Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:19, курсовая работа
В последнее время со сменой приоритетов государственной политики, ее целевой направленности произошло изменение официальной идеологии публичной власти, провозглашение в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, а главной задачей государства - их признание, соблюдение и защита (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данные процессы демократических преобразований и интеграции Российской Федерации в мировое сообщество предопределили необходимость обновления уголовно-процессуального законодательства и приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни российского общества, а также принятие и вступление в силу с 22 ноября 2001 г. нового УПК Российской Федерации вызвали необходимость обращения к одной из основных проблем уголовно-процессуальной теории – всестороннему исследованию источников права.
Введение………………………………………………………………………….3 - 5
I. Понятие источников уголовно-процессуального права и роль Конституции РФ в их формировании…………………………………………………………..6 - 7
II. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации как основной источник уголовно-процессуального права и его характеристика………………………………………………………………….8 - 13
III. Иные федеральные нормативные правовые акты и их применение…...14 - 19
Заключение…………………………………………………………………….20 - 21
Список использованной литературы…………………………………………22 - 23
Гипотезой может быть юридический факт, который порождает правоотношение. Например, совершение преступления обязывает соответствующие органы возбудить уголовное дело.
Санкции в уголовном процессе достаточно разнообразны. Они могут выражаться в принуждении (изменение меры пресечения в связи с попыткой обвиняемого скрыться), в денежном взыскании (денежное взыскание за нарушение порядка в судебном заседании).3
Действие настоящего Кодекса распространяется на всю территорию РФ. Если деяние является преступлением в соответствии с Уголовным кодексом РФ и досудебное или судебное производство проводится надлежащими органами Российской Федерации, то такое производство осуществляется по нормам УПК РФ.
Если виновный осужден иностранным судом, но в соответствии с международным договором передается для отбывания наказания в Российской Федерации, то передача его осуществляется на основе раздела XVIII УПК РФ.
Сложнее решается вопрос о действии Уголовно-процессуального кодекса во времени.
Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
На практике часто дата введения в действие закона определяется самим законодателем индивидуально для каждого закона. Дата введения в действие небольших по объему законов указывается в специальной статье в конце закона. При принятии крупных законов и кодексов издается самостоятельный закон, например Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Многие законы вводятся в действие непосредственно со дня их официального опубликования. При принятии крупных (и по важности, и по объему) законов законодатель дает значительное время для их изучения. Кодексы вводятся в действие, как правило, по истечении полугода после их опубликования. Так, Уголовно-процессуальный кодекс РФ введен в действие с 1 июля 2002 г.
В ряде случаев разные нормы одного и того же закона вводятся в действие в разное время. Так, ряд норм данного Кодекса введен позднее основной даты введения в действие УПК.
Например, п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ в части, касающейся рассмотрения коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, вводится в действие с 1 января 2004 г. До 1 января 2004 г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого - коллегией в составе судьи и двух народных заседателей.4
Действующий
УПК принят государственной
В разд. I («Основные положения») включены главы, посвященные уголовно – процессуальному законодательству (гл.1), принципом уголовного судопроизводства (гл.2), уголовному преследованию (гл.3), основаниям отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения дела и уголовного преследования (гл.4). В разд. II 5 глав (гл.5 – 9), в которых размещены статьи закона об участниках уголовного судопроизводства, их правах и обязанностях, а в разд.III (гл. 10, 11) – о доказательствах и доказывании. Раздел IV (гл.12 - 14) содержит статьи, регулирующие применения, в уголовном процессе задержания подозреваемого, мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. Раздел V (15-16) посвящен правовому регулированию вопросов, связанным с заявлением уголовного судопроизводства, ходатайств и жалоб участвующими в уголовном процессе лица. Раздел VI представляет собой систему норм, процессуальные сроки и процессуальные издержки (гл.17), а так же вопросы реабилитации (гл.18). Раздел VII (гл.19, 20) содержит систему уголовно процессуальных норм, регулирующих уголовно – процессуальные отношения в стадии возбуждения уголовного дела (ст. 140 - 149), а разд. VIII (гл. 21- 32) – стадии предварительного расследования (ст.150 - 226). В разд. IX – XII (гл.33- 42) размещены статьи посвященные регулированию уголовно – процессуальных отношений в ходе производства по уголовному делу в суде первой инстанции (ст.227 - 253). В разд. XIII (гл.43 - 45) включены статьи, посвященные регулированию вопросов производства в суде второй инстанции (ст. 354 - 389). Раздел XIV состоящий из 2 глав (46, 47), содержит нормы права, регулирующие обращение к исполнению приговоров и разрешению вопросов, возникающих в стадии исполнения приговоров (ст. 390 - 401). В разделе XV имеются 2 главы (гл.48, 49) о пересмотре вступивших в законную силу приговоров и других судебных решений (ст. 402 - 419). Раздел XVI (гл. 50, 51) представляет собой систему уголовно процессуальных норм, регулирующих особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних и производство по применению принудительных мер медицинского характера (ст. 420 -446). Раздел XVII (гл. 52) посвящен особенностям производства в отношении отдельных категорий лиц (ст. 447 - 452). В разделе XVIII (гл. 53 - 55) помещены статьи, содержащие нормы права, регулирующие вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства (ст.453 - 473). Раздел XIX (гл. 56) содержит правила составления и применения процессуальных документов (ст.474).5
Нетрудно убедится, что только такой систематизированный закон, вобравший в себя около пяти сотен статей, может моделировать уголовно - процессуальные отношения на всех этапах (стадиях) судопроизводства с учетом различных форм его окончания. Лишь в рамках УПК законодатель в состоянии учесть проблему унификации и дифференциации судопроизводства. Никакой другой нормативный правовой акт из действующих в настоящее время не может определить функции различных субъектов уголовного процесса, последовательность развития его стадий и т.п. Именно в УПК могут быть не только провозглашения цели и задачи уголовного процесса, но и предусмотренные средства и методы их реализации. Эта стройная система норм не должна нарушаться «вторжением» правил из других нормативных правовых актов.
