Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 17:48, дипломная работа
Цели и задачи выпускной квалификационной работы заключаются в следующем:
1.Определить правовое понятие тайны и сформулировать основания и пределы уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления (удочерения).
2.Изучить и использовать в своей работе научный материал для определения в уголовном законодательстве круга проблем составляющих охраняемую законом тайну усыновления.
3.Изучить объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 155 УК РФ «Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие тайны в уголовном праве……………………………….7
1.1«Тайна» как правовое понятие. ……………………………………………...7
1.2 Разновидности тайны в уголовном праве. ………………………………..18
Глава 2. Юридический анализ состава преступления,
предусмотренного статьей 155 УК РФ………………………………………32
2.1 Объект и объективная сторона состава разглашение
тайны усыновления. …………………………………………………………….32
2.2 Субъект и субъективная сторона разглашение тайны усыновления. …..44
Глава 3. Уголовная ответственность за разглашение
тайны усыновления в странах СНГ и Балтии.……………………………..54
3.1 Усыновление в странах СНГ и Балтии: цели, порядок, условия. ……….54
3.2 Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления
в странах СНГ и Балтии. ……………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………..75
Целый ряд условий, необходимых для того, чтобы усыновление состоялось, относится к личности усыновителя. Недееспособность (ограниченная дееспособность), лишение или ограничение в родительских правах, отстранение от выполнения опекунских обязанностей за ненадлежащее их выполнение, отмена усыновления по вине усыновителя являются фактами, наличие которых исключает возможность усыновления в Казахстане, Таджикистане, Эстонии, Республики Беларусь, Молдова. Правительства Казахстана, Молдовы, Таджикистана полномочны устанавливать перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка. В Республике Молдова, кроме указанных ограничений, установлен запрет на усыновление для лиц, которые ведут себя аморально, а также лицам, представившим подложные документы при оформлении усыновления. На Украине, кроме лиц, лишенных родительских прав, и лиц, в отношении которых усыновление отменено по их вине, не могут усыновлять лица, состоящие на учете в психоневрологических и наркологических диспансерах или лечащиеся в таких учреждениях, лица, которые на момент усыновления не имеют постоянного дохода, желающие оформить усыновление с целью получения материальной или иной выгоды. Условие о необходимости дохода, обеспечивающего усыновляемому прожиточный минимум, закреплено и в белорусском законе, наряду с запретом усыновлять лицам, имеющим на этот момент судимость за умышленное преступление, и лицам, которые не имеют постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Перечисленные условия направлены на недопущение усыновления теми, кто не в состоянии обеспечить ребенку нормальную моральную и материальную обстановку в семье, привить ему принятые в обществе нравственные ценности.
В Казахстане и в Таджикистане недееспособность (ограниченная дееспособность) супруга усыновителя является препятствием для усыновления. В законодательстве Украины, Молдовы, Эстонии, Латвии такого запрета не установлено. По моему мнению, если состояние недееспособного, ограниченно дееспособного супруга усыновителя может стать причиной дискомфортной обстановки в семье, причинения моральной травмы усыновляемого, то усыновление не должно допускаться. Законодательство всех рассматриваемых государств особое внимание уделяет случаям усыновления тех, у кого есть братья и сестры. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда оно отвечает интересам детей. Такое правило существует в Таджикистане, Казахстане, Молдове. Раздельное усыновление допускается, когда один из братьев (сестер) не может быть усыновлен по состоянию здоровья. В Гражданском законе Латвии сказано, что при усыновлении братья и сестры не разлучаются. В интересах детей допускаются случаи разлучения братьев и сестер, если у кого-либо из них имеется неизлечимое врожденное, приобретенное или унаследованное заболевание59.
Семейное законодательство Узбекистана, Таджикистана, Украины не содержит условия о необходимости совместного усыновления братьев и сестер, но дает преимущественное право на это лицу, усыновляющему братьев и сестер, без разрыва родственных связей между ними. По законодательству всех государств СНГ и Балтии одно лицо может усыновить несколько детей, не состоящих между собой в родстве. Максимальное количество детей, которое может усыновить одно лицо, не устанавливается.
