Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:34, реферат
Предметом данного теоретического исследования является изучение создания и развития прокуратуры.
Актуальность темы, представленной в этой работе, обусловлена тем, что вопросы, связанные с изучением создания прокуратуры в России, произведенных в переломный момент ее истории, имеют огромное влияние на понимание исторической роли нашей страны и места, которое она занимает в семье европейских народов.
Введение…………………………………………………………………………….…3
Предпосылки образования прокуратуры……………………………………........4
Российская прокуратура в дореволюционный период………………….……..8
Заключение………………………………………………………………………..…..11
Список использованной литературы………………………
Оглавление
Введение
Изучение истории создания и развития какого-либо органа государственной власти, установление причин и предпосылок, повлекших за собой необходимость учреждения данного органа, помогают лучше понять его историческое предназначение, место и роль в системе государственной власти.
Одной из важнейших государственных структур на сегодняшний день, безусловно, является прокуратура, которая в нынешних реалиях представляет собой уникальную модель органа, обладающего весьма широким набором надзорных и контрольных полномочий.
Объектом теоретического исследования является, создание, организация и деятельность прокуратуры в РФ в дореволюционный период.
Предметом данного теоретического исследования является изучение создания и развития прокуратуры.
Актуальность темы, представленной в этой работе, обусловлена тем, что вопросы, связанные с изучением создания прокуратуры в России, произведенных в переломный момент ее истории, имеют огромное влияние на понимание исторической роли нашей страны и места, которое она занимает в семье европейских народов.
Целью настоящего исследования является более детальное изучение становление, организация прокуратуры в России во время глобальных реформ, так как именно эти преобразования явились основными в ходе государственной деятельности Петра I.
С учетом целевой направленности данной работы необходимо выделить основные задачи предстоящего исследования.
Это, прежде всего:
- определение основных направлений создания прокуратуры;
- историческое предназначение этого органа,
- историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган:
- изучая историю того или иного государственного органа, можно в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа.
В рамках данной работы целесообразно ограничить пределы исследования раскрытием таких вопросов, как предпосылки, создание и деятельность прокуратуры в дореволюционный период.
Теоретические исследования, посвященные данной теме, достаточно широко представлены в научных источниках различных авторов. Таких как, Басков В.И., Казанцев С.М., Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г.
В допетровские времена Российскому государству были чужды понятия основных элементов прокурорского учреждения, хотя, справедливости ради нужно отметить, что «отдельные «мотивы» прокурорского представительства при осуществлении уголовного преследования от имени государства уже присутствовали.
В своем развитии российская прокуратура прошла несколько этапов, определить которые можно на основе особенностей регулирования ее организации и деятельности на определенном историческом отрезке времени, роли и места прокуратуры среди других государственных органов.
Славный и многотрудный путь российской прокуратуры начался почти три сотни лет назад в январе 1722 года указом Петра Великого. Предыстория появления этого указа такова. Петр I, отправляясь в Прусский поход, указом от 22 февраля 1711 года ввел вместо бывшей консилии министров новый Правительствующий сенат, главной задачей которого на первоначальном этапе было объединение местного центрального управления в единую государственную систему.
Второго марта того же года сенаторы были приведены к присяге в верном исполнении своей должности:
«Обещаюсь аз перед господом богом, сотворившим всяческая, что мне честно и чисто, нелестно, но паче ревностно исполнять звание свое, в чем да поможет мне господь бог всемогущий: во-первых, верность моему государю и всему государству; второе, правду и правый суд, как между народом, так и в деле государственном»
Первоначально Сенат возник как орган с монолитной структурой. В его внутренней организации различались только присутствия, куда входили весь личный состав и канцелярия. Однако в дальнейшем, ввиду того, что Сенат являлся высшим общегосударственным учреждением, имевшим исключительно широкое поле деятельности,
возникла потребность в создании вспомогательных органов, которые должны были способствовать Сенату в осуществлении его функций.
С 1711 по 1722 год в Сенате появились прообразы будущей прокуратуры Российской империи: Расправная палата для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для контроля над местными чиновниками в области суда; обер-фискал для негласного надзора за нижестоящими учреждениями и должностными лицами, а также для защиты казенных интересов при судебных исках; генерал-рекетмейстер для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения; позднее генерал-ревизор и штаб-офицеры гвардии. Однако все эти учреждения и должности не смогли решить единого и общего контроля над чиновничьим аппаратом в центре и на местах, более того, имели место даже злоупотребления самих наблюдателей.
В связи с этим 12 января 1722 года Петр Великий издал указ об учреждении прокуратуры: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а так же при всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал- прокурору».
Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Государь, создавая прокуратуру, ставил задачу «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Прокурорский надзор был распространен и на Правительствующий сенат. Прокурор контролировал финансовую отчетность и ведомости коллегий. В соответствии с указом от 18 января 1722 года «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах и по доносам фискальским и прочих людей» прокуратура была поставлена над фискальскими органами.
18 января 1722 года Петр I назначил Павла Ивановича Ягужинского первым генерал-прокурором Сената.
Представляя сенаторам генерал-прокурора,
император произнес крылатую фразу:
«Вот око мое, коим я буду все видеть».
Эту же мысль он повторил и в указе
от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»:
«И понеже сей чин — яко око наше и
стряпчий о делах государственных».
