Доказывание в уголовном судопроизводстве, порядок производства следственных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2009 в 16:44, Не определен

Описание работы

Правоохранительные органы обязаны делать все необходимое для обеспечения сохранности государственной, коллективной и индивидуальной собственности, охраны чести и достоинства граждан, вести решительную борьбу с преступностью, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.

Файлы: 1 файл

Курсовичок.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

              Не все обстоятельства, устанавливаемые по уголовному делу с помощью доказательств, входят в предмет доказывания. При доказывании возникает необходимость установить ряд таких вспомогательных фактов, которые не включаются в обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, и служат лишь средством  для установления обстоятельств, составляющих предмет доказывания по делу13.

         Правильно установленный предмет доказывания  предусматривает, что все обстоятельства, отнесенные к его содержанию должны быть установлены по каждому уголовному делу  и предмет доказывания является сквозным для всех стадий уголовного процесса.

         Уголовно-процессуальный закон, регламентируя процесс доказывания, упорядочивает деятельность по установлению фактических обстоятельств  дела, создает надежные гарантии равенства прав сторон в доказывании.

         К   стадии  судебного  разбирательства  необходимость  определить  в  каждом конкретном случае пределы доказывания,  чтобы,  с одной стороны,  обеспечить полное,  всестороннее,  объективное  исследование предмета доказывания,  а с другой - устранить все,  не имеющее отношения к делу.  Эта же  позиция  была свойственна ранее действовавшему процессуальному закону14.  Понятие пределов доказывания, с одной стороны, включает требование обеспечить необходимую и  достаточную  полноту (глубину) познания существенных явлений и их связей; с другой - оно выражает требование надежности результатов познания. Иными словами, пределы доказывания предполагают определение по конкретному делу его границ таким образом, чтобы собранная совокупность доказательств  с  качественной  стороны  обеспечивала установление  каждого  элемента предмета доказывания. С количественной стороны они должны гарантировать достоверность установления этих  обстоятельств  для адресата  доказывания  и  всех  лиц,  к  которым  обращено  воспитательное и предупредительное действие судопроизводства.  Таким  образом,  если  предмет доказывания охватывает обстоятельства,  подлежащие установлению по делу, как фактическое основание для решения вопросов ответственности, наказания и др., то пределы доказывания охватывают доказательственный материал, относящийся к обстоятельствам,  подлежащим установлению по делу,  и позволяющий сделать  о них  достоверные  выводы  (фактическое  основание  для установления предмета доказывания).

         По  конкретному делу пределы доказывания  на предварительном  и судебном следствии  могут  быть различны.  Пределы  исследования  на  предварительном  следствии   могут  оказаться  шире,  чем  в  судебном  разбирательстве.  Это объясняется тем, что  в  ходе расследования могут выясняться обстоятельства, которые впоследствии не будут исследоваться в суде, как не имеющие отношения к делу. Поэтому в  следственной  работе  возможны  так  называемые "издержки производства".  Правильно  ориентируясь  в  вопросе о предмете доказывания и пределах исследования, следователь может их сократить.

         Несовпадение  констатируется  не  в пределах, необходимых и достаточных для  установления предмета доказывания, а именно в фактическом объеме доказывания. При этом могут иметь место  следующие варианты  а)  фактический объем доказывания на предварительном расследовании более широк по сравнению с объемом доказывания на  судебном  разбирательстве за  счет  информации,  хотя  и  оказавшейся, в конечном счете, избыточной,  но собранной для обеспечения полноты и надежности доказывания; б) более широкий объем объясняется ошибочным включением в предмет доказывания обстоятельств, фактически в него не входящих,  в связи,  с чем собиралась  информация,  не относящаяся   к   делу;   в) более  широкий  объем  объясняется  ошибочным определением круга доказательств, необходимых и достаточных для достоверного знания   обстоятельств,   входящих  в  предмет  доказывания. В свою  очередь расширение объема доказывания на судебном  разбирательстве по  сравнению с предварительным   расследованием  может быть  также обусловлено одним из названных выше вариантов либо связано с необходимостью  восполнить  пробелы предварительного  расследования.  Последнее  имеет  место  в случае,  когда на предварительном расследовании остались невыявленными  или  неисследованными существенные  для  дела обстоятельства,  т. е.  пределы доказывания на этой стадии были неправильно определены и поэтому сужен объем доказывания. Различие в  объеме  доказывания  может  объясняться  и  тем,  что  на предварительном расследовании пределы  были  определены  и  спланированы  правильно,  а  суд неосновательно сузил или расширил их15.

         Суд не связан  кругом доказательств, собранных в ходе предварительного расследования  дела и  представленных обвинителем. Он  может по  ходатайству обвиняемого,  защитника  или  других  участников  судебного  разбирательства исследовать новые обстоятельства и доказательства, необходимые для решения дела. 
 
 
 
 

         Основные  процессуальные правила  производства следственных действий.

         Все элементы доказательственной деятельности - собирание, проверка и оценка доказательств - неразрывно между собой связаны, протекают в единстве, имеют место на всех стадиях процесса в тех процессуальных формах, которые соответствуют задачам данной стадии и установленному в ней порядку производства.

         Как указано выше, доказывание как  познание обстоятельств, входящих в  предмет доказывания по уголовному делу, может осуществляться либо путем получения сведений, информации непосредственно об этих обстоятельствах (например, показания свидетелей-очевидцев, показания обвиняемого о его действиях), либо  путем логического построения выводов от известных обстоятельств  к неизвестным.

         В первом случае доказывание происходит на основе прямых доказательств, когда  основная задача следователя, суда состоит в установлении  достоверности сообщенных сведений для того, чтобы считать  конкретное обстоятельство, входящее в предмет доказывания, установленным.

         Во  втором - при доказывании с помощью  косвенных доказательств надо сначала  установить достоверность полученных сведений, на их основе установить те или иные факты (доказательственные), а затем по совокупности этих фактов сделать вывод о наличии (или отсутствии)  какого-либо обстоятельства, входящего в предмет доказывания. Здесь доказывание идет от установленных фактов, имеющих доказательственное значение к выводу о фактах, входящих в предмет доказывания, т.е. в системе от “факта к факту”. В этом смысле многие авторы в судебном доказывании правильно выделяют два пути познания: первый - информационный  и второй логический16.

              Логический путь доказывания обычно включает множество “подсистем” доказательств, связанных между собой и с доказываемым тезисом различными  логическими формами связи. Это могут быть элементарные акты доказывания в форме  дедуктивного умозаключения, где в качестве большой посылки  выступают данные науки, техники, обобщенного социального опыта, очевидные и общеизвестные истины. В системе всех косвенных доказательств по делу значение каждого отдельно взятого доказательства возрастает, совпадение их представляется маловероятным, а совокупность всех доказательств усиливает значение каждого из них и при правильном использовании  приводит к надежным, достоверным выводам по делу. Для гносеологической характеристики  выводного знания, каким является знание, полученное в уголовном процессе может использоваться понятие достоверного знания. Достоверным признается знание, полученное в результате собирания, проверки и оценки доказательств в точном соответствии с установленными законом правилами и не вызывающее  сомнений в своей  обоснованности. Достоверность не имеет степени, в то время как вероятность может иметь разные степени в зависимости от обоснованности знания “более вероятно - менее вероятно”. Используя категории вероятности и достоверности можно проследить  становление достоверного знания в уголовном процессе, и соответственно период первоначального предположения в чувство убежденности вне сомнения в наличии  (отсутствии) определенных обстоятельств. Каждое доказательство по уголовному делу должно обладать свойствами допустимости, относимости, единства содержания и формы17.

         В правилах доказывания особое место занимают правила допустимости доказательства. Эти правила должны обеспечить достоверность средств доказывания и тем самым создать надежный фундамент для признания доказанными или недоказанными определенных обстоятельств.

         Под допустимостью доказательств понимается определение законности источника доказательств, способов получения и закрепления фактических данных. Это его пригодность для использования при установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, как отвечающего требованиям закона относительно источников, порядка обнаружения, закрепления и исследования доказательств.

         Собирание доказательств может существенно  затрагивать права и свободы  граждан. Поэтому такой, казалось бы, специальный вопрос, как допустимость доказательств, стал предметом конституционного законодательства. Конституция Российской Федерации содержит норму: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона» (ч. 2 ст. 50 Конституции).

         Это положение конкретизировано в УПК РФ. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в УПК. Из этого правила следует, что не только обвинение, но и доказывание любых иных обстоятельств, в том числе и смягчающих ответственность обвиняемого или освобождающих его от ответственности, должны основываться на допустимых доказательствах.

         Закон устанавливает следующие условия  признания доказательства недопустимыми:

               - показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

         - показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

         - иные доказательства, полученные с нарушением требований закона.

               Очевидно, что законные средства получения доказательств признаются одной из гарантий правосудия. Поэтому вопрос о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона, регулируется на конституционном уровне.

         Сведения, полученные оперативно-розыскным путем, также не обладают свойством допустимости до тех пор, пока они не проверены в установленном законом процессуальном порядке, то есть пока суд не получил возможность проверить, когда кем и при каких обстоятельствам они добыты. Ряд преступлений, в том числе тяжких, невозможно раскрыть без их помощи. Но следует проводить грань между использованием подобного рода деятельности в целях раскрытия преступлений, обнаружения преступников и попытками рассматривать саму эту деятельность в качестве доказывания, а ее результаты как обычные доказательства, которые могут быть положены в основу выводов по делу, тем более при постановлении приговора18.

         Доказательствами  могут быть только такие сведения, только такие фактические данные, которые собраны при соблюдении всех требований уголовно-процессуального закона, подробно регламентирующего правила доказывания, производства всех следственных и судебных действий.

         Для правильного разрешения дела и вынесения  законного и обоснованного приговора суд не вправе по собственной инициативе принимать меры к доказыванию виновности подсудимого в совершении преступления, но обязан принять предусмотренные законом меры, которые способствуют реализации сторонами их процессуальных прав по собиранию и представлению имеющих значение доказательств.

         Относимость характеризует содержание доказательства.

         Доказательство  только тогда будет относящимся  к делу, когда может быть использовано для выяснения наличия или  отсутствия какого-либо обстоятельства, входящего в предмет доказывания  по данному уголовному делу.

         Определение относимости доказательств происходит в процессе доказывания по делу, начиная с собирания доказательств, когда решается вопрос о том, какие следственные действия необходимо произвести и каких результатов можно от них ожидать с точки зрения выяснения обстоятельств дела. С оценкой относимости доказательств связано планирование следствия, порядка проверки следственных версий, разрешение ходатайств участников процесса о собирании доказательств или приобщении их к делу19.

         Заранее установить круг обстоятельств, которые могут иметь значение для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по конкретному делу, невозможно. Круг этих обстоятельств в первую очередь определяет и устанавливает следователь, разрабатывая и проверяя версии происшедшего события. Они могут быть установлены и по ходатайству участников процесса.

Информация о работе Доказывание в уголовном судопроизводстве, порядок производства следственных действий