Характеристика признаков субъекта преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2010 в 21:39, Не определен

Описание работы

Понятие субъект преступления является одним из ключевых в уголовном праве. Для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны защищаемых уголовным правом интересов необходимо точное определение субъекта преступления. Без данной категории сложно представить существование всей науки уголовного права, так как с помощью него дается ответ на то, в каком случае лицо, совершившее деяние, – преступник

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

     Главный признак специального субъекта преступления заключается в особом характере  отношений, выступающих в качестве объекта преступления, которым может быть та или иная социальная ценность либо отношения, обеспечивающие её безопасность. Как отмечает И. Лапеко, «специальный объект – это отношения, обеспечивающие осуществление отдельных социально необходимых общественных и государственных функций, направленных на защиту безопасности личности, общества и государства» [3, с. 23]. Этот специальный характер отношений и определяет специфику субъекта преступления, направленного против специального порядка поведения.

     «Таким образом, специальный субъект преступления – это субъект отношений, выступающих в качестве специального  объекта посягательства, надлежащим образом включённый в эту систему отношений и способный выполнять предусмотренные этими отношениями обязанности» [3, с. 25].

     Нормы, содержащие специальный субъект  преступления, направлены на обеспечение  особых социальных функций, они адресованы конкретной категории лиц, которые  должны отвечать определённым требованиям. Устанавливая ответственность за нарушение специальных обязанностей, уголовный закон тем самым выполняет важную для общества функцию обеспечения его развития, защиты личности, общества и государства.

          На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что субъект преступления — это сложная уголовно-правовая категория, занимающая важное место в учении о составе преступления. Он характеризуется рядом обязательных признаков (физическое лицо, вменяемость, предусмотренный уголовным законом возраст), отсутствие хотя бы одного из которых  свидетельствует об отсутствии субъекта преступления и самого состава преступления. Таким образом, наличие или отсутствие тех или иных признаков субъекта преступления имеет большое значение для отграничения преступных деяний от непреступных и в целом правильной квалификации общественно опасных действий виновного.

ГЛАВА 2. ВМЕНЯЕМОСТЬ КАК  ПРИЗНАК СУБЕКТА  ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Раздел 2.1. Понятие вменяемости

     Наряду  с возрастом физического лица, вменяемость также является признаком  субъекта преступления. При этом вменяемость и возраст, как признаки субъект преступления, между собой тесно связаны, взаимно обуславливают и дополняют друг друга в составе преступления. Аксиомой уголовного права является то, что субъект преступления, как уголовно-правовое понятие, имеет место только тогда, когда на лицо совокупность его обязательных признаков: физическое лицо, достижение установленного законом возраста и вменяемость. Поэтому наука уголовного права и уголовное законодательство устанавливают, что субъектом преступления может быть лишь вменяемое лицо.

      В соответствии с законодательством  понести уголовную ответственность  за совершённое общественно опасное  деяние могут только вменяемые лица. В соответствии с аргументированным обоснованием В.Г. Павлова «сознание и воля представляют собой наиболее важные психические функции, которые вообще определяют повседневное поведение любого человека» [8, с. 43]. То есть учение о свободе воли лежит в основе самого понятия вменяемость.

     Поведение человека, любые его деяния, определяются его сознанием и волей. В свою очередь сознание и воля являются продуктом внешних условий, в которых живет человек, так как они формируются социальными условиями его жизни. Лицо с нормальной психикой обладает свободой воли, что означает способность осознанно принимать решение. Обладая свободой воли и здоровой психикой человек может не только правильно оценивать свои действия, но и выбирать самый различный вариант поведения, соответствующий мотивам, потребностям, задачам, которые он перед собой ставит. Влияние же окружающей среды, многочисленных внешних и внутренних факторов, взаимодействующих и определяющих его поведение, всегда проходит через его сознание. Осознавая характер своих действий (бездействия) и обладая свободой воли, лицо может руководить своим поведением. Именно этот аспект и обусловливает обязанность человека со здоровой психикой нести уголовную ответственность за совершенные им общественно опасные действия (бездействие). Таким образом, осознанное волевое поведение лица даёт ему возможность правильно выбрать вариант поведения в той или иной конкретной ситуации, а также и при совершении общественно опасного деяния.

