Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2009 в 16:47, Не определен
Дипломная работа
Одинаковый по своей сущности способ совершения насильственных преступных деяний заключается в фактическом применении насилия, попытки или угрозы применения насилия. Физическим насилием является противоправное умышленное действие, выразившееся в воздействии на организм другого человека против или помимо воли последнего и направленное на причинение вреда его физическим благам. Угроза применения насилия это запугивание другого человека применением к нему физического насилия. При определении способа не имеет значения, являются насильственные действия обязательным элементом состава преступления или нет. Насилие не всегда причиняет физический вред человеку, например при выстреле, когда преступник промахивается. Поэтому под насильственными следует понимать те преступления, которые направлены на причинение вреда физическим благам личности. Следует отметить, что интенсивность насилия, его последствия, а также иные действия, сопровождающие насилие, и наличие или отсутствие причинной связи между насилием и другими действиями влияют на степень общественной опасности и квалификацию содеянного.
Умышленный (сознательный) характер фактически применяемого насилия состоит в том, что, представляя собой действие, насилие всегда применяется сознательно. Сознавая же его общественную опасность и в то же время применяя насилие, виновный желает его осуществить, то есть действует с прямым умыслом. Данное положение аксиоматично применительно к составам оконченных преступлений, обязательным элементом которых является насилие, то есть к преступлениям с формальными в части посягательства на личность составами. Это обусловлено общим правилом, согласно которому преступления с формальными составами совершаются всегда с прямым умыслом. Форма вины преступника, совершающего насильственное преступление с материальным составом, в частности, когда конструктивным элементом состава оконченного преступления является вызванное насилием последствие в виде смерти или телесного повреждения, определяется по психическому отношению к действию и к последствию одновременно, то ecть к преступному деянию в целом.
B качестве признака насильственного преступления насилие понимается в широком смысле. Существенным, является лишь то, что деяние фактически совершается с применением насилия или угрозы насилием. Данное обстоятельство может быть отражено в составе преступления посредством указания в законе на насильственный характер действия (насилие, угроза насилием, нанесение побоев и т. д.), на результат применения насилия (телесное повреждение), на то и другое одновременно (убийство) либо на признак, включающий то своему содержанию и возможность применения насилия. В частности, при указании на результат насилия, хотя и не является конструктивным элементом состава преступления, представляет собой звено в естественном развитии событий, которое вызывает, как правило этот результат. Как признак состава насильственного преступления, насилие понимается в узком смысле. Определение границ такого понимания насилия связано с разделением составов всех насильственных преступлений на группы. Прежде всего, исходя из того, какой элемент – насилие либо последствие является обязательным, конструктивным в составе оконченного преступления, из составов насильственных преступлений выделяются две группы:
Но эти две группы не исчерпывают всех насильственных преступлений. Имеются еще и другие составы рассматриваемых преступлений, признаком которых является действие или обстоятельство, включающие обязательно, альтернативно или факультативно насильственное действие, обозначаемое, однако, не терминами «насилие» или «угроза применения насилия». Эти составы в зависимости от того, обязательно, альтернативно либо факультативно для них насильственное действие, подразделяются, также на две группы. В одну из них (по проводимой классификации—третью) включаются составы преступлений, в которых насильственные действия, именуемые различными терминами (терроризирование, нанесение побоев, посягательство на жизнь и т. д.), являются обязательным или альтернативным признаком. Другой группе (четвертой), относятся составы, признаком которых является действие или обстоятельство, включающие насильственное действие.
Совокупность четырех перечисленных групп составов охватывает все насильственные преступления. Составы насильственных преступлений первой, третьей и четвертой групп, являясь в части посягательства на личность формальными или усеченными, обладают всеми выше перечисленными признаками рассматриваемых преступлений. Составам же второй группы, объединяющей материальные составы, свойственны не все указанные признаки. Так, насилие не является элементом состава оконченного преступления, необходимо еще и наступление последствия; эти составы характеризуются не только умышленной формой вины.
Таким образом, к составам насильственных преступлений, характеризуемым общими признаками (однородностью объекта, одинаковым по своей сущности насильственным способом действия и умышленным характером деяния), следует отнести только составы первой, третьей и четвертой групп. Данное положение взаимосвязано с пониманием насилия, в узком смысле, то есть как обязательного, альтернативного или факультативного признака состава оконченного преступления, независимо от терминов, какими этот признак обозначен в законе.
Уяснение отмеченных различий в понимании насилия позволяет заключить, что группы насильственных преступлений, составов этих преступлений, объединяемых по общим признакам своему объему неодинаковы. К насильственным преступлениям, понимаемым в широком смысле, относятся те, при совершении которых, насилие фактически применяётся, а к составам этих преступлений те составы, в которых, насилие является обязательным, альтернативным или факультативным признаком. Данным составам соответствуют насильственные преступления, понимаемые в узком, или уголовно-правовом смысле. Констатация сходства составов насильственных преступлений является предпосылкой для разработки в научных и практических целях общего понятия состава такого рода преступлений. Исследование общего понятия состава насильственного преступления как совокупности общих объективных и субъективных признаков, характеризующих по закону названные преступления, занимает центральное место в проблеме уголовно-правовой борьбы с насильственными преступлениями. Такое исследование имеет важное значение для дальнейшего укрепления законности, поскольку научное определение понятий, характеризующих составы насильственных преступлений, их соотношения между собой и с другими понятиями позволяет, в частности, перенести эти понятия на более высокую ступень абстракции, создать теоретическую основу для дачи более точных, соответствующих закону рекомендаций высшими судебными инстанциями, по обеспечению правильного и единообразного применения уголовно-правовых норм практическими работниками органами внутренних дел, прокуратуры и суда при квалификаций преступлений, выявить отдельные пробелы в действующем уголовном законодательстве. Исследование общего понятия состава насильственного преступления связано с анализом каждого его элемента в той последовательности, которая разработана теорией Российского уголовного права. Содержащиеся в действующем уголовном законодательстве нормы об ответственности за насильственные преступления предоставляют взаимосвязанную систему норм, обеспечивающих охрану общественных отношений, ядром которых, являются физические блага личности. Поэтому совершенствование законодательного регулирования данной системы на научной основе предполагает сравнительно-правовое исследование в целях обеспечения ее внутреннего единства и цельности. В теории уголовного права имеется ряд проблемных вопросов, общих для всех составов насильственных преступлений, касающихся раскрытия юридической природы этих преступных деяний их квалификации, что свидетельствует о возможности и необходимости исследования всей совокупности преступлений, соединенных с насилием или угрозой применения насилия .
Разрешение вопроса о противоправности причинения смерти или телесных повреждений с согласия потерпевшего связано с необходимостью установления, является ли такое причинение, если оно противоправно, насильственным преступлением или нет. Признание данного причинения противоправным одновременно свидетельствует об отсутствии согласия потерпевшего в уголовно-правовом значений, то есть как свободного волеизъявления. Поэтому указанное причинение нужно рассматривать как осуществляемое вопреки свободному волеизъявлению, против воли потерпевшего и, следовательно, относить его к категории насильственных преступлений.
Согласие потерпевшего на вступление в группу, деятельность которой, проводимая под видом проповедования религиозных поучений и исполнения религиозных обрядов, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, и на участие в такой группе представляет собой по существу согласие на причинение одного телесного повреждения, например, оскопления при вступлении в группу скопцов, или на систематическое причинение телесных повреждений, в частности, истязаний во время обрядов, исполняемых в отдельных сектах. Такого рода согласие лишено социального критерия и потому не имеет уголовно-правового значения. Обстоятельства, исключающего противоправность деяния вследствие этого причинения физического вреда, лицу, вовлекаемому в подобную группу, или ее участнику является насильственным преступлением. По характеру воздействия на организм человека к насильственным следует относить преступления, при совершении которых осуществляется воздействие как на наружные ткани, так и непосредственно на внутренние органы в результате дачи потерпевшему ядовитых, отравляющих или одурманивающих веществ. Такая позиция дискуссионная. Некоторые криминалисты не признают очерченное деяние насильственным преступлением. Другие же, и судебная практика относят это деяние, как представляющее собой внутреннее связанные посягательства на собственность и личность, к насильственным преступлениям. Анализ формы психического отношения виновного к воздействию на организм другого человека позволяет отнести причинение физического вреда в результате нарушения специальных правил (ст. ст. 143, 218, 236 УК РФ) как одного из возможных фактических последствий уничтожения или повреждения имущества (ст. ст. 263, 264, 267 УК РФ) к ненасильственным преступлениям. В этих случаях указанное психическое отношение, если его рассматривать изолированно, к воздействию на организм другого человека, характеризуется неосторожной формой вины, тогда как насилию всегда присущ, прямой умысел. Когда же психическое отношение виновного к причинению другому человеку смерти или вреда здоровью выражается в умысле, то содеянное приобретает иную юридическую природу и представляет в части посягательства на физические блага самостоятельное насильственное преступление требующее квалификации, как преступления против личности.
По содержанию психического отношения виновного к воздействию на организм потерпевшего разграничиваются на нанесение удара (ударов), представляющее собой насильственное преступление, и не являющееся таковым оскорбление действием. В первом случае умысел виновного направлен на причинение физической боли, а во втором — на нанесение обиды, унижение потерпевшему, что именно так и воспринимается последним.
Не следует относить к категории насильственных преступлений нарушение телесной неприкосновенности при похищении одежды у потерпевшего, находящегося в пьяном, сонном или ином бессознательном состоянии, если действия виновного, состоящие в раздевании такого лица, не сопровождаются насильственным ограничением его свободы или другими насильственными действиями, например, ударами, побоями. Это решение обосновывается незначительной степенью интенсивности воздействия на организм потерпевшего и отсутствием у виновного прямого умысла на причинение вреда телесной неприкосновенности или здоровью человека.
Таким образом, к насильственным преступлениям не могут быть отнесены рассмотренные типичные случаи, когда причинение физического вреда не является общественно опасным, не представляет собой результат фактически примененного насилия, либо когда содеянное, не повлекшее последствий в виде указанного вреда, не достигает степени интенсивности, характерной для насилия.
Следовательно, насильственными являются преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие физические блага личности, и сопровождаемые умышленным совершением насильственных действий (насилия, попытки применения насилия, угрозы насилием), независимо от того, являются эти действия конструктивным элементом состава преступления или нет.
Данное определение — общее, так как включает в себя признание, общие для каждого из насильственных преступлений и позволяющие отграничить эти преступления от всех других преступных деяний.
Признаки, отличающие насильственные преступления от других действий, составляют самостоятельную группу. Таких признаков два:
Первый из этих признаков позволяет отграничить насильственные преступления от непреступного причинения физического вреда другому человеку, а второй — от преступных ненасильственных деяний.
Общественная опасность причинения физического вреда может отсутствовать вследствие общественной полезности действий, влекущих такой вред, либо их малозначительности.
В силу общественной полезности указанное причинение не преступно при: необходимой обороне, зaдepжaнии пpecтупникa, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, исполнении приказа или распоряжения, обоснованном риске. При этом в случаях крайней необходимости, необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление причинение физического вреда обусловлено общественно опасным поведением преступника.
Установление наличия или отсутствия такого признака, как насильственный характер преступления, связано с определением насилия. Поскольку понятие насилия характеризуется совокупностью черт (признаков), каждая из которых является его неотъемлемым свойством, отграничивающим в то же время насильственное действие от не насильственного, постольку решение данного вопроса обусловлено фиксацией всех признаков насилия. Отсутствие в преступлении хотя бы одного из этих признаков означает, что оно является ненасильственным.
Признаки насилия, как видно из приведенного ранее определения, различны по содержанию и характеру. В ряде случаев установление их вызывает ряд трудностей. Вместе с тем существуют и не мыслимые ситуации, в которых наличие какого-либо признака насилия вызывает или может вызвать сомнения. Это ведет к дискуссионности вопроса об отнесении преступления к насильственному или ненасильственному. Исходя из определения насилия возможна классификация по основаниям, соответствующим характеру или содержанию признаков насилия. Такими основаниями являются:
Содержание волевого отношения потерпевшего к воздействию на его организм со стороны другого лица обусловливает постановку вопроса об отнесении к преступлению, в частности, насильственному причинение смерти или телесных повреждении с согласия или по просьбе потерпевшего. Характер воздействия на организм потерпевшего служит основанием для рассмотрения и разрешения дискуссионного вопpoca o том, является насилием воздействие только на наружные ткани организма человека, или еще и непосредственно на внутренние органы путем дачи потерпевшему ядовитых, отравляющих, одурманивающих веществ.