Действующий сегодня Уголовный кодекс РФ, в частности ст. 222 это результат развития законодательства в советском государстве.
Октябрь 1917 г. ознаменовал собой коренное изменение жизни общества в России. Старое законодательство было упразднено, "не могло быть и речи о какой-либо рецепции или преемственности старого уголовного законодательства".1 В Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. говорилось о том, что буржуазные кодексы прежней эпохи пролетариат должен сдать в архивы, вооруженный народ без особых правил, без кодексов справлялся и справляется со своими угнетателями.2
Введение ________________________________________________________ 4
Глава 1. Объект преступления ч. 1-3 ст. 222 УК РФ_____________________ 8
Глава 2. Объективная сторона состава преступления
ч. 1-3 ст. 222 УК РФ______________________________________________ 13
Глава 3. Субъект и субъективная сторона ч. 1-3 ст. 222 УК РФ___________ 21
Глава 4. Незаконный сбыт газового оружия, холодного оружия,
в том числе метательного оружия___________________________________ 23
Глава 5. Добровольная сдача оружия________________________________ 26
Заключение______________________________________________________ 28
Список использованной литературы и источников_____________________ 30
Состав преступления, является формальным, то есть преступление считается оконченным с момента совершения действий, образующих его объективную сторону, независимо от времени наступления преступных последствий.
Поскольку совершение любого из указанных в диспозиции действий образует оконченный состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 222 УК, действия лица, которое незаконно приобрело, хранило, перевозило и носило боеприпасы, а затем пыталось их сбыть, квалифицируются по ч. 1 ст. 222 УК. В данном случае дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 222 УК не требуется.21
Как оконченное преступление по ст. 222 УК квалифицируются незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение одной либо нескольких основных частей огнестрельного оружия.
Не является уголовно наказуемым оборот комплектующих деталей и составных частей оружия и патронов, осуществляемый в ходе производственного процесса между смежными предприятиями, занимающимися производством оружия для поставок государственным военизированным организациям или его изготовлением и поставками только для экспорта с соблюдением правил, установленных статьей 16 Федерального закона "Об оружии" (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 № 5).
Глава 3. Субъект и субъективная сторона ч. 1-3 ст. 222 УК РФ
Субъект преступления - лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Субъективная сторона преступления - прямой умысел. Субъект преступления сознает, что незаконно приобретает, передает, сбывает, хранит, перевозит или носит огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, осознает общественную опасность своих действий и желает совершить эти действия.
В том случае, если лицо владеет непригодным к функциональному использованию огнестрельным оружием, его основными частями, боеприпасами, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами, но при этом ошибочно полагает, что они пригодны, содеянное следует квалифицировать как покушение на совершение преступления (ч. 3 ст. 30 Кодекса), предусмотренного соответствующей частью статьи 222 УК.
Заблуждение виновного относительно устройства или принципа действия находящегося в его незаконном владении огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств не имеет значения для квалификации.22
В то же время лицо, не знавшее о незаконно хранившемся в его жилище, ином помещении оружии, не может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 222 УК РФ.
Органами следствия Субъект обвинялся наряду с другими преступлениями в хранении боеприпасов (ч. 1 ст. 222 УК РФ). Судебная коллегия приговор Челябинского областного суда в части осуждения Субъект по ч. 1 ст. 222 УК РФ отменила, а дело прекратила за отсутствием в деянии состава преступления, указав, кроме прочих доводов, на следующее. В судебном заседании Субъект вину не признал, утверждая, что патроны, изъятые в сейфе в его кабинете, ему не принадлежат, а остались от предшественника. Часть патронов, обнаруженных у него дома, он приобрел на законных основаниях, о происхождении других ему ничего не известно. Кроме того, Субъект ссылался на то, что при обыске он не присутствовал и ему не было предложено выдать патроны добровольно. Органы следствия при имеющейся возможности не обеспечили присутствие Субъект во время обысков, чем существенно нарушили процессуальный закон, права и интересы обвиняемого.23 Цель и мотив совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК, не оказывают влияния на квалификацию содеянного.
В случае ношения, хранения, приобретения огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств с целью совершения другого преступления содеянное должно квалифицироваться как совокупность незаконного ношения, хранения, приобретения оружия и приготовления к совершению иного преступления, если ответственность за это предусмотрена уголовным законом. Так, незаконное приобретение и хранение лицом огнестрельного оружия для последующего совершения убийства будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 30, соответствующей части ст. 105, ч. 1 ст. 222 УК.24
Незаконное владение огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, сопряженное с совершением преступления, предполагающего в качестве обязательного признака вооруженность, квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 222 и соответствующей статьей УК.
Глава 4. Незаконный сбыт газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия
В ч. 4 ст. 222 предусматривается самостоятельный состав незаконного сбыта газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного.
Объектом состава преступления, предусмотренного ч. 4, является состояние защищенности личности и общества от угроз незаконного сбыта такого рода оружия.
Предметом данного состава являются газовое оружие и холодное оружие, в том числе метательное.
Газовое оружие является предметом преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 222 УК РФ. Очевидно, что для того, чтобы вменить конкретному лицу незаконный сбыт газового оружия, его необходимо признать таковым. Как и в случае с боеприпасами, неизвестно, является ли вопрос о принадлежности предметов к газовому оружию специальным или юридическим.
