Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 19:27, контрольная работа
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, своей фундаментальностью, ведь понятие преступление является основополагающей категорией уголовно-правовой науки, поскольку без уяснения понятия, сущности и признаков преступления невозможно постичь азы и другие категории Уголовного права. Для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны личности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя России, мира и безопасности человечества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений, Уголовный кодекс РФ 1996 года (далее - УК РФ) определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями. На это понятие опирается законодатель, устанавливая санкции за различные виды преступлений.
Общественная опасность – материальный признак преступления, в котором и воплощена социальная сущность данного юридического понятия. Общественная опасность – это имманентное объективное свойство преступления, означающее способность причинять существенный вред общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона. Так, общественная опасность может включать в себя объективные (тяжесть последствий, опасность способа, характер объекта посягательства и т.д.) и субъективные (форма умысла или неосторожности, мотивы, отношение к содеянному и т.д.) факторы.
Большинство правоведов подчеркивают также качественную и количественную характеристику общественной опасности. Качественная характеристика в литературе именуется характером общественной опасности, и означает типовую характеристику социальной вредности определенных видов преступлений (грабежа, изнасилования, уклонения от уплаты налогов и т.д.). Количественный показатель общественной опасности именуется в литературе ее степенью. Она определяется обстоятельства содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда и тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого в совершении преступления в соучастии). Типовая характеристика степени общественной опасности находит свое выражение в санкции, установленной законодателем за преступление определенного вида. Конкретная оценка степени общественной опасности каждого реально совершенного преступления дается судом с учетом всей совокупности фактических обстоятельств деяния6.
Часть 2 ст. 14 УК РФ гласит: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности»7. Данная юридическая норма означает, во-первых, что для признания деяние преступлением еще недостаточно его формального сходства с уголовным правонарушением, описанным в той или иной норме Особенной части Уголовного кодекса. Даже при таком сходстве деяние может быть признано малозначительным (например, открытое хищение ученической тетрадки, самовольная поездка сына на мотоцикле отца, который до этого многократно разрешал сыну такие поездки и т.п.), поэтому – не представляющим общественной опасности. Во-вторых, деяние, признанное малозначительным и поэтому не преступным, может влечь административную, дисциплинарную, гражданско-правовую либо иную юридическую или моральную ответственность. Иначе говоря, оно может содержать состав иного, не уголовного правонарушения8.
Вторым признаком преступления является противоправность, или уголовная противозаконность. Данный признак означает, что преступлением может быть признано только деяние, которое прямо запрещено нормой Особенной части Кодекса.
Противоправность (уголовная противозаконность) – это формальный признак преступления, который нельзя рассматривать изолированно от общественной опасности деяния. Выявив объективно существующую общественную опасность деяния и осознав невозможность эффективной борьбы с ним без использования уголовно-правовых средств, государство в лице законодательного органа, выражающего обобщенные взгляды общества, формулирует уголовно-правовой запрет на совершение данного вида деяний и устанавливает уголовное наказание за его совершение. «На правотворческом уровне законодатель, отражая нравственное состояние общества, определяет круг наиболее важных для человека прав и свобод, нуждающихся в уголовно-правовой охране»9. Уголовная противоправность деяния — субъективное (на законодательном уровне) выражение общественной опасности этого деяния. Это значит, что деяние, объективно нетерпимое для общества в силу его общественной опасности для сложившейся системы общественных отношений, криминализируется, т.е. прямо запрещается нормой уголовного права под угрозой наказания. Противоправность не является постоянным признаком конкретного деяния. В зависимости от изменений социально-политических и экономических условий законодатель может дополнять УК РФ новыми составами либо декриминализировать определенные деяния10.
Таким образом, общественная опасность и противоправность – это две неразрывные характеристики преступления, характеризующие его с социальной и юридической точек зрения, ни одна из которой не может в отрыве от другой характеризовать деяние как преступное и уголовно наказуемое.
Третий конструктивный признак преступления – виновность. Он непосредственно вытекает из принципа вины, закрепленного в статье 5 УК РФ: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина»11. Основанное на принципе субъективного вменения, уголовное законодательство Российской Федерации запрещает объективное вменение, т.е. уголовную ответственность за невиновное причинение вреда.
В соответствии с частью 1 ст. 24 УК РФ виновным в преступлении признается лицо, совершившее общественно опасное и противоправное деяние умышленно либо по неосторожности. Виновность выступает как психическое отношение лица к характеру самого деяния и к наступившим общественно опасным последствиям. Оно реализуется в форме умысла либо неосторожности12.
Если деяние совершено без вины (случайно), то, несмотря на его объективную общественную опасность, оно не может быть признано преступлением и поэтому не влечет уголовной ответственности. Положение о ненаказуемости невиновного в причинении вреда впервые в отечественном уголовном праве официально закреплено в статье 28 УК РФ.
Наказуемость – признак преступления, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие, неблагоприятное для правонарушителя.
Согласно части 2 ст. 2 УК РФ уголовный закон для осуществления стоящих перед ним задач не только определяет, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, но и устанавливает наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые за совершенные преступления. Поэтому наказуемость означает, что за предусмотренные уголовным законом и совершенные виновно общественно опасные деяния может быть назначено установленное в санкции уголовно-правовой нормы наказание (либо иная мера уголовно-правового характера).
