Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 07:59, курсовая работа
Перед изучением данной темы была поставлена цель: исследование особенностей побега из мест лишения свободы, из под ареста или из под стражи.
Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:
Рассмотреть историю развития уголовного законодательства о побегах из мест лишения свободы
Дать характеристику понятию и признакам побега из мест лишения свободы
Определить объект и объективную сторону преступления, предусмотренную ст. 313 УК РФ
Изучить субъект и субъективную сторону преступления, предусмотренную ст. 313 УК РФ
Раскрыть квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст. 313 УК РФ
Введение
Общая характеристика побегов
История развития уголовного законодательства о побегах из мест лишения свободы
Понятие и признаки побега из мест лишения свободы
Характеристика преступления, предусмотренного ст. 313 УК РФ
Объект и объективная сторона преступления, предусмотренная ст. 313 УК РФ
Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренная ст. 313 УК РФ
Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст. 313 УК РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Оглавление
Введение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение |
|
Список использованных источников и литературы |
Введение
Побег1 является одним из самых распространенных преступлений, совершаемых осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Доля побегов в структуре пенитенциарной преступности достаточна высока. Так, в 2003 году было совершено 136 побегов, за 2004 год – уже 184. По официальной статистике, в 2010 году из российских колоний совершено 186 побегов. Учитывая, что в отечественных местах лишения свободы содержится приблизительно 800 тысяч человек, цифра кажется незначительной. По официальной статистике, в 2010 году из российских колоний совершено 186 побегов. Учитывая, что в отечественных местах лишения свободы содержится приблизительно 800 тысяч человек, цифра кажется незначительной. У правоохранительных органов имеется большой опыт и предотвращения побегов и применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение этого преступления. Тем не менее, это не снижает количество побегов, а при применении норм Уголовного закона возникают определенные затруднения как при решении вопроса о наличии состава преступления, так и при квалификации побега. При этом следует отметить, что в действующем Уголовном кодексе отсутствует определение понятия побег и поэтому на практике по аналогичным ситуациям, принимаются различные решения.
Общественная опасность побега из мест лишения свободы лица, отбывающего наказание, а равно побега из-под ареста или из-под стражи, обусловлена тем, что прерывается исполнение приговора, решения суда или органа предварительного расследования об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, дезорганизуется деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы в связи с отвлечением сил и средств для поиска и задержания бежавшего, создается опасность совершения этим лицом нового преступления, порождается сомнение у населения в способности обеспечить надежную изоляцию преступников со стороны соответствующих органов. Из всего вышесказанного можно определить актуальность данной темы: общественная опасность, рассматриваемого преступления довольно высока, что является основной предпосылкой для проведения комплекса мер по предупреждению и пресечению данного преступления.
Перед изучением данной темы была поставлена цель: исследование особенностей побега из мест лишения свободы, из под ареста или из под стражи.
Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:
В уголовно-правовой
литературе проблемные вопросы, связанные с побегами
из мест лишения свободы в разное время в той или иной
мере освещались в работах Ю.М. Антоняна,
А.В. Бриллиантова, В.И. Егорова, М.П. Журавлева,
В.Е. Квашиса, Л.Г. Крахмальника, К.К. Мазняка,
В.А. Машнина, М.П. Мелентьева, А.С. Михлина,
Л.В. Перцовой, В.К. Сауляка, В.И. Селиверстова,
Г.Г. Слободянюка и других ученых. Их труды явились
теоретическим фундаментом
Несмотря на несомненную значимость этих
исследований, вместе с тем представляется,
что они не исчерпали всего круга вопросов,
требующих своего разрешения в данной
области, так как в связи с изменением социально-экономических
Теоретическую основу исследования составили работы по теории уголовного права, уголовной политики, криминологии, уголовно-исполнительного права, логики, педагогики, психологии, социологии, относящиеся к проблемам данного исследования. В качестве нормативной базы использовались: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты и обязательства, принятые на себя Россией, действующие уголовное и уголовно-исполнительное законодательства Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в исследуемой сфере
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, и заключения. В конце приводится список законодательных актов и литературных источников.
Побег из мест заключения традиционно рассматривается российским законодательством как деяние, противодействующее правосудию, общественная опасность которого состоит в невозможности исполнения судебных актов в отношении лиц, совершивших преступления. За время существования пенитенциарной системы законодатель неодинаково оценивал степень общественной опасности побега, что влекло за собой разную уголовно-правовую оценку этого преступления.