     «Способность  правильно понимать и оценивать  фактическую сторону и значимость своих поступков и при этом осознанно руководить своей волей  и действием, как отмечает В.Г. Павлов, отличает вменяемое лицо от невменяемого, когда всё происходит в диаметрально противоположном плане» [8, с. 43].

     «В  этимологическом понимании, которое даёт Р.И. Михеев, вменяемость (синоним – «импутабельность» imputabilitas  – от лат. imputo – вменять в вину, засчитывать), означает субъективную возможность лица нести ответственность за совершенное им уголовно наказуемое деяние» [5, с. 12]. Само же понятие вменяемости в уголовном законе отсутствует. Но следует отметить, что вопрос о его законодательном определении белорусскими учеными решается неоднозначно. Одни ученые считают целесообразным закрепление в уголовном законе нормы о вменяемости. Другие полагают, что понятие «вменяемость» не нуждается в законодательном закреплении, так как субъект уголовной ответственности предполагается вменяемым, пока не будет доказано обратное. Отечественное уголовное законодательство дает только определение невменяемости.

     Лицо признается невменяемым, если оно во время совершения общественно опасного деяния не могло сознавать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ч.1 ст. 28 УК Республики Беларусь). То есть невменяемость представляет собой различные виды болезненных психических расстройств лица, которое во время совершения общественно опасного деяния причиняет вред общественным отношениям и не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, что исключает виновность данного лица и признание его субъектом преступления, а следовательно, исключает привлечение к уголовной ответственности и назначение ему наказания.  В свою очередь вменяемость представляет собой понятие противоположное невменяемости: способность человека сознавать свои действия (бездействия) и руководить ими. Такое, так называемое, «зеркальное» определение вменяемости в литературе приводится достаточно часто. И, хотя понятия вменяемости и невменяемости преследуют одну общую задачу, необходимо иметь в виду следующее. Как отмечает Б. Спасенников, «вменяемость – обязательный признак субъекта преступления, а невменяемость лица, свидетельствует об отсутствии этого элемента состава преступления. Поэтому недопустимо «легко выводить» одно понятие из другого» [4, с. 75].

     Хоть  понятие вменяемости и отсутствует  в уголовном законе, оно в различных  интерпретациях даётся в юридической  литературе. Так, «более ёмко определяют вменяемость как признак субъекта преступления Ю.М. Антонян и С.В. Бородин, которые рассматривают её как психическое состояние лица, заключающееся в его способности при определённом развитии, социализации, возрасте и состоянии психического здоровья во время совершения преступления отдавать отчёт себе в своих действиях и руководить ими, а в дальнейшем в связи с этим нести уголовную ответственность и наказание» [8, с. 46]. Как уголовно-правовое понятие вменяемость – это многогранная и ёмкая по своему содержанию категория. Как замечает  Р.И. Михеев «её можно характеризовать с различных сторон; как  субъективную юридическую предпосылку вины и уголовной ответственности; как один из общих юридических признаков состава преступления, характеризующий субъекта уголовной ответственности; как показатель преступного и наказуемого; как критерий отграничения виновного и преступного поведения от совершённых без вины деяний невменяемого; как один из юридических признаков личности преступника» [5, с.12].

     Анализируя  понятие вменяемости в юридической  литературе можно с полной уверенностью говорить, что вменяемость по отношению  к невменяемости – более широкое  и ёмкое понятие.

    Далее следует отметить, что вменяемость  довольно тесно связана с виной  и уголовной ответственностью в отношении субъекта преступления. В научной и учебной литературе высказывалось мнение о том, что «вменяемость есть предпосылка вины и ответственности», а некоторые ученые вообще ставили знак равенства между виновностью и вменяемостью. Однако, как отмечает Р.Р. Тугушев, «вменяемость не должна пониматься как предпосылка вины, с ней вменяемость связана не непосредственно, а через  состав преступления. Вменяемость служит предпосылкой уголовной ответственности» [11, с. 8].