Из этого следует, что наказуемость — это предусмотренная законом возможность назначения наказания. Но такая возможность реализуется не во всех случаях совершения преступлений. Во-первых, не каждое преступление фиксируется правоохранительными органами. Во-вторых, не каждое зафиксированное преступление раскрывается. В-третьих, по основаниям и в случаях, предусмотренных законом, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности или от наказания. Однако во всех подобных случаях речь идет именно о преступлении, поскольку уголовно-правовая норма, содержащая описание данного вида общественно опасных деяний, предусматривает определенное наказание за его совершение.
Таким образом, под наказуемостью следует понимать не реальное наказание и не факт его назначения за конкретное преступление, а установленную законом возможность применить наказание за каждый случай совершения деяния, описанного в той или иной норме Особенной части Уголовного кодекса.
Преступление — это наиболее опасный вид правонарушений. Посягательства на некоторые особо охраняемые общественные отношения могут быть только преступными, например посягательства на жизнь, на половую свободу, на мир и безопасность человечества, на основы конституционного строя и некоторые другие. Но есть немало объектов, посягательства на которые могут быть и преступлением, и иным правонарушением — гражданско-правовым деликтом, административным или дисциплинарным проступком. Поэтому очень важно уметь отграничивать преступление от иных правонарушений.
Общепризнанно, что главное отличие преступления от иных правонарушений заключается в различной степени общественной опасности. Более высокая степень общественной опасности, отличающая преступление от иных правонарушений, может определяться различными обстоятельствами.
Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного деяния. Так, нарушение правил охраны труда, не повлекшее вредных последствий или повлекшее причинение легкого либо средней тяжести вреда здоровью человека, является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью, образует состав преступления (ст. 143 УК РФ).
Иногда фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели совершения такого деяния. Например, регистрация заведомо незаконных сделок с землей квалифицируется как преступление, предусмотренное статьей 170 УК РФ, только в случаях, когда это деяние совершено должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности. В противном случае те же действия представляют дисциплинарный проступок.
В отдельных случаях преступление отличается от иных правонарушений только по форме вины. Так, при умышленной форме вины причинение легкого вреда здоровью образует преступление (ст. 115 УК РФ), а в случае причинения того же вреда по неосторожности ответственность причинителя может иметь только гражданско-правовой характер (ст. 1085 ГК РФ).
В редких случаях деяние становится преступлением лишь при систематическом совершении. Например, преступлением признается вовлечение несовершеннолетнего только в систематическое употребление спиртных напитков (ст. 151 УК РФ), а однократное доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения представляет собой административное правонарушение.
Таким образом, различие в степени общественной опасности — основной признак, по которому преступление ограничивается от других (не уголовных) правонарушений. Он определяет социальную природу каждого вида правонарушений. Однако между преступлением и другими правонарушениями имеются и другие различия, производные от основного: по характеру противоправности и по юридическим последствиям.
Преступление — деяние уголовно-противоправное, оно предусмотрено только уголовным законом, в котором содержится описание всех правонарушений, отнесенных к разряду преступных. Правонарушения, не являющиеся преступлениями, предусматриваются Семейным, Гражданским, Таможенным, Налоговым, Бюджетным, Трудовым кодексами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ведомственными дисциплинарными уставами, а также множеством подзаконных нормативных правовых актов. Поэтому любое из этих правонарушений характеризуется не уголовной противоправностью.
Отличие преступления от иных правонарушений по их юридическим последствиям заключается в том, что только преступление влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость.
Наказание как акт применения уголовного закона — это самая строгая из мер принуждения, применяемых к лицам, виновным в совершении правонарушений, и единственная мера, процессуальной формой применения которой является обвинительный приговор суда.
Санкции за другие правонарушения существенно менее строги, и применяются они различными уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами, действующими не от имени государства (как суд), а от своего имени.
Судимость — это специфическое правовое последствие отбывания наказания, назначенного за совершение преступления. Оно указывает на то, что лицо уже наказывалось за совершение преступления и влечет для осужденного ряд неблагоприятных уголовно-правовых и общесоциальных последствий в течение установленного законом срока, продолжительность которого зависит от тяжести совершенного преступления. Ни одно другое правонарушение не влечет за собой судимости, хотя наложение дисциплинарного или административного взыскания ухудшает положение правонарушителя при повторении соответствующего правонарушения13.
Одна из существенных новелл действующего УК РФ состоит в том, что в нем содержится система норм, посвященных решению вопроса о видах преступления.
В зависимости от поставленной задачи все преступления могут классифицироваться, т.е. подразделяться на группы, по разным классификационным признакам. По форме вины они делятся на умышленные и неосторожные, по объекту посягательства они объединяются в большие группы, включенные в самостоятельные разделы и главы Особенной части Уголовного кодекса. Важным классификационным критерием является характер и степень общественной опасности. Для российского законодательства эта классификация особенно важна, поскольку в Уголовном кодексе Российской Федерации не воспринято присущее многим зарубежным уголовным кодексам подразделение уголовно наказуемых деяний на преступления, проступки и нарушения (Франция), или на преступления и проступки (ФРГ), или на преступления и нарушения (Испания), или на фелонию и мисдиминор (США) и т.д.
Уголовный кодекс России впервые на законодательном уровне закрепил всеобъемлющую классификацию преступлений. Ее основным критерием является степень общественной опасности, а вспомогательное значение придается форме вины. По этим показателям все предусмотренные Кодексом преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ч. 1 ст. 15).
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы (ч. 2 ст. 15).