В первые годы советской власти побег заключенного из мест лишения свободы карался суровым образом. Так, согласно постановлению ВЦИК от 17 мая 1919 года «О лагерях принудительных работ», за побег в первый раз заключенному увеличивался срок наказания до десятикратного размера, а вторично карался вплоть до применения высшей меры наказания, определяемой судом военного трибунала.2
Начиная с 20-х годов двадцатого века законодатель стал ограничивать применение уголовно-правовых мер борьбы с побегами, отдавая предпочтение профилактическим мерам. Первым шагом на этом пути стало Положение об общих местах заключения РСФСР, утвержденным постановлением Народного комиссариата юстиции от 15 ноября 1920 г., в котором разграничивались побеги с квалифицирующими признаками и без таковых. Устанавливалось, что заключенные, виновные в побеге или в покушении на побег, сопряженном с насилием или повреждением здания, отвечают в судебном порядке, а совершившим побег не засчитывается в срок наказания время, проведенное в заключении до побега, если оно не превышает одного года. Незачет в срок наказания времени свыше одного года должен был решаться судом.3
В УК РСФСР 1922 года ответственность за побег осужденного была предусмотрена только в случаях его совершения путем подкопа, взлома, повреждения запоров, стен и т. п. Побег же, не сопровождающийся этими обстоятельствами, уголовной ответственности не влек, а рассматривался в качестве процессуального проступка.
В октябре 1924 года ВЦИК отменил уголовную ответственность осужденных за побег из мест заключения и заменил ее дисциплинарной. Побег при отягчающих обстоятельствах (с применением насилия над сотрудниками пенитенциарного учреждения, подкопа, взлома, повреждения имущества и т. д.) влек за собой изменение в режиме содержания осужденного в судебном порядке. Однако возросшее после этого число побегов осужденных показало ошибочность такого решения, и в 1926 году УК РСФСР признал уголовно наказуемым любой побег из места заключения или из-под стражи.4 В дальнейшем закон стал предусматривать ответственность не только за побег из мест заключения, но и за побег арестованного из мест принудительного заключения.
Следует
отметить, что законодательство двадцатых-тридцатых
годов наряду с ответственностью
за побег из места лишения свободы
предусматривало
УК РСФСР 1920 года предусматривал ответственность и лиц, содействовавших побегу. Их действия карались значительно строже, чем сам побег. Специальная статья об ответственности за содействие побегу заключенного и незаконное его освобождение существовала наряду с общей нормой, предусматривающей ответственность и за соучастие, до принятия Уголовного кодекса 1960 года.
С 1
января 1961 года был введен в действие
новый Уголовный кодекс. В нем
отсутствовала норма, предусматривающая
ответственность за незаконное освобождение
заключенного к лишению свободы
или содействие побегу. Лица, оказавшие
содействие беглецу, привлекались к
уголовной ответственности как
соучастники. Должностные лица, оказавшие
содействие побегу путем использования
служебного положения, несли ответственность
по статье о должностных преступлениях.
Также в него не было включено понятие
побега, которое ранее давалось в
Исправительно-трудовом кодексе 1933 года.
Побег определялся как
В Уголовном кодексе 1996 года, вступившем в силу 1 января 1997 года, максимальный срок лишения свободы за побег устанавливается до 8 лет, что является более строгим наказанием по сравнению с наказанием указанным в норме ст. 188 УК РСФСР 1960 года.
Действующее российское законодательство по вопросу об ответственности за побег из места лишения свободы или из-под стражи в основном сохраняет преемственность с УК РСФСР 1960 года. По Уголовному кодексу РФ ответственность за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи предусмотрена ст. 313.
1.2. Понятие и признаки побега из мест лишения свободы
Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст.313 УК). Общественная опасность данного преступления заключается в том, что оно препятствует исполнению приговора или меры процессуального принуждения, подрывает авторитет органов уголовно-исполнительной системы и предварительного расследования.
Объективная сторона преступления состоит в побеге из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи.
Под
побегом понимается самовольное
незаконное (вопреки закону, без
разрешения компетентных должностных
лиц) оставление лицом, отбывающим наказание
или находящимся в
Местом
лишения свободы являются учреждения,
в которых отбывают наказание
осужденные к лишению свободы. В
соответствии со ст.78 УИК к ним
относятся исправительные и воспитательные
колонии, тюрьмы, лечебные исправительные
учреждения. Следственные изоляторы
выполняют функции мест лишения
свободы в отношении
Побег
из общежития за пределами исправительного
учреждения, с рабочего объекта или
по пути следования к нему лица, которому
было разрешено передвижение без
конвоя или сопровождения, считается
совершенным из мест лишения свободы.
Побегом из места лишения свободы
будет и незаконное самовольное
оставление места длительного свидания
за пределами исправительного
Местом нахождения под стражей, подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей, являются помещение в органах предварительного расследования, транспортные средства, используемые для этапирования к месту отбывания наказания, в суд и т.п., а также любые другие учреждения, где при совершении следственных действий лицо находится под конвоем, например, следственные изоляторы временного содержания, пересылочные пункты, транзитно-пересылочные отделения. Побег из-под стражи может иметь место при производстве различных следственных действий, например, при осмотре места преступления, производстве следственного эксперимента, из кабинета прокурора, следователя, лица, производящего дознание, а также из зала судебного заседания.
Информация о работе Характеристика преступления, предусмотренного ст. 313 УК РФ