Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 21:19, реферат
В связи с актуальностью темы цель курсовой работы – дать уголовно-правовую характеристику пиратства. Основные задачи для достижения поставленной цели:
1). Раскрыть понятие и историю возникновения пиратства;
2). Исследовать объективную и субъективную стороны преступления;
3). Проанализировать законодательную базу борьбы с пиратством в Российской Федерации и в международном праве;
В Конвенции ООН об открытом море от 29 апреля 1958 года (ст. 15-23) действия пиратов определялись как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". Согласно Конвенции, все государства обязаны содействовать уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.
Одним из основных международных нормативных актов в области безопасности мореплавания является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛОС-74), принятая в рамках Международной морской организации (ИМО). Изначально СОЛАС-74 была направлена на организационное и техническое оснащение судов, обеспечивающее их безопасность. Позже появились меры по борьбе с пиратством, предусматривающие международное сотрудничество и взаимодействие.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (вступила в силу с 16 ноября 1994 года) подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море. В ст. 101-107, 110-111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15-23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море.[8]
Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие-либо меры против пиратов. Это касается и международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств: право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии. Пираты пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах.
На дипломатической конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г. под эгидой Международной морской организации (ИМО), была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Она применяется ко всем судам, за исключением военных кораблей; судов, которые принадлежат государству или эксплуатируются им в качестве военно-вспомогательных судов, в таможенных или полицейских целях; или выведенные из эксплуатации.
В отличие от Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция 1988 г. направлена на пресечение более широкого круга преступных посягательств.
Во-первых, предметом регулирования в ней названа борьба с незаконными актами в международном морском судоходстве.
Во-вторых, существенное отличие заключается в сфере применения: Конвенция 1988 г. распространяется на деяния, совершаемые в различных категориях морских пространств - во внутренних морских водах, в территориальных водах, в открытом море.
В-третьих, действие Конвенции не распространяется летательные аппараты.
В-четвертых, в Конвенции 1988 г. иначе, чем в предыдущих международных договорах, решен вопрос о юрисдикции государств в отношении преступных посягательств. Так, при пиратстве любое государство имеет право на пресечение (универсальная юрисдикция) актов насилия.
Конвенция 1988 г. закрепляет конкурирующую юрисдикцию государств: 1) тех, которых касается совершенное преступление; 2) только государств- участников Конвенции. Общее для пиратства и деяний, предусмотренных ст. 3 Конвенции 1988 г. – юридическая квалификация их как международных преступлений. Они направлены и против национальных интересов, поэтому совершенно оправданно включение в Конвенцию новеллы (ст. 5): "Каждое государство- участник предусматривает наказания за преступления, указанные в статье 3, с учетом тяжкого характера этих преступлений". Такое требование надо сочетать со ст. 15 Конвенции об открытом море и ст. 101 Конвенции по морскому праву. Советский Союз ратифицировал эти конвенции и Россия, как правопреемник СССР, включила данное преступление в Уголовный Кодекс. Согласно ст. 227 УК РФ пиратством признается: "Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения".
Данное преступление посягает на собственность, но по своему характеру и способу совершения представляет угрозу причинения вреда широкому кругу людей (членам экипажа и пассажирам морских и речных судов) и поэтому помещено в главу "Преступления против общественной безопасности". [9]
С 1 июля 2004 г. вступил в силу Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (ОСПС) Международной морской организации, вошедший составной частью (гл.XI-2) в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74). Кодекс устанавливает унифицированные стандарты безопасности, обязательные для всех участников международных морских перевозок грузов и пассажиров. Назначение Кодекса ОСПС - не допустить пиратов на судно, однако, если они все же проникли, то экипажу необходимо знать, как уменьшить или исключить негативные последствия.
Международной морской организацией также был разработан ряд рекомендаций с целью предупреждения и пресечения пиратства и вооруженных ограблений судов:
- рекомендации правительствам
по предупреждению и
- инструкция судовладельцам, судоходным компаниям, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (2002 г.);
- директивы для Центров координации по спасанию на море (ЦКСМ) (2000 г.);
- временные процедуры
для ЦКСМ по получению
- резолюция А. 922 (22) - кодекс поведения при расследовании актов пиратства и вооруженных ограблений морских судов;
- Резолюция А. 923 (22) - суда-"призраки" и процесс регистрации.
Обратимся к практике.
Понятие пиратства сложно для юридической квалификации, поскольку в международном праве еще не установилось четкого определения этого преступления в разных формах его проявления и смежных с ним составов (терроризм, рыболовное пиратство, морское мошенничество).
В октябре 1992 г. Международным морским бюро Международной торговой палаты при поддержке Международной морской организации ООН в Малайзии в Куала-Лумпуре был создан Региональный центр по проблеме пиратства, который затем переименован в Аналитический центр по проблеме пиратства. Он осуществляет сбор и анализ информации в глобальном масштабе, занимается розыском пропавших судов, добивается наказания преступников и возврата грузов владельцам, выполняет круглосуточное оповещение судов о нападениях пиратов и занимается организацией помощи потерпевшим судам. Развитие сотрудничества стран в сфере борьбы с пиратством в мире в целом, АТР и ЮВА в особенности, сегодня связано с активностью следующих международных организаций и институтов:
1) Международная морская организация ООН (занимается проблемой пиратства с 1983 г.). Комитет ММО по безопасности провел ряд региональных совещаний и представил два документа: "Руководство для судовладельцев и судоходных компаний ." и "Рекомендации для правительственных органов по борьбе с пиратством".