Основная масса вопросов, относящихся к регулированию действий и правовых отношений участников уголовного судопроизводства, разрешена нормами УПК. Уголовно – процессуальный кодекс РФ – это не только основной, но и единственный уголовно – процессуальный закон современной России.
Однако уголовно – процессуальные отношения регулируются и некоторыми правовыми нормами, содержащимися в других федеральных законах. Например, для привлечения к уголовной ответственности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ необходимо преодолеть положения о неприкосновенности указанных лиц: этот вопрос может быть решен по представлению Генерального прокурора РФ в особом порядке при наличии оснований (ст. 18, 21 Федерального закона от 08.05.1994 № 3 – ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Специальный механизм лишения неприкосновенности ряда должностных лиц установлен ст.29 Федерального закона от 11.01.1995 № 4 – ФЗ «О счетной палате Российской Федерации», ст. 18 Закона о статусе судей и др. В указанных случаях важные положения, относящиеся к решению существенных для судопроизводства вопросов, содержаться в специальных законах, которые носят комплексный, межотраслевой характер. Поэтому при регулировании порядка заключения под стражу или привлечения кого – либо из указанных лиц в качестве обвиняемого уголовно – процессуальный закон не вступает в коллизию с этими законами, а воспринимает их как реальность, взаимодействует с ними (гл. 52 УПК).
В УПК имеются и другие нормы, которые никак нельзя считать только принадлежностью данного федерального закона. Так, определяя компетенцию различных звеньев федеральной системы судов общей юрисдикции, УПК исходит из их построения, данного в законе о судебной системе устанавливая процессуальную компетенцию, например председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, председателей областных и им соответствующих судов, УПК включает в свою систему норм или учитывает многие положения судоустройственных законов. При определении процессуальной компетенции носителей прокурорской власти он исходит из того построения прокуратуры, которая дана в законе о прокуратуре.
Отмечая факт формировании норм уголовно – процессуального закона с учетом иных федеральных законов, необходимо подчеркнуть, что и эти «иные законы», в свою очередь, имея уголовно – процессуальное содержание, должны соответствовать нормам УПК «речь идет о законах, о прокуратуре, об ОРД и т.п.». К сожалению, на практике иногда выделяются противоречия между нормами УПК и нормами других федеральных законов. В этой мере, в какой подобные противоречия носят процессуальный характер и направленный на организацию применения уголовно – процессуальных норм, их можно разрешить на базе ст. 7 УПК. Этой статьей определенно, в частности, что органы расследования, прокурор и суд не в праве применять федеральный закон. противоречащий УПК, а при установлении несоответствия законов должны принимать решения согласно нормам УПК.
Рассматривая источники российского уголовно - процессуального права, анализируя их роль в общественном отношении в сфере уголовного судопроизводства, нельзя обойти молчанием вопрос о значении для уголовного процесса постановлений Конституционного Суда РФ. Они по – разному воздействуют на систему норм уголовно – процессуального права.
В одних случаях. признавая несоответствующими Конституции РФ те или иные процессуальные нормы, Конституционный Суд РФ в своих постановлениях предлагает судам и другим субъектам уголовно – процессуального права впредь до введения нового урегулирования федеральным законодательством разрешать различные ситуации по средством прямого применения положений соответствующих статей Конституции РФ (постановление от 27. 06. 2005 № 7 – п «по делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, п.3 ч.1 ст.145, ч.3 ст.318, частей первой и второй статьи 319 УПК РФ в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска»).
В других случаях признавая положения в той или иной статьи УПК полностью или частично несоответствующими Конституции РФ, Конституционный Суд РФ предписывает Федеральному Собранию РФ внести изменения в закон ( Постановление от 11.05.2005 № 5 – п «по делу о проверки конституционности статьи 405 УПК РФ в связи с запросами Курганского областного суда с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации производственно – технического кооператива «Содействие», общество с ограниченной ответственностью «Карелия» и ряда граждан»).
В указанных случаях Конституционный Суд РФ не создавал новых норм, и поэтому его акты не могут быть безоговорочно признаны в качестве источников уголовно процессуального права, но он либо инициировал их принятие законодательным органом, либо ориентировал суды, либо другие государственные органы на прямое применение конституционных норм, либо признавал процессуальные нормы, соответствующие Конституции РФ.
Применение
норм уголовно –
Разъяснения
Пленума Верховного Суда РФ
по поводу практики применения
уголовно – процессуального
В
число подзаконных актов,
Законы
субъектов РФ не являются
Ведомственные
нормативные акты (приказы и указания
Генерального прокурора РФ, приказы
Министра Внутренних Дел и
т.д.) оказывает существенное
Информация о работе Система источников уголовно – процессуального права России