Неосторожная форма вины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2010 в 13:59, Не определен

Описание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие вины по Российскому уголовному праву, ее формы…...3
2. Понятие, виды и признаки неосторожной вины…………………...8
3. Преступное легкомыслие, как вид неосторожной вины………...15
4. Преступная небрежность, ее психологическое содержание. Критерии преступной небрежности…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….25
Задача……………………………………………………………………...26
Задание……………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………..36

Файлы: 1 файл

уголовное право.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

     Неосторожное  причинение смерти в процессе разбоя охватывается п.«в» ч.2 настоящей  статьи и не требует дополнительной квалификации по статьям о преступлениях  против жизни. Умышленное причинение смерти выходит за рамки состава разбоя и ответственность наступает по совокупности за разбой и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (п.«з» и «к» ч.2 ст.105).  
       17. Разбой тесно примыкает к насильственному грабежу, что вызывает необходимость разграничения этих составов преступлений. Различие между ними определяется прежде всего характером примененного к потерпевшему насилия. Разбой согласно закону представляет собой нападение, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, а насильственный грабеж предполагает неопасное для жизни и здоровья воздействие на потерпевшего. Различие между разбоем и грабежом следует проводить также по моменту окончания этих преступлений. Если разбой считается оконченным с момента нападения, независимо от завладения имуществом, то для оконченного грабежа необходимо, чтобы виновный завладел чужим имуществом. При разграничении разбоя и грабежа следует учитывать способ действий виновного. Так, насилие с целью завладения имуществом, соединенное с применением оружия, всегда должно рассматриваться как разбой, независимо от характера наступивших последствий.

     Однако  действия Фонарева и Мамонтова в отношении убийства охранника следует выделить в отдельное производство по факту убийства с целью завладения оружием.

     Задание

     Чем косвенный умысел отличается от прямого  умысла и преступного  легкомыслия?

     Неправильное  разграничение преступной самонадеянности  от косвенного умысла может повлечь  ошибку в установлении формы вины. Различие между ними следует проводить как по интеллектуальному элементу, так и по волевому. Косвенный умысел имеет некоторое сходство с преступной самонадеянностью.

     По  предвидению можем ли мы различить  косвенный умысел и преступную самонадеянность. Предвидение, согласно теории уголовного права - это отражение в сознании тех событий, которые произойдут, должны или могут произойти в будущем. Поэтому под предвидением общественно опасных последствий следует понимать мысленное представление виновного о том вреде, который причинит его деяние общественным отношениям, поставленным под защиту уголовного закона. По своему интеллектуальному элементу легкомыслие имеет некоторое сходство с косвенным умыслом. Но если при косвенном умысле виновный предвидит реальную (т.е. для данного конкретного случая) возможность наступления общественно опасных последствий, то при легкомыслии эта возможность предвидится как абстрактная: субъект предвидит, что подобного рода действия вообще могут повлечь за собой общественно опасные последствия, но полагает, что в данном конкретном случае они не наступят.

     Предвидение абстрактно, т.е. отвлеченно от данной конкретной ситуации, возможности наступления  общественно опасных последствий  характеризуется тем, что виновный не сознает действительного развития причинной связи, хотя при надлежащем напряжении своих психических сил мог бы осознать это. Он легкомысленно, несерьезно подходит к оценке тех обстоятельств, которые, по его мнению, должны предотвратить наступление преступного результата, но на самом деле оказались неспособными противодействовать его наступлению.

     Если  выделить интеллектуальный элемент  указанных видов вины - предвидение, и сопоставить, то можно сделать  вывод о том, что по законодательной  формулировке мы не можем отличить косвенный умысел от самонадеянности, и ошибемся. Потому что в словесной формулировке разницы нет, а то что стоит за этим - есть, и отличается это как черное от белого. По характеру предвидения эти две формы сильно отличаются друг от друга. Однако этого нет в кодексе, но это понимание есть в жизни, в здравом смысле, реальности. И таким образом при косвенном умысле предвидение носит конкретный (реальный) характер, а при преступной самонадеянности абстрактный характер.

     Таким образом, отличие от косвенного умысла, при котором лицо предвидит реальную возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, при самонадеянности возможность наступления последствий субъект предвидит отвлеченно от конкретной ситуации, от есть абстрактно, применительно не к данной, а к другим сходным ситуациям. Он предвидит, что подобного рода действия вообще могут повлечь за собой общественно опасные последствия, но полагает, что в данном конкретном случае они не наступят.

     Основное, главное отличие легкомыслия от косвенного умысла заключается в содержании волевого элемента. Если при косвенном умысле виновный сознательно допускает наступление общественно опасных последствий, т.е. одобрительно относится к ним, то при легкомыслии отсутствует не только желание, но и сознательное допущение этих последствий, и, наоборот, субъект стремится не допустить их наступления, относится к ним отрицательно.

     По  волевому моменту преступное легкомыслие  косвенный умысел также различаются  между собой, так как у них  разное волевое отношение к последствиям. При косвенном умысле лицо безразлично относится к наступлению общественно опасных последствий, а при преступной самонадеянности сознание и воля лица не безразличны к возможным последствиям совершаемого им деяния, а направлены на их предотвращение. При этом субъект рассчитывает на конкретные, реально существующие обстоятельства, способные противодействовать наступлению преступного результата, например, на свою силу, ловкость, умение, опыт, мастерство, на действия других лиц, сил природы, машин и механизмов, а также на другие определенные обстоятельства. Но расчет оказывается неосновательным, легкомысленным, в результате чего преступного результата избежать не удается.

     Так например, С. управлял легковым автомобилем  в сильной степени опьянения, не имел прав на управление транспортными средствами: по пути следования неоднократно грубо нарушал правила дорожного движения, в результате чего сбил одного пешехода, через некоторое время - другого, а затем автомашина столкнулась со встречной и ударилась о столб электросети. Нескольким гражданам были причинены тяжкие и иные телесные повреждения и нанесен существенный материальный ущерб. Суд счел указанное деяние совершенное по неосторожности в форме преступной самонадеянности.

     В данном примере суд не исследовал всесторонне все обстоятельства, относящиеся к субъективной стороне преступления, в частности о возможности его совершения с косвенным умыслом, когда лицо не желает причинить общественно опасные последствия, но предвидит и допускает возможность их наступления. Отсутствие желания свидетельствует о безразличном отношении лица к последствиям своего деяния, но оно сознательно допускает их наступления. По данному делу суд первой инстанции не исследовал вопроса о том, что С. был уверен в невозможности наступления общественно опасных последствий, и не обосновал своего вывода об этом. Вышестоящая инстанция обоснованно отметила приговор суда ввиду неисследованности обстоятельств, относящихся к установлению формы вины.

     Таким образом правильное установление формы и вида вины необходимо для квалификации содеянного, определение степени вины при индивидуализации наказания, установления круга обстоятельств, подлежащих доказательству, надлежащего воспитательного воздействия приговора на осужденного и иных лиц.

     При преступном легкомыслии в отличие от косвенного умысла сознание и воля лица не безразличны к возможным отрицательным последствиям своего деяния, а направлены на их предотвращение. Закон характеризует волевое содержание легкомыслия не только как надежду, а именно как расчет на предотвращение общественно опасных последствий. При этом виновный рассчитывает на конкретные, реальные обстоятельства, способные, по его мнению, противодействовать наступлению преступного результата: на собственные личные качества, на действия других лиц, механизмов, а также на иные обстоятельства, значение которых он оценивает неправильно, вследствие чего расчет на предотвращение преступного результата оказывается неосновательным, самонадеянным, не имеющим достаточных к тому оснований.

     Расчет, хотя и необоснованный, самонадеянный, на конкретные факторы, способные, по мнению виновного , предотвратить наступление  общественно опасных последствий, существенно отличает преступное легкомыслие  от косвенного умысла, при котором  такой расчет отсутствует, хотя и возможна ни на чем не основанная надежда, что вредные последствия не наступят. 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

     1. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года - справочно-правовая система ГАРАНТ, М., декабрь, 1999.

      2. Уголовный кодекс РФ текст  и справочные материалы с изменениями и дополнениями на 15 октября 2008 г. М. Эксмо

     Материалы судебной практики.

     3. Постановление Пленума Верховного  Суда СССР от 18 марта 1963 г. „О  строгом соблюдении законов при  рассмотрении дел судами". справочно-правовая  система ГАРАНТ, ноябрь 2008г.

     4.Постановление  Пленума Верховного Суда СССР  от 30 июня 1969 года „О судебном  приговоре" сайт Консультант Плюс

       5.Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года "О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях"Бюл. ВС СССР, 1970, N 1

       6.Извлечение из постановления Краснояружского суда Белгородской обл.( по делу Он-ко) сайт http/ www.law.ru

       7.Извлечение из постановления Ярославского районного суда по делу о ДТП официальный сайт Ярославского обл.суда.

     8.«Уголовное  право Российской Федерации. Общая часть.» под редакцией А.И. Рарога М. Юрист 2002

     9. Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная  сторона преступления и ее  установление. Воронеж, 1974

     10. Нерсесян В.А. О концепции вины  в уголовном праве // Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. - М., 1996

     11. Пионтковский А.А. Курс советского  уголовного права. М., 1970

     12.Таганцев  Н.С. «Уголовное право. Общая  часть.» по изданию 1902г. Allpravo.ru 2008

Информация о работе Неосторожная форма вины