2) Региональный форум стран АСЕАН - рабочая группа по мерам укрепления доверия, которая в октябре 2000 г. провела встречу по проблеме пиратства;
3) Симпозиум стран Южно-
4) АТССБ - Азиатско-Тихоокеанский
совет по сотрудничеству в
сфере безопасности
5) Регулярные конференции,
организуемые Аналитическим
Подводя итог, изложенному в этой главе материалу, можно сделать вывод:
Основные инициативы, развиваемые в области правовой борьбы с пиратством должны направлены на устранение противоречий и несоответствий национальных юридических актов, касающихся борьбы с пиратством. Законодательство отдельных затрагиваемых стран даже не включает понятие пиратства, и расследования преступлений ведутся по статьям, связанным с кражами и грабежом. Должна быть выработана единая международная конвенция о наказании за пиратство, в которой четко и исчерпывающе формулировалось понятие данного международного преступления, преследование за пиратство должно иметь место независимо от того, где оно совершено, а преступник должен быть выдан по требованию. Это позволит придать новый импульс развитию международной кооперации в этой сфере и расширит круг стран АТР, ратифицировавших Римскую конвенцию Международной морской организации 1988 г., посвященную противодействию незаконной деятельности на море.
3.2 Мировое сообщество
в борьбе с пиратством. Проблемы
и перспективы создания
Определение пиратства, содержащееся в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 года, отличается очевидной узостью. Действия пиратов определяются как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". За последние 10 лет 80% отмеченных в мире случаев нападений пиратов происходили в пределах территориальных вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. В соответствии с данным определением пиратство есть действие, предпринимаемое только "в личных целях". Тем самым игнорируются групповые действия по захвату контроля над судами с политическими целями. Отрицая право на оборону против пиратских действий военных кораблей, ст. 15 поощряет их незаконные акты, нарушающие международное право. Такие акции, совершаемые государственными судами, продолжают иметь место и в наши дни, этот вопрос не решен международным правом.
К числу новых криминальных вызовов мировому сообществу в настоящее время добавилось и морское пиратство,
особенно в районе Сомали, которое является разновидностью транснациональной организованной преступности. Глобальность этой проблемы определяется масштабностью последствий для обеспечения общего мира и безопасности, а также социально-политической обстановки в мире.
По оценкам экспертов, общий ущерб от современного пиратства составляет 13-16 миллиардов долларов. Большинство из этих затрат войдут в цену различных товаров, а это не самый благоприятный фактор для преодоления мирового экономического кризиса.
В настоящее время в районе Сомали действует примерно 160 пиратских группировок. Они хорошо организованы и только в прошлом году совершили более 100 нападений на торговые суда и захватили 42 из них. В этом году пираты уже захватили 17 кораблей и удерживают около 300 заложников. По различным оценкам, за 2009 год пиратам в регионе Сомали удалось получить порядка 120-150 млн. долларов в виде выкупов.
Более того, на этом фоне не могут не беспокоить сообщения о связях пиратов с террористами, в частности, с радикальной исламистской группировкой «Аль-Шабаб», рвущейся к власти в Сомали. Мы можем получить здесь второй Талибан или «Аль-Каиду».
Вот почему, по моему мнению, необходимы неординарные меры мирового сообщества по противодействию пиратству и отношение к нему как к глобальной проблеме.
Значительные усилия в этой области уже предпринимаются. В частности, Советом Безопасности ООН принято несколько резолюций по данной проблеме, что само по себе говорит о ее мировом значении. Одним из сложных моментов, который действующие международные договоры и резолюции Совета Безопасности ООН не решили до конца, является вопрос о юрисдикции, применимой в отношении актов пиратства и вооруженного грабежа, а также вопросы проведения расследований и преследования в судебном порядке лиц, ответственных за такие деяния.
Кроме того, «существует и много других правовых проблем в борьбе с пиратством как процессуального, так и финансового характера (установление личности пиратов, сбор доказательств, транспортировка подозреваемых, содержание задержанных и осужденных, возвращение их в государство гражданства после отбытия наказания).»[10]
Проблема, что делать с захваченными пиратами, для большинства стран пока не решена. Соглашения, заключенные США и Европейским союзом с Кенией, о передаче ей захваченных пиратов для уголовного преследования всех проблем не решают, в том числе для членов Европейского союза (с учетом недавнего опыта Испании). Многим странам приходится отпускать захваченных пиратов.
Предпринимаемые сейчас усилия – это в основном паллиативные и временные меры, не способные решить проблему в целом. В связи с этим следует признать необходимость комплексного международного ответа на пиратские акты, причем ответа, основанного на международном праве и при соблюдении общепризнанных прав человека.