Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 22:23, реферат
Борьба с преступностью - внутренняя функция любого государства. Но современной преступности присуща и экстерриториальность, т.е. совершение уголовно-наказуемых деяний одними и теми же лицами на территории не только нескольких республик, краев, областей, но и государств. Получают все большее распространение терроризм, коррупция, незаконная торговля наркотиками, фальшивомонетничество, отмывание преступных доходов и другие преступления, имеющие международную значимость. Это объясняется тем, что организованная преступность растет и приобретает транснациональный характер.
Введение.........................................................................................................................3
Теоретическая разработка вопроса о допустимости доказательств, полученных на территории иностранного государства..................................4
Современная правовая регламентация…………………………………...........5
Интерпол: история создания, структура и деятельность……………...….7
Список использованных источников............... .......................................................15
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат
«Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства»
Выполнил студент Группы ЮБ-444 Лялин Сергей Витальевич
|
Ростов-на Дону
2014
Содержание
Введение......................
Список использованных источников............... ..............................
Введение
Борьба с преступностью - внутренняя функция любого государства. Но современной преступности присуща и экстерриториальность, т.е. совершение уголовно-наказуемых деяний одними и теми же лицами на территории не только нескольких республик, краев, областей, но и государств. Получают все большее распространение терроризм, коррупция, незаконная торговля наркотиками, фальшивомонетничество, отмывание преступных доходов и другие преступления, имеющие международную значимость. Это объясняется тем, что организованная преступность растет и приобретает транснациональный характер.
Возможны и такие ситуации: жертвы преступления являются гражданами различных государств или людьми, связанными с деятельностью международных организаций; ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства или международные организации, либо предприятия с иностранным участием; финансирование или операции по отмыванию денег, полученных преступным путем, осуществляется в другом государстве; одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не являются гражданами России, в которой оно совершено; лица, совершившие преступление в России, выехали за ее пределы и скрываются в каком-то иностранном государстве; потерпевшие, свидетели, либо вещественные или письменные доказательства совершенных преступлений оказываются на территории других государств.
Всё это требует совместных усилий и повседневного сотрудничества государств. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства – основанное на международном договоре РФ, международном соглашении или на принципе взаимности взаимодействия российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.
Для подтверждения принципа взаимности выносится письменное обязательство Верховного суда Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
В процессе международного сотрудничества российские правоохранительные органы получают из-за рубежа различные материалы о расследуемом преступлении (документы, предметы, протоколы). В связи с этим возникает проблема определения их доказательственного значения. При каких условиях допустимы в качестве доказательств данные материалы? В каком процессуальном источнике они могут получить свое закрепление?
I. Теоретическая разработка вопроса о допустимости доказательств, полученных на территории иностранного государства
Одним из первых попытку затронуть "международно-правовой аспект" доказательств предпринял Г.М.Миньковский. По его мнению, понятие фактических данных, полученных с нарушением закона, которое дано в ч. 3 ст. 69 УПК, "в определенных случаях нуждается в расширительном толковании, так как в процессе производства по некоторым уголовным делам негативные последствия вызывают не только нарушения норм российского законодательства, но и норм международного права и международных договоров. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) они признаются составной частью правовой системы России и, следовательно, подлежат применению при расхождении между ними и внутренним законодательством".
По мнению Е. Сидоренко, "иностранные" доказательства могут считаться допустимыми, если они получены на законных основаниях, т.е. в рамках самостоятельного расследования или по отдельным поручениям следственных органов России; компетентными лицами (сотрудниками полиции, прокуратуры, судебных органов) с соблюдением процессуальных норм этих государств; с закреплением в форме процессуальных документов, имеющих аналоги в уголовно-процессуальном законодательстве России. Вместе с тем автор не упоминает о наличии соответствующих международных норм как одном из условий обращения за правовой помощью, которые устанавливают процедуру взаимодействия с зарубежными учреждениями юстиции. Несоблюдение указанной процедуры является существенным нарушением процесса, не позволяющим признать допустимыми доказательства, полученные из источников в иностранном государстве.
Проблему допустимости "иностранных" доказательств затрагивает и В.М. Волженкина. По ее мнению, допустимость доказательств, полученных в процессе оказания правовой помощи, определяется точным соблюдением совокупности обязательных процедур и условий международных договоров; общепризнанных норм и правил международного права; нормативных актов Российской Федерации; соблюдением законодательства своей страны при исполнении поручения РФ, а также соблюдением установленного порядка направления и оформления следственных и судебных поручений.
Согласно подходу К.Б.Калиновского, институт допустимости доказательств должен гарантировать, кроме обеспечения оптимальных форм достижения истины по делу, соблюдение прав участников процесса. Действия должностных лиц иностранных государств по получению предметов, протоколов и других документов он считал непроцессуальными или предпроцессуальными для российского судопроизводства. Нарушения иностранного законодательства, должны влечь соответствующие санкции, однако при этом они не должны влиять на решение вопроса о допустимости использования таких материалов в качестве доказательств в российском уголовном процессе.
