Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2010 в 22:54, Не определен
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие сделки…………………………………………………………………4
Сделка – волевое действие………………………………………………5
Основание (цель) сделки…………………………………………………6
Сделка как правомерное действие………………………………………8
Виды сделок…………………………………………………………………..10
Односторонние, двусторонние и многосторонние сделки…………...10
Возмездные и безвозмездные сделки………………………………….14
Реальные и консенсуальные сделки……………………………………15
Каузальные и абстрактные сделки……………………………………..15
Срочные и бессрочные сделки…..……………………………………..17
Условные и безусловные сделки………………………………………18
Фидуциарные и не фидуциарные сделки……………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Юридические цели (основания сделки) нельзя отождествлять с социально-экономическими целями субъектов сделки. Это важно по двум причинам: во-первых, одна и та же социально-экономическая цель может быть достигнута через реализацию различных правовых целей (например, социально-экономическая цель использования автомобиля может быть достигнута через реализацию таких правовых целей, как приобретение права собственности на автомобиль или приобретение права пользования в результате найма автомобиля); во-вторых, сам по себе факт заведомого противоречия социально-экономических целей субъектов основам правопорядка или нравственности служит основанием для признания неправомерности действия, совершенного в виде сделки.
Юридические цели сделки необходимо отличать от мотива, по которому она совершается. Мотив, как осознанная потребность, осознанное побуждение – фундамент, на котором возникает цель. Поэтому мотивы лишь побуждают субъектов к совершению сделки и не служат ее правовым компонентом, за исключением особых случаев, указанных в законе6. Таковым является правовая цель – основание сделки. Ошибочность мотива не может повлиять на действительность сделки. Например, некто покупает мебельный гарнитур, надеясь, что в скором времени ему подарят квартиру. Но дарение не произошло. Ошибочный мотив (квартира не подарена) не может повлиять на действительность сделки по покупке мебельного гарнитура. Право собственности на мебельный гарнитур (в этом заключается цель договора купли-продажи) переходит к покупателю и он не может отказаться от сделки. Учет мотивов подрывал бы устойчивость гражданского оборота.
Вместе
с тем стороны по соглашению могут
придать мотиву правовое значение.
В этом случае мотив становится условием
– элементом содержания сделок,
совершенных под условием.
Сделкой может считаться только правомерное действие, совершенное в соответствии с требованиями закона. Правомерность сделки означает, что она обладает качествами юридического факта, порождающего те правовые последствия, наступление которых желают лица, вступающие в сделку, и которые определены законом для данной сделки. Поэтому сделка, совершенная в соответствии с требованиями закона, действительна, т.е. признается юридическим фактом, породившим желаемый субъектами сделки правовой результат.
Признание сделки правомерным действием преобладает в юридической литературе. Однако имеют место и противоположные суждения. Применение в законодательстве понятия «недействительность сделки» послужило основанием для утверждения о том, что правомерность или не правомерность не является необходимым элементом сделки как юридического факта, а определяет лишь те или другие последствия сделки, что правомерность не является необходимым признаком сделки, поскольку могут существовать и недействительные сделки, и что недействительная сделка «недействительна» именно как сделка в силу присущих ей недостатков7.
Представляется, что сделкой можно считать только правомерное действие. Законодательное определение сделки как основания возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей можно и нужно рассматривать как дозволение на совершение правомерного действия. При ином понимании закона получилось бы, что государство санкционирует возможность приобретения, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей путем совершения неправомерных действий. То, что законодательство связывает возникновение определенных гражданско-правовых последствий с совершением правонарушений, не означает, что оно санкционирует данные правонарушения.
Поэтому
можно утверждать, что гражданское
законодательство исходило и исходит
из того, что сделки – это правомерные
действия. Продажа краденного, мошенническое
завладение чужим имуществом, совершенные
в форме купли-продажи, займа или иной
форме, не порождают правового результата
– перехода права собственности, поскольку
эти действия неправомерны и только имеют
вид сделок. Такие действия могут повлечь
лишь последствия, предусмотренные законодателем
на случай совершения неправомерных действий.
Из этого следует, что, устанавливая в
законе основания и последствия признания
сделок недействительными, законодатель
тем самым указывает на то, что в таких
случаях под видом сделки совершены неправомерные
действия.
Подводя итог первой главе, следует сделать вывод, что определение сделки за последние 80-90 лет не изменилось. Сделка относится к тем юридическим фактам, которые являются действиями в противоположность событиям, и которые происходят по воле людей. Для сделки важны единство воли и волеизъявления, в котором заложена сущность сделки. Отсутствие любого из этих элементов означает отсутствие сделки.
К категории «цель», которая имеет существенное значение в сделках, предъявляются два основных требования: 1) цель каждой сделки должна быть законной; 2) цель каждой сделки должна быть осуществимой.
Сделка – это правомерное юридическое действие, направленное на достижение определенных правовых последствий, этим она отграничивается, во-первых, от событий, во-вторых, от неправомерных действий и, в-третьих, от других правомерных действий.
Наличие у всех сделок общих признаков не исключает их подразделения на виды:
- односторонние, двусторонние и многосторонние;
- возмездные и безвозмездные;
- реальные и консенсуальные;
- каузальные и абстрактные;
- срочные и бессрочные;
- условные и безусловные;
- фидуциарные и не фидуциарные.
Сделки могут быть классифицированы и иным образом в зависимости от цели, которая ставится при проведении классификации. Так, по способу закрепления волеизъявления сторон сделки могут быть разделены на вербальные (устные) и литеральные (письменные). по особому порядку совершения сделки, обусловленному целью предотвращения конфликтов между членами корпорации и ее исполнительными органами, пресечения злоупотреблений имущественными правами лицами, заинтересованными в совершении сделки модно выделить крупные сделки и сделки, совершенные с заинтересованными лицами.
Другую классификацию сделок предлагает В. В. Залесский8. Он подразделяет сделки на:
- односторонние;
- двусторонние (многосторонние);
- условные;
- биржевые;
- банковские;
- внешнеэкономические.
Данная
глава структурно построена в
соответствии с первой классификацией
сделок, которой придерживается большинство
российских цивилистов.
2.1.
Односторонние, двусторонние
и многосторонние
сделки.
Данная классификация сделок основана на действующем законе. Согласно п. 1 ст. 154 сделки могут быт дву- или многосторонними (договоры) и односторонними.
Односторонней считается сделка, для совершения которой, в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражение воли одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК).
Односторонние сделки можно разделить на правопорождающие, правоизменяющие и правопрекращающие.
Правопорождающие односторонние сделки – это сделки, служащие возникновению гражданских правоотношений. К их числу можно отнести: завещание, которое создает права и обязанности после открытия наследства (п. 5 ст. 1118 ГК); выдача доверенности (п. 5 ст. 185 ГК); последующее одобрение сделки (п. 2 ст. 183 ГК); оферту – адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение заключить договор (п. 1 ст. 435 ГК); публичное обещание награды или денежного вознаграждения тому, кто совершит указанное в объявление правомерное действие в указанный в нем срок (п. 1 ст. 1055ГК); объявление публичного конкурса (п. 1 ст. 1057 ГК); принятие наследства наследником (ст. 1152 ГК) и т. п.
Правоизменяющие односторонние сделки – это, по общему правилу, сделки, связанные с осуществлением субъективных гражданских прав и исполнением субъективных обязанностей участниками гражданских правоотношений. К их числу можно отнести: передачу имущества во исполнение обязательства; принятие долга кредитором; выбор должником способа исполнения альтернативного обязательства (ст. 32ГК); исполнение неисполненного должником обязательства кредитором своими силами за счет должника (ст. 397 ГК); удержание вещи кредитором (ст. 359 ГК) и т. п.
Правопрекращающие
односторонние сделки – это сделки,
влекущие прекращение правоотношений
в целом или отдельных
Следует иметь ввиду, что предложенная классификация односторонних сделок, как и любая другая, носит условный характер, ибо любая односторонняя сделка в той или иной мере реализует функции по возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей. Просто при совершении каждой из них более очевидна та или иная функция. Не случайно в литературе имеет место и иная классификация односторонних сделок, например, на односторонне-управомочивающие и односторонне-обязывающие сделки9.
Механизм действия односторонних сделок своеобразен. В соответствии со ст. 155 ГК РФ односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами. Здесь речь идет об обязанностях активного типа – передать имущество, выполнить работу, оказать услугу.
Классическим случаем возложения обязанностей путем совершения односторонней сделки является завещание, содержащее завещательный отказ. Согласно ст. 1137 ГК завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (завещательный отказ). Исполнение неисполненного должником обязательства кредитором своими силами за счет должника (ст. 397 ГК) означает возникновение у должника обязанности по возмещению исполненного кредитором. Выбор должником способа исполнения альтернативного обязательства порождает обязанность кредитора принять выбранное должником исполнение. Так в соглашении (договоре) может быть предусмотрено, что в случае неисполнения должником до определенного срока своего обязательства по оказанию услуги кредитор вправе при наступлении этого срока потребовать от должника передачи ему картины из коллекции должника.
Для гражданского оборота характерны односторонние сделки, порождающие обязанности у лиц, совершивших их и одновременно порождающие права для других лиц. Лицо, публично объявившее о выплате денежного вознаграждения (награды) связывает себя обязанностью выплатить обещанное денежное вознаграждение (награду) любому, кто совершил соответствующее действие. Лицо, объявившее публичный конкурс, связывает себя обязанностью выплаты обусловленной награды победителю. Оно же оказывается связанным пассивной обязанностью в форме невозможности отступления от условий конкурса в течение первой половины срока, установленного для предоставления работ конкурсантов (п. 1 ст. 1058 ГК).
Некоторые односторонние сделки связывают лиц, их совершивших, обязанностями пассивного типа. Так, оферент – лицо, совершившее оферту, связывает себя пассивной обязанностью, вытекающей из запрета отзыва оферты в течении срока, установленного для ее акцепта (ст. 436 ГК). Данной обязанности корреспондирует особое субъективное право – возможность приятия оферты ее адресатом, в результате реализации которого акцептант может связать оферента договором, порождающем обязательственное правоотношение.
По общему правилу в односторонней сделке воля может быть изъявлена сразу несколькими лицами. Например, доверенность на продажу дома может быть выдана несколькими его собственниками, устроителями конкурса может быть группа лиц и т. п. Указанные лица выступают в данном случае как одна сторона. Вместе с тем, завещание может быть совершено только одним лицом (п. 4 ст. 1118 ГК). К односторонним сделкам должны соответственно применять нормы, касающиеся условий действительности и недействительности двух- и многосторонних сделок. Согласно ст. 156 ГК к односторонним сделкам применяются общие положения об обязательствах и договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
Односторонние сделки, в результате совершения которых волеизъявление одного лица порождает права и обязанности у другого лица помимо его воли являются нетипичными для гражданско-правового регулирования общественных отношений. В силу диспозитивности метода гражданско-правового регулирования основными юридическими фактами, порождающими, изменяющими, прекращающими гражданские права и обязанности являются акты, выражающие согласованную волю двух сторон (двусторонние сделки), либо трех или более сторон (многосторонние сделки).
Двусторонняя сделка порождает правовой результат только при наличии волеизъявления двух сторон, преследующих собственные правовые цели. При этом каждая их сторон может быть представлена как одним, так и несколькими субъектами. Так, купля-продажа всегда остается двусторонней сделкой, несмотря на то, что в ее заключении может участвовать несколько лиц на стороне покупателя или несколько лиц на стороне продавца. В таких случаях принято говорить о множественности лиц, составляющих сторону в сделке. