Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 11:21, курсовая работа
Вооруженные Силы России представляют собой не обособленный социальный механизм, а целостную и неотделимую часть российского общества. Из-за резко обострившихся общественных противоречий, которые регулярно усиливают дезинтеграционные процессы, наступает резкое снижение престижа службы в армии. По этой причине увеличивается количество правонарушений и преступлений, которые совершаются военнослужащими срочной службы с целью уклониться от прохождения военной службы. А это в свою очередь ослабляет боевую готовность воинских подразделений, частей, создавая угрозу для военной безопасности страны, а также для национальной безопасности.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Обстоятельства совершения дезертирства……………………………………...5
1.1 Исторические аспекты дезертирства и ответственности за его совершение………………………………………………………………………………...5
1.2 Характерные особенности личности военнослужащего срочной службы, совершившего дезертирство……………………………………………………………...9
2 Специфика дезертирства, как преступления против военной службы……………………………………………………………………………………14
2.1 Уголовно-правовая характеристика дезертирства………………………….14
2.2 Уголовная ответственность за дезертирство………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………..25
Глоссарий………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………
Но всё-таки самые многочисленные случаи дезертирства во всей европейской истории были зафиксированы в армии Третьего рейха. Так, в 1945 года, на исходе Второй мировой войны, из её рядов самовольно сбежало около трех с половиной миллиона солдат. Зачастую фронт покидали целые полки.
1.2 Характерные особенности
личности военнослужащего
Проблема личности преступника всегда являлась одной из самых сложных в криминологии. Существует огромное количество трактовок понятия личности преступника.
Самое распространенное из них, звучит следующим образом. Личность преступника – это комплекс социальных и социально-значимых свойств, признаков, связей и отношений, которые характеризуют лицо, виновно нарушающее уголовное законодательство, и вместе с другими условиями и обстоятельствами, оказывающее влияние на его антиобщественное поведение.
Притом, что личность преступника – военнослужащего, представляет собой характерный феномен, который накапливает негативное воздействие, формируя этот тип правонарушителя, и который включает в себя криминогенные обстоятельства допризывного периода его жизни и особенные криминогенные армейские условия.
Для того чтобы определить механизм совершения преступления и предупредить дезертирство, следует изучить совокупность данных обстоятельств и выделить самые важные из них, которые непосредственно обусловливают этот вид правонарушений. Подобного рода определяющие факторы и являются непосредственными объектами превентивного воздействия уполномоченных объектов. [5, С. 56-57]
Как показывает практические исследования, самыми весомыми в криминогенном аспекте структурными элементами личности преступника, являются социально-демографические и нравственно-психологические характеристики, которые обусловливают содержательную часть его преступного поведения.
Под социально-демографической характеристикой подразумеваются такие элементы, как пол, возраст, уровень образования, социальное и семейное положения, воинское положение, год и место службы и т.д.
Для Российской Федерации общей является достаточно высокая криминогенная активности мужчин молодого возраста. Подобная закономерность, которая применима к военнослужащим срочной службы, является обусловливающей. Притом, что эта составляющая структура проявляется более четко тогда, когда уровень подготовки к прохождению службы снижен.
Как показывают проведенные исследования, степень образования указанной категории правонарушителей, в общем, ниже среднего уровня образования населения этой возрастной группы. К примеру, уровень образования осужденных за дезертирство можно охарактеризовать следующим процентным соотношением:
- неполное среднее образование – 6%;
- среднее образование – 52%;
- среднее специальное образование – 38%;
- неоконченное высшее
- высшее образование – 4%.
Предельно ясно, что социально-демографические признаки личности правонарушителя определяют только её объективную, внешнюю сторону.
К внутреннему же содержанию личности относятся её социальные ориентиры, потребности, интересы, привычки, а также другие социально-значимые характеристики, которые лежат в основе объяснения противоправного поведения.