В Республике Казахстан, Таджикистан, Эстонии, Молдова, Беларусь, Латвии не допускается усыновление одного ребенка двумя лицами, не состоящими между собой в браке. Однако допускается усыновление ребенка одним лицом, не состоящим в браке. Эти нормы направлены на обеспечение воспитания ребенка в традиционной семейной обстановке. К сожалению, приходится признавать, что семья с одним родителем становится в современном обществе нормой. Необходимым условием усыновления является согласие законного представителя ребенка.
Для усыновления ребенка, родители которого живы и не лишены родительских прав, необходимо их согласие. Такое согласие может быть дано на усыновление его конкретным лицом или без указания конкретного лица. Кодекс о браке и семье Украины особо указывает, что согласие родителей на усыновление должно быть сознательным, непринудительным, без получения какого-либо вознаграждения. В законодательстве Республики Беларусь, Украины особо подчеркивается, что согласие на усыновление может быть дано только после рождения ребенка. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь указывает, что при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, которые не приобрели полную дееспособность, необходимо также согласие их законных представителей60.
Законами стран СНГ и Балтии предусматриваются случаи, когда согласие родителей на усыновление не требуется. Наиболее общие из таких условий следующие: родители неизвестны, признаны судом умершими, безвестно отсутствующими, недееспособными, лишены родительских прав, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания по причинам, признанным судом неуважительными. Эти нормы аналогичны в законодательстве Республики Беларусь, Казахстана, Молдовы, Украины, Таджикистана, Эстонии.
Законодательство Латвии не требует согласия родителей не только в перечисленных выше случаях, но и также, если место жительства родителей усыновляемого установить невозможно, и если судом установлено, что по фактическим обстоятельствам согласие родителей невозможно вследствие какого-либо постоянного препятствия. Предусматривается, что если один родитель дает согласие на усыновление, а второй отказывается дать его без веской причины, то такое согласие может дать сиротский суд61.
Для усыновления детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, под опекой, патронатом, необходимо согласие соответственно руководителей этих учреждений, опекуна, патронатных воспитателей. По законодательству Республик Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Молдова в интересах ребенка решение об усыновлении может быть вынесено без согласия опекуна, патронатных воспитателей, руководителей воспитательного, лечебного учреждения. Еще одно важное условие усыновления - согласие ребенка. Оно необходимо, если ребенок достиг возраста семи лет (Эстония), десяти (Казахстан, Таджикистан, Беларусь, Молдова, Украина), двенадцати лет (Латвия), за исключением случая, когда ребенок проживал в семье усыновителя и считал его своим родителем.
В Семейном кодексе Казахстана случаи, когда нет необходимости получать согласие ребенка, сформулированы иначе. Указывается, что если ребенок, достигший десяти лет, проживает совместно с усыновителем и считает его своим родителем, то согласие ребенка на усыновление предполагается. Таким образом, законодатель устанавливает презумпцию о согласии на усыновление десятилетнего (и старше) ребенка, проживающего в семье усыновителя и считающего его своим родителем. Перечисленные нормы гарантируют ребенку, достигшему определенного возраста, с которого, по мнению законодателя, он в состоянии принимать решения по наиболее важным вопросам в своей жизни, право выражать свое мнение, определять, в какой семье жить и воспитываться.
Согласно законодательству всех рассматриваемых государств усыновление производится судом в порядке особого производства, с обязательным участием заявителей, заинтересованных лиц, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Гарантией установления усыновления в интересах детей и недопустимости злоупотреблений в этом деле служат нормы о запрете посреднической деятельности по их усыновлению. Такой запрет содержится в законодательстве Беларуси, Украины. При этом усыновители не лишаются права иметь представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством62.
Обязательным доказательством по делам об усыновлении является заключение органа опеки и попечительства об обследовании условий жизни лица, желающего быть усыновителем. Для обеспечения тайны усыновления эти дела рассматриваются в закрытом судебном заседании. Только Кодекс о браке и семье Украины делает исключение: тайна усыновления не распространяется на случаи усыновления детей иностранными гражданами.
По законодательству всех рассматриваемых государств ребенок считается усыновленным со дня вступления в силу решения об усыновлении.