На практике по предметам, имеющим признаки газового оружия, как правило, назначается баллистическая экспертиза.
По исследуемому экземпляру газового оружия в рамках баллистической экспертизы можно лишь решить вопрос о том, что данный экземпляр не является огнестрельным оружием либо является таковым, если он переделан. А вопрос об отнесении исследуемого экземпляра к газовому оружию остается нерешенным.
На сегодняшний день ни в законодательстве, ни в ведомственных актах нет четкого определения газового оружия, за исключением перечня предметов, которые необходимо относить к газовому оружию, приведенного в ст. 3 ФЗ "Об оружии": "Газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации".25
Кроме того, в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. "О судебной практике по делам о
хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" по поводу газового оружия определено следующее: "Основным признаком газового оружия является его предназначение для временного поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путем применения токсических веществ, оказывающих слезоточивое, раздражающее либо иное воздействие. Для приобретения и хранения газового оружия в виде пистолетов и револьверов необходимо получение лицензии. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, также относятся к газовому оружию, но могут приобретаться свободно".
Уголовную ответственность влекут лишь соответствующие деяния в отношении газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью, оборот которого запрещен Федеральным законом "Об оружии".
В п. 6 названного постановления Пленума разъясняется, что под холодным оружием следует понимать изготовленные промышленным или самодельным способом: предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают холодное клинковое оружие (кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штыки-ножи; сабли; шашки; мечи и т. п.), иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и т. п.), а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т. п.); предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека (метательные ножи и топоры, дротики и т. п.) либо механические устройства (луки, арбалеты и т. п.). Последние называются метательным оружием.
В случае, если для решения вопроса о том, является ли конкретный предмет холодным оружием, необходимы специальные познания, обязательно назначение судебной экспертизы холодного оружия, экспертные исследования холодного оружия осуществляются на основе "Методики экспертного решения вопроса о принадлежности предмета к холодному оружию" (утв. Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по проблемам экспертных исследований (протокол № 5 от 18 ноября 1998 г.)) и соответствующих государственных стандартов (в частности, ГОСТ Р 51500-99 "Ножи и кинжалы охотничьи
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в незаконном (т. е. без наличия на то лицензии) сбыте названных выше видов оружия.
С субъективной стороны это преступление характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели его совершения для квалификации содеянного значения не имеют.
Субъектом состава, предусмотренного ч. 4, может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Рассматриваемое деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Глава 5. Добровольная сдача оружия
В примечании к ст. 222 установлено, что лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в данной статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" под добровольной сдачей огнестрельного оружия, его основных частей либо комплектующих деталей к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, предусмотренной примечаниями к ст. ст. 222 и 223 УК РФ, следует понимать выдачу лицом указанных предметов по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения указанных предметов. Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение.26
Следует отметить, что примечание к ст. 222 УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ было дополнено положением о том, что не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в ст. 223 УК РФ, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение.
С. был осужден за незаконное хранение огнестрельного оружия (самодельного револьвера и патронов 5,6 мм к нему). По делу установлено, что С., будучи необоснованно задержанным по подозрению в совершении преступления и находясь в ГОВД, во время беседы с начальником отделения милиции заявил о том, что у него дома незаконно хранится огнестрельное оружие, где оно было обнаружено и изъято работниками милиции сочли, что, поскольку С. это заявление сделал, будучи задержанным по подозрению в совершении преступления, его заявление о наличии у него дома огнестрельного оружия нельзя расценивать как добровольное. Иную позицию по этому вопросу занял Верховный Суд РФ, который пришел к выводу, что при таких обстоятельствах следует считать, что С. заявление о незаконном хранении им оружия сделал добровольно, поэтому он не мог быть привлечен к уголовной ответственности.27
Условием освобождения от ответственности виновного является также отсутствие в его действиях иного состава преступления. При этом виновный будет нести ответственность за иные преступления, но будет освобожден от ответственности по ст. 222 УК РФ.28
Заключение
Особенность преступлений, предусмотренных статьей 222 УК, состоит в том, что они не только сами по себе представляют значительную общественную опасность, но и способны стимулировать рост различных видов тяжких преступлений.
Во многих случаях насильственным и корыстным преступлениям предшествует незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и хищение оружия, которое затем используется в преступных целях. Существуют и обратные взаимосвязи этих видов преступного поведения, когда преступление совершается исключительно с целью завладения оружием.
Статья 222 УК РФ является бланкетной и это не способствует минимизации квалификационных ошибок. Например, четыре части бланкетной ст. 222 УК о незаконном обороте оружия изменялись в 1998, 2003 и 2004 гг. ввиду изменений ФЗ "Об оружии". Криминологическая обоснованность изменений УК при этом не усматривается. Декриминализацию приобретения или ношения газового, холодного, метательного оружия можно расценить не иначе как поощрение реформой 8 декабря 2003 г. вооруженной преступности. Приобретают и носят ножи и нунчаки не для сбыта, а для совершения кровавых преступлений.
На все случаи изменений базовых норм законодателю необходимо немедленно реагировать поправками в УК. Вступление в силу отраслевого и бланкетного уголовного законодательства должно быть одновременным. Если этого не делать, ошибки в квалификации неизбежны.