      То есть вменяемость связана с виной только через состав преступления. В данном случае речь идёт о взаимосвязи вменяемости и вины как признаков разных элементов в общем составе преступления. Эта взаимосвязь прослеживается в том, что вменяемость, как признак субъекта преступления, и вина, как признак субъективной стороны, характеризуют психическую сторону лица, которое совершает общественно опасное деяние. Оба этих признака обеспечивают в отечественном уголовном праве действие принципа субъективного вменения.

    Из  выше сказанного можно сделать вывод, что объективное вменение (уголовная ответственность за невиновное причинение вреда) по нашему уголовному законодательству не допускается и полностью противоречит ему; а невменяемый, совершивший общественно опасное деяние, не подлежит уголовной ответственности, так как вред причинён им невиновно, при отсутствии вины. Что же касается непосредственно установления взаимосвязи вменяемости и вины, то оно, по мнению В.Г. Павлова, «позволяет более глубоко разобраться в самом субъекте преступления как элементе состава, а также в его содержании и уголовно-правовой характеристике не только с позиции науки уголовного права, но и с позиции медицины и психологии» [8, с. 52].

    Чтобы наиболее полно раскрыть понятия  вменяемости и невменяемости в действующем уголовном законодательстве Республики Беларусь, необходимо  рассмотреть проблему вменяемости в её ретроспективе для уяснения сути и внутреннего содержания последней.

    По  мнению отечественных учёных, сам  термин невменяемость появился только в XIX веке. Первоначально наиболее практичным казалось дать в законе перечень конкретных условий, устраняющих вменяемость. К ним относили малолетство, помешательство, глухонемоту, одряхление, лунатизм и др. Но при таком подходе легко могли быть опущены отдельные ненормальные психические состояния, устраняющие вменяемость. Поэтому следующим шагом в законодательстве было установление для различных состояний невменяемости обобщенных формул, способных охватить разнообразные случаи невменяемости, стремление указать в статье закона условия невменяемости и те основания, благодаря которым эти состояния устраняют ответственность. Уголовное законодательство советского периода по существу сохранило традиции старой школы уголовного права, оставив практически без изменений сформировавшуюся на те годы формулу невменяемости. [8, с. 59-60].

    В отечественном уголовном законодательстве понятие невменяемости в основном строится на сочетании двух критериев (медицинского и юридического), хотя точки зрения учёных по этому вопросу окончательно не сходятся. Ныне действующий УК Республики Беларусь 1999г. более чётко определил формулу невменяемости по отношению к предыдущему уголовному законодательству. В ч.1 ст. 28 УК Республики Беларусь сказано, «что не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики».

    Таким образом, как уже говорилось выше,  вменяемость представляет  собой  многогранную и ёмкую по своему содержанию уголовно-правовую категорию, характеризующуюся своими критериями (речь о которых пойдёт в последующих разделах). В уголовном праве вменяемость выполняет роль определителя субъекта преступления и одного из условий вины и уголовной ответственности. 

Раздел 2.2. Медицинский критерий вменяемости 

     Как мы уже выяснили, вменяемость –  не только неотъемлемый признак субъекта преступления, но понятие многогранное как по своему содержанию, так и  по значению. Подразумеваемое в уголовном  законе внутреннее содержание понятия  вменяемость раскрывается, как и понятие невменяемости, посредством наличия совокупности двух критериев: медицинского и юридического. Данные критерии нашли своё законодательное закрепление в ч.1 ст. 28 УК Республики Беларусь и, по существу, раскрывают формулу невменяемости. Лишь совокупность этих критериев определяет невменяемость лица, так как каждый из них в отдельности характеризует только медицинскую или только юридическую сторону психического отношения лица к совершенному общественно опасному деянию.

     В процессе исторического становления формулы вменяемости в науке уголовного права учёные-юристы неоднозначно понимали и определяли критерии вменяемости. Многое зависело от подходов отдельных исследователей, их субъективного восприятия. Данное положение в большей степени объяснялось отсутствием в уголовном законе понятия вменяемость, что в свою очередь порождало самые различные предположения по определению формулы вменяемости. И даже определение формулы вменяемости в нынедействующем уголовном законе является далеко не совершенным.

Информация о работе Характеристика признаков субъекта преступления