II. Современная правовая регламентация
Статья 455 УПК РФ гласит:
Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Таким образом, в ст.455 устанавливается
принцип равенства
При необходимости получения доказательств с территории иностранного государства составляется специальный запрос, который направляется через:
Сначала запрос составляется на национальном языке государства, направляющего запрос, после чего запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются. Указанный запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменной форме, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего учреждения и должен содержать:
Для того, чтобы стать равными по доказательственной силе, доказательства, полученные компетентными органами или лицами иностранного государства, должны отвечать определенным требованиям, указанным в ст.455 УПК:
- доказательства должны быть
получены с применением тех
законов иностранного
- доказательства должны быть получены
с соблюдением условий запроса и согласия
на его исполнение, т. е. были осуществлены
процессуальные действия, перечисленные
в запросе; есть письменное согласие компетентного органа иностранного государства
на исполнение запроса; исполняет его
именно то должностное лицо, которое назначил
компетентный орган и о котором сообщено
России как запрашивающей стороне; процессуальные
действия касались указанных в запросе
лиц (физических, юридических) и интересующих
запрашивающую сторону обстоятельств
дела;
- доказательства должны быть
получены в границах
Обязательным является официальное удостоверение посылаемых в Российскую Федерацию доказательств.
Доказательства, полученные на территории иностранного государства и с применением его национального уголовно-процессуального законодательства, подвергаются затем лицом, расследующим преступление и рассматривающим его в России, оценке в совокупности со всеми другими доказательствами по делу.
III. Интерпол: история создания, структура и деятельность.
А) ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
В лексиконе криминалистов и учёных – правоведов многих стран прочно прижились термины «международная преступность» и «международный преступник». Ещё на страницах «Одиссеи» Гомера трижды упоминаются люди, которые после совершения убийства избегают возмездия и смерти, покидая Отчизну. Есть и документальные свидетельства того, что издавна среди совершивших тяжкие преступления были такие, кто скрывался от наказания, покидая свою страну. В полицейском музее Гамбурга демонстрировался едва ли не самый древний из дошедших до нас документов такого рода. Это - просьба о помощи в розыске и доставке раба, совершившего кражу и бежавшего в Александрию. На вощёной дощечке, датированной 145 годом до н. э., на греческом языке сообщалось: «…Имя его Гермон, уроженец Бамбука (Сирии), в возрасте примерно 18 лет, среднего роста, без бороды, с прямыми ногами, на подбородке ямочка, на левой руке татуировка из нескольких негреческих букв. Он носит хламиду и кусок козьей шкуры. Гермон украл кушак с тремя минами (единица веса) золотых монет, десятью жемчужинами и железным кольцом. Тот, кто его доставит, получит вознаграждение – три тысячи драхм». Этот документ содержал практически всю информацию, которая и сегодня используется при розыске скрывшегося преступника.
В 1889 году состоялось учредительное заседание международного союза уголовного права. Его участники констатировали появление «международной преступности» и призвали полицейские службы разных стран к согласованным действиям по её подавлению. В 1905 году в Гамбурге на заседании другого международного объединения – Криминалистического общества – было принято обращение ко всем государствам создавать в своих полицейских ведомствах особые службы для борьбы с «международной преступностью». Подобным же образом развивались события и на Американском континенте, где в 1910 году в Буэнос-Айресе прозвучал призыв «учредить всемирный союз полиции». Накануне первой мировой войны, в апреле 1914 года, состоялся конгресс уголовной полиции в Монако. Его инициатором был глава монакского государства герцог Альберт I. До сих пор осталось тайной, что же побудило аристократического потомка древнего дворянского рода Гримальди, занимающегося исследованием Мирового океана, обратиться к проблеме международной борьбы с уголовной преступностью. До наших дней дошла легенда, свидетельствующая о том, что Альберт I сам якобы стал жертвой мастерски исполненного в те годы преступления. Монако был давно известен во всём мире как изысканный курорт и место приятного отдыха. Почти круглый год сюда съезжалась только состоятельная публика. А там, где много состоятельных людей, всегда крутится рой всевозможных воров, мошенников, аферистов. Была в Монако и ещё одна достопримечательность - знаменитое казино в Монте–Карло, открытое ещё в 1862 году. В то время у владельцев казино ещё не было, как сейчас своей частной службы, «просеивающей» клиентуру игорного заведения. И вот однажды на Лазурном берегу появилась молодая красивая женщина, выдававшая себя за немецкую княжну Софию. Каждый день она бывала в казино, присаживалась к рулетке и делала по одной – две ставки – не больше. Ей почти всегда везло, но, казалось, удача её мало радовала: с печальным лицом она покидала зал. Таинственная незнакомка заинтересовала герцога. Герцог пригласил княжну к себе во дворец. Визит состоялся, а за ним последовало ещё несколько встреч, во время которых герцог узнал «историю» Софии. Она якобы совсем недавно убежала из дома родителей с молодым человеком, которого очень любит и хочет выйти за него замуж. Но её родители против мезальянса наследницы княжеского рода с небогатым молодым человеком. Молодые люди решили приехать в Монако, попытать удачи в рулетке, а если повезёт, и они выиграют деньги, то смогут поселиться в Италии и не зависеть от её родителей. Но её избраннику не везёт в рулетке, и он быстро проматывает всё то немногое, что её удаётся выиграть. «История» тронула герцога, он хотел принять участие в судьбе Софии. Однажды, вернувшись во дворец после долгой вечерней прогулки, герцог обнаружил, что кто-то вскрыл его сейф и забрал оттуда все драгоценности и наличные деньги. София бесследно исчезла.