Указ устанавливал основные обязанности
и полномочия генерал-прокурора по надзору
за Сенатом и руководству подчиненными
органами прокуратуры:
«Генерал-прокурор повине сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потери времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению ему помешает, что все записывать, повинен в свой журнал.
Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал.
А ежели что увидит противное сему; тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили.
И ежели в чем поманит, однако, каким образом ни есть, должность свою ведением и волею преступит, то, яко преступник указа и явный разоритель государства, наказан будет».
Перечисленные законодательные акты создали необходимую правовую основу для функционирования прокуратуры Российской Империи, а указ «О должности Генерал-прокурора» оставался основным источником регулирования деятельности прокуратуры на протяжении всего XVIII столетия.
В Табели о рангах прокурорам были присвоены высокие классы: Генерал-прокурору – третий, соответствующий генерал-лейтенанту; обер-прокурору – четвертый; коллежским прокурорам – шестой; прокурорам надворных судов – седьмой наравне с обер-фискалом.
Основной функцией прокуроров на начальном этапе становления прокурорской системы являлся надзор за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли.
Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, обер-прокурор Синода (учреждения, управлявшего делами духовенства) надзирал за его деятельностью1. За коллегиями надзирали прокуроры этих ведомств. Правовые средства надзора были довольно скромными и сводились к протестованию, напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих служебных обязанностей, а также к донесениям о бездеятельности и беззаконии. Тем не менее, прокурорский надзор стал играть заметную роль в соответствии с предначертанием Петра I в последние годы его царствования. Немалую роль в этом сыграла личность первого генерал-прокурора П.И. Ягужинского, который пользовался полным доверием императора, будучи энергичным и честным государственным деятелем.
Существовал такой порядок действий прокуроров. Заметив нарушение, прокурор вначале устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, он приносил протест. Письменный протест поступал в тот орган, который нарушил закон и от которого зависело на том «протесте утвердиться», то есть принять его или же «остаться при своих мнениях». В последнем случае руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое опротестовывалось. В то же время прокурор, чей протест был отклонен, направлял специальное «доношение» Генерал-прокурору, от которого зависело, поддержать своего подчиненного или нет. Непосредственное уголовное преследование лежало вне компетенции прокурора. Он только наблюдал за ходом расследования дела и имел «попечение» о «колоднических», то есть арестантских делах. В круг ведения прокуроров входил также надзор за фискалами, за которыми они должны были «иметь крепкое смотрение». Фискалы в коллегиях и надворных судах доносили о всех замеченных ими злоупотреблениях прокурорам. Прокуроры на местах наблюдали также за правильным «собиранием» казенных доходов, за безубыточным для казны производством по подрядам и откупам, за правильностью финансовой отчетности и др. В «делах гражданских» прокуроры особого участия не принимали, их обязанности здесь ограничивались проверкой журналов присутственных мест и росписью в них.
После смерти Петра I значение надзора и престиж прокуроров заметно падают. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должность генерал-прокурора и прокуроров надворных судов. В большинстве коллегий были упразднены должности прокуроров. Некоторые обязанности генерал-прокурора стали выполнять обер-прокуроры, однако его правами они не обладали, а занимались больше вопросами делопроизводства, В своей деятельности обер-прокуроры полностью подчинялись распоряжениям Верховного тайного совета, от надзора за Сенатом они были устранены2.
Важным этапом в развитии прокурорской
системы явилась губернская реформа
1775 г. В связи с изменениями административно-
До 1802 г. прокуратура в России являлась институтом высшего надзора за всем государственным аппаратом Российской империи.
Новый этап в развитии прокурорской системы наступил во второй половине XIX в. Он тесно связан с реформами уголовного судоустройства и судопроизводства. Однако его начало хронологически опережало принятие судебных уставов. 29 сентября 1862 г. император Александр II утвердил Основные положения преобразования судебной части в России, представленные ему Государственным советом.
Судебные Уставы 1864 г. ограничивали прокурорский надзор судебной областью возложением на прокуроров функции поддержания государственного обвинения по уголовным делам в судах и наделили прокуроров обширными полномочиями при осуществлении надзора за дознанием и предварительным следствием.
В связи с изменением функций прокуратуры предусматривалось и изменение системы прокурорских органов. Губернские прокуратуры постепенно должны были заменяться прокуратурами, создаваемыми в судебных округах. Поскольку этот процесс растянулся на несколько десятилетий, во многих губерниях, где еще не были образованы общие суды и, соответственно, состоящие при них прокуратуры, сохранялись и продолжали работать губернские прокуратуры. В 1866 г. было принято новое положение о губернской прокуратуре, имевшее силу закона. Губернские прокуроры наделялись правами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены для прокуроров в судебных уставах. Однако функции обвинительной власти губернские прокуратуры не имели. За губернскими прокуратурами сохранялась, хотя и в значительно меньшем объеме, функция общего надзора. Приговоры и решения судов, не реорганизованные в соответствии с судебными уставами, подлежали рассмотрению прокурорами губернских прокуратур по правилам законов 1864 г.
В 1896 г. Губернские прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. На них также была возложена обязанность поддержания в судах обвинения по уголовным делам. Несмотря на то, что в течение длительного времени сосуществовали две прокурорские системы — прокуратуры судов и губернские прокуратуры, принципы их действия были едины, в частности, единство и централизация органов прокуратуры; подотчетность нижестоящих прокуроров вышестоящим; независимость прокуроров от влияния местной администрации при принятии решений.
Информация о работе Российская прокуратура в дореволюционный период