Особенности законодательства стран СНГ и Балтии об усыновлении показывают, что многие нормы универсальны, проверены временем, и целесообразность их существования не вызывает сомнений. Это относится к таким положениям, как провозглашение приоритета семейного воспитания, установление усыновления только в интересах ребенка, условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым, условия, ограничивающие возможность усыновления для отдельных категорий лиц, установление требований к материальной обеспеченности усыновителей, отсутствие необходимости согласия усыновляемого на усыновление, если он проживал в семье усыновителя, и считает его своим родителем.
3.2 Уголовная
ответственность за
в странах СНГ и Балтии
Всеобщая декларация прав человека провозглашает: «Семья является естественной и основной ячейкой общества, которая должна находиться под защитой государства, а каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни…воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности…». Эти важнейшие принципы, касающиеся прав и свобод ребенка были закреплены всеми странами – участниками Конвенции. В Конституциях стран СНГ и Балтии провозглашено: «Семья – это высшая ценность, которая находится под защитой государства». Важнейшее средство защиты семьи и ребенка является установление уголовной ответственности за посягательства на общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие и воспитание несовершеннолетних, а также правильное функционирование семьи. Одним из важнейших условий защиты прав и интересов как ребенка, так и усыновителей является соблюдение тайны усыновления. Закон предусматривает ряд мер по сохранению тайны усыновления, в том числе уголовную ответственность.
Уголовное законодательство государств ближнего зарубежья в области правовой охраны тайны усыновления характеризуется значительным сходством. Подобное обстоятельство обусловлено тем, что при конструировании уголовно – правовых норм их создатели опирались на Модельный Уголовный кодекс стран – участниц СНГ63. Тем не менее, эти нормы обладают также рядом отличительных черт, свидетельствующих как о более, так и о менее высоком уровне юридической техники анализируемых правовых актов.
Исходя из структуры Модельного Уголовного кодекса, на первое место по степени значимости разработчиками поставлены тайны частной жизни, к которым относятся личная и семейная тайна, тайна переговоров и сообщений, тайна усыновления. Уголовно – правовой запрет их нарушения установлен ст. 151 Модельного Уголовного кодекса (незаконное собирание или распространение информации о частной жизни), ст. 152 (разглашение врачебной тайны), ст. 153 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), ст. 171 (разглашение тайны усыновления).
Предметом посягательства на частную жизни, предусмотренного ст. 151 Модельного Уголовного кодекса, выступают сведения, являющиеся личной и семейной тайной. Во всех анализируемых уголовных кодексах, кроме кодекса Узбекистана, присутствует подобная норма, причем предмет преступления не отличается от предложенного Модельным УК. Исключение составляет ст. 145 УК Латвии, предусматривающая охрану чужой тайны. Нарушение неприкосновенности частной жизни по ст. 151 Модельного УК выражается в незаконном собирании сведений, составляющих тайну другого лица, без его согласия или распространении таких сведений в публичном выступлении, публично выставленном произведении или средствах массовой информации. В некоторых государствах уголовно наказуемым считается также использование личной (семейной) тайны и ее хранение64.
Собирание и распространение сведений влекут уголовную ответственность, только если эти действия причинили вред правам и законным интересам потерпевшего. Наступление более тяжких последствий является квалифицирующим признаком, но выделяется редко. В ст. 177 УК Беларуси таким признаком считается использование специальных технических средств.
Как правило, нарушение неприкосновенности частной жизни характеризуется умышленной виной. Собирание сведений преследуется в уголовном порядке, если совершается с целью дальнейшего распространения, что говорит об обязательном наличии умысла у виновного. Совершить посягательство на неприкосновенность частной жизни может любое физическое лицо, достигшее общего возраста уголовной ответственности, т.е. пятнадцати – шестнадцати лет. Специальные признаки субъекта, такие как служебное положение, занятие определенной профессиональной деятельностью выделяются в квалифицированные составы. Однако ст. 128 -1 УК Эстонии и ст. 145 УК Латвии вынесли их в основной состав. Посягательство на неприкосновенность частной жизни отнесено разработчиками Модельного Уголовного кодекса к преступлениям небольшой тяжести. Той же позиции придерживаются законодатели исследуемых стран. Основными наказаниями назначаемыми за это преступление, являются штраф, обязательные или исправительные работы или их аналоги, арест65. Применяются также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение свободы максимальным сроком до трех лет (ч.3 ст. 168 УК Литвы.)
Информация о работе Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения)