Понятие и сущность принудительных мер медицинского характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2017 в 00:19, статья

Описание работы

В уголовно-правовой практике достаточно часто случается, что лицо, совершившее преступления, потрясённое содеянным и ошеломлённое последствиями, наступившими в результате его действий, заболевает различными психическими расстройствами, душевными болезнями, которые мешают ему руководить своими действиями и полностью осознавать происходящие события, воспринимать окружающую реальность. Именно в таких случаях поднимается вопрос о принудительном лечении преступника. По мнению профессора Карякина, в принудительном лечении нуждается около 83 % душевнобольных, совершивших общественно опасное деяние.1

Файлы: 1 файл

Статья. Понятие и сущность принудительных мер меицинского характера..docx

— 25.74 Кб (Скачать файл)

Понятие и сущность принудительных мер медицинского характера.

 

В уголовно-правовой практике достаточно часто случается, что лицо, совершившее преступления, потрясённое содеянным и ошеломлённое последствиями,  наступившими в результате его действий, заболевает различными психическими расстройствами, душевными болезнями, которые мешают ему руководить своими действиями и полностью осознавать происходящие события, воспринимать окружающую реальность. Именно в таких случаях поднимается вопрос о принудительном лечении преступника. По мнению профессора Карякина, в принудительном лечении нуждается около 83 % душевнобольных, совершивших общественно опасное деяние.1

Лицо, совершившее преступление в состоянии невменяемости освобождается от наказания (ч.1 ст.21 УК). Также освобождается от наказания лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство (ч.1 ст. 81 УК). Данным лицам судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера (п. «а» и «б» ст. 97 УК). Также принудительные меры медицинского характера назначаются лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также лицам, страдающим педофилией (п. «в» и «д» ст.97 УК).2

Тема о принудительных мерах медицинского характера является спорной. Одни учёные считают, что принудительные меры медицинского характера нельзя считать наказанием, так как они не содержат элементов кары, в их содержании нет лишения и страданий. Можно сказать, что данные меры осуществляются в интересах самого больного, потому что их цель – излечение человека от его душевных недугов. Другие же занимают иную по своему смыслу позицию. Например, заслуженный юрист России, доктор юридических наук Лебедев В.М. считает, что принудительные меры медицинского характера внешне схожи с наказанием, так как они применяются только по судебному решению в отношении людей, совершивших преступление, и так или иначе связаны с ограничением свободы.3 На мой взгляд, принудительные меры медицинского характера являются особенной мерой социальной защиты общества от опасных, неконтролируемых действий душевнобольных.

Данная тема весьма актуальна, так как лица, страдающие расстройствами психики, в правовом смысле являются самой уязвимой категорией населения не только России, но и всего мира. При применении принудительных мер медицинского характера затрагиваются права личности, поэтому данная проблема имеет не только большое юридическое, но и огромное общественное значение.

Вообще, в уголовном законодательстве Российской Федерации не даётся легального определения принудительных мер медицинского характера, однако данный пробел восполняется наукой уголовного права. Определения, излагаемые учёными основываются на уголовном законодательстве (УК, УПК), в котором раскрываются основания (ст. 97 УК), виды (ст. 99 УК), цели принудительных мер медицинского характера (ст. 98 УК), порядок прекращения, изменения или продления применения данных мер (ст. 102 УК).

По мнению доктора юридических наук, профессора Чучаева, принудительные меры медицинского характера, это предусмотренные уголовным законом меры, применяемые к страдающим психическими заболеваниями лицам, совершившим общественно опасное деяние, с целью излечения или улучшения их психического состояния и предупреждения антиобщественного поведения.4

Иное определение даёт профессор Рарог А.И. Он считает, что принудительные меры медицинского характера – это предусмотренные уголовным законом виды принудительного лечения, применяемые судом к лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, предусмотренное Особенной частью УК, страдающим психическими расстройствами, в случаях, когда эти расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.5

По нашему мнению, определение, данное профессором Рарогом шире определения Чучаева, так как Рарог указывает, что психические расстройства должны быть связаны с возможностью причинения вреда либо с опасностью для себя и других лиц. Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 N 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» «об опасности лица для себя и других лиц либо о возможности причинения этим лицом иного существенного вреда могут свидетельствовать характер психического расстройства, подтвержденного выводами судебно-психиатрической экспертизы, его склонность в связи с этим к совершению насильственных действий в отношении других лиц или к причинению вреда самому себе, к совершению иных общественно опасных действий (изъятию чужого имущества, поджогов, уничтожению или повреждению имущества иными способами), а также физическое состояние такого лица, с учетом которого оценивается возможность реализации им своих общественно опасных намерений». В целом же, данные определения несут одинаковый смысл.

Особо спорным моментом в науке уголовного права является характер, сущность принудительных мер медицинского характера, а конкретно, являются ли они наказанием или нет. Как уже упоминалось, учённые разделились на два лагеря: те, которые не признают применение принудительных мер медицинского характера как наказание, и те которые приписывают им черты наказания.

К первому лагерю относится профессор Чучаев. Он говорит, что принудительные меры медицинского характера нельзя считать наказанием. Свою позицию он аргументирует тем, что данные меры не содержат в себе элементов кары, то есть ограничения и страданий. Эти меры применяются исключительно в интересах самого больного. Отличается также порядок их назначения. Наказание назначается по приговору суда на определённый срок. Принудительные меры медицинского характера же назначаются преступнику постановлением суда. Срок применения данных мер точно не определяется. Они применяются до выздоровления больного либо до отпадения общественной опасности данного лица, длительность их применения зависит от глубины, сложности и динамики протекания психического расстройства. Также данные меры не ставят своей задачей восстановление социальной справедливости и не влекут судимости.

Как мы видим, профессор Чучаев приводит достаточно сильные аргументы в обоснование своей позиции. Однако даже несведущий в уголовном праве человек с первого взгляда сможет определить самое уязвимое место в этой, на первый взгляд монолитной теории. Во-первых, меры – «принудительные», а значит они применяются вопреки воле лица, подлежащего лечению либо без согласия его законных представителей. А во-вторых, и это самое главное, они как раз таки содержат в себе ограничения. Профессор Лебедев в комментариях к Уголовному Кодексу РФ пишет, что «их применение сопряжено с существенными ограничениями конституционных прав и охраняемых законом интересов, прежде всего - права на свободу и личную неприкосновенность».6 Ведь лицо, к которому применены принудительные меры медицинского характера лишается возможности свободно перемещаться вне пределов психиатрической больницы, в которой проходит лечение. В данном случае представляется вполне уместным сравнить больницу с тюрьмой.

Обосновывая позицию о том, что применение принудительных мер медицинского характера схоже наказанием, Лебедев в комментариях указывает, что назначаются они только судом и только от имени государства.

Вообще, применение принудительных мер медицинского характера и наказание это совершенно разные, по своей сути явления, имеющие сходства. Рарог отмечает двойственную природу принудительных мер медицинского характера. Она выражается в двух критериях – юридическом и медицинском. К юридическому критерию относят моменты, прямо закреплённые в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве, то есть основания применения принудительных мер медицинского характера, их виды, цели, порядок назначения, продления и прекращения. К медицинскому критерию же относят содержание данных мер, которое определяется комиссией врачей психиатров либо в предусмотренных законом случаях судебно-психиатрической экспертизой (установление диагноза, назначение и проведение лечения).

Итак, принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения, применяемые к невменяемым или ограниченно вменяемым лицам, совершившим общественно опасное деяние, с целью их излечения, улучшения их психического состояния, а также предупреждения совершения ими новых преступлений, назначаемые постановлением суда от имени государства и не влекущие судимости.

 

 

Список литературы.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015)

  1. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общ. ред. проф. В.М. Лебедева. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М
  2. Уголовное право. Общая часть. 2-е издание. Учебник для бакалавров. / Под ред. проф. А.И. Чучаева. М.: Проспект, 2015.
  3. «Российское уголовное право» под ред проф. А.И. Рарога 3-е изд., с изм. и доп. - М.: 2009.
  4. Карякин В.В. Проблемы применения уголовной ответственности // Современное право. №8. 2006.

 

 

 

 

1 Карякин В.В. Проблемы применения уголовной ответственности // Современное право.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015)

 

 

3 Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общ. ред. проф. В.М. Лебедева. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М

 

4 Уголовное право. Общая часть. 2-е издание. Учебник для бакалавров. / Под ред. проф. А.И. Чучаева. М.: Проспект, 2015.

 

5 «Российское уголовное право» под ред проф. А.И. Рарога 3-е изд., с изм. и доп. - М.: 2009.

6 Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общ. ред. проф. В.М. Лебедева. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М


Информация о работе Понятие и сущность принудительных мер медицинского характера