Если говорить о самых значительных характеристиках, которые относятся к объекту исследования данной курсовой работы, то это:
- отношение к военной службе;
- отношение к воинскому долгу;
- отношение к правопорядку;
- отношение к сослуживцам и к самому себе.
Стержнем внутренней структуры механизма противоправного поведения является его мотивационный элемент, который предопределяет выбор определенного типа поведения во взаимосвязи с той или иной жизненной ситуацией, которая в данном случае выступает в качестве криминогенной.
Общая характеристика этой сферы личности изучаемой категории правонарушителей, в сравнении с законопослушной частью сослуживцев – это превалирование потребностей материального и биологического свойств. У большей части них нет каких-либо социально-положительных связей и отношений. При проведении исследования мотивационной сферы данной категории преступников было выявлено присутствие существенных сдвигов свойства, которое непосредственно обусловливает противоправное поведение.
В особенности следует учитывать проблему пограничных психофизиологических состояний, которые не исключают вменяемости, к примеру, олигофрении. Действующая система формирования войск не дает возможности в полной мере гарантировать отсев от призыва лиц, которые имеют аномалии наподобие этого типа. Это состояние непосредственно обусловливает определенный тип противоправного поведения, к примеру, как показывает статистика, они склонны к самовольному оставлению части и дезертирству.
Для того чтобы изучить преступников на криминологическом уровне, а также разработать меры индивидуального превентивного характера, используется метод их классификации и типологии.
К самым широко известным классификационным основаниям относятся глубина и устойчивость антиобщественного личностного искажения, его последовательность, которая проявляется в противоправном поведении и тяги к тому или иному его типу.
Самой перспективной классификацией ранее указанной категории преступников, согласно такому классификационному основанию, является уровень психологической стабильности личности во взаимосвязи с уголовно-правовыми свойствами совершенных действий.
В данной категории правонарушителей выделяется несколько типов преступников:
- случайный;
- ситуационно-неустойчивый;
- злостный. (См. Приложение А)
Данная классификация, несмотря на свою условность, дает возможность разграничивать разные категории военнослужащих при организации индивидуально-профилактической работы, в том числе и при превенции дезертирства.
В целом, военнослужащих, которые совершили дезертирство, можно охарактеризовать как лиц, у которых превалируют такие черты, как:
- скудность духовных
- деформация правосознания;
- неспособность оценить
Помимо всего прочего, для них нормальным считается деформация ценностных ориентиров, когда самыми важными становятся не интеллектуальные свойства личности, а сила и умение постоять за себя.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить самые криминогенно важные свойства личности военнослужащего-дезертира. К ним относятся:
- нестабильная психическая устойчивость в совокупности с наиболее криминогенно-активным возрастом;
- неблагополучное социальное
- низкий общий уровень образования;
- серьезный сдвиг мотивационной составляющей и невозможность обеспечивать критическую самооценку собственного отключающегося поведения;
- неразвитость правосознания. [9, С. 98-99]
2.1 Уголовно-правовая
Защита Отечества – это долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, граждане обязаны нести военную либо альтернативную службу в том порядке, который установлен в законодательстве. [1]
Несмотря на это, законодательством, для обеспечения исполнения гражданами конституционного долга, была предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная (за уклонение от военной службы).
Уклонение от несения обязанностей военной службы может обладать различными характеристиками, но самым тяжким и опасным является уклонение от выполнения конституционных обязанностей граждан по защите Отечества путем дезертирства, потому как в этом случае виновное лицо преследует цель – уклониться от военной службы навсегда.
В Уголовный кодекс Российской Федерации включен раздел 11 «Преступления против военной службы», который содержит в себе статью 338 «Дезертирство». [2]
Родовым объектом этого преступления являются общественные отношения, которые обеспечивают нормальный порядок прохождения военной службы военнослужащими. Другими словами выполнение конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации по защите Отечества.
Под непосредственным объектом дезертирства подразумевается установленный порядок пребывания на военной службе.
Дезертирство представляет собой самовольное оставление части либо места службы с целью уклонения от прохождения военной службы, наравне с неявкой на службу с теми же целями, то есть с целью уклониться от выполнения конституционной обязанности, а не отдельных обязанностей военной службы.
Территорией воинской части принято считать место расположения казарм, палаток, иных помещений, в которых постоянно либо временно проживают и проходят службу военнослужащие. Также к территории воинской части относится место службы за границами воинской части, где военнослужащий в данный момент исполняет обязанности по службе (эшелон, поезд и т.д.).
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что объективная сторона этого преступления может быть выражена как в действии (оставление воинской части или места службы), так в бездействии (неявка в часть и к месту службы при назначении, переводе, из увольнения или командировки и т.д.).
Дезертирство представляет собой длящееся преступление, потому как оно длится в течение всего времени нахождения виновного лица вне службы.
Начальный момент преступления можно определить как время, когда виновное лицо самовольно оставило часть или же последний день срока явки на службу.
Моментом окончания пребывания за территорией воинской части или другого места службы является время, когда пребывание виновного вне службы было прекращено (явка с повинной, возвращение в часть, задержание виновного лица правоохранительными органами и т.д.).
Оконченным же преступление признается не с момента прекращения преступных действий или бездействий, а с момента его начала. Другими словами, когда виновное лицо самовольно оставило часть или другое место службы, а также не явилось на службу в положенный срок.
В данном случае очевидно существующее противоречие законодательству. Ведь если преступление считается оконченным в самом начале совершения, то есть в момент оставления воинской части, то оно никак не может быть длящимся преступлением. [7, С. 64-65]
Из-за имеющихся противоречий, зачастую появляются проблемы с квалификацией дезертирства, а также при использовании определенных положений общей части Уголовного кодекса Российской Федерации (действие закона во времени, давность привлечения к уголовной ответственности и т.д.). [2]
Итак, если дезертирство является длящимся преступлением, то оно считается неоконченным, а, следовательно, на него должны распространяться требования норм главы шестой Уголовного кодекса Российской Федерации – «Неоконченные преступления», а в частности, статья 31Уголовного кодекса Российской Федерации – «добровольный отказ от совершения преступления». [2]
В соответствие с диспозицией статьи, под добровольным отказом подразумевается – «…прекращение лицом приготовления к преступлению или прекращение действий…». Отсюда следует, что добровольное прекращение виновным лицом длящегося дезертирства, посредством возвращения на службу должно квалифицироваться как добровольный отказ от преступления.
Однако существует и другая проблема – существуют ли какие-то пределы длящегося дезертирства? Так, согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», по достижению возраста двадцати семи лет, граждане Российской Федерации освобождаются от призыва на военную службу. Однако военную службу они несут до двадцати восьми лет. Отсюда следует вывод, что дезертирство теряет свой преступный характер по достижению виновным лицом данного возраста. [3]
По этой причине для военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву, дезертирство как длящееся преступление должно быть признано оконченным с точки зрения не состава преступления, а с точки зрения длительности процесса дезертирства в двадцать семь лет. Иными словами с момента, когда отпадает обязанность проходить военную службу по призыву.
Наравне с этим, к основаниям, которые позволяют считать дезертирство оконченным по длительности можно отнести и возрастной ценз призыва на военную службу, и наступление условий, которые предусмотрены статьей 23 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», являющимися основанием освобождения от призыва на срочную военную службу и от службы в мобилизационном призывном резерве. [3]
Так, к примеру, военнослужащий С. покинул военную часть с целью дезертирства в возрасте восемнадцати с половиной лет. В период дезертирства, когда С. исполнилось двадцать два года, он заболел болезнью, которая дает право на освобождение от призыва на службу при комиссионном медицинском подтверждении диагноза. С данного момента преступление следует считать оконченным по длительности, несмотря на то, что С. продолжает скрываться.
Информация о работе Уголовная ответственность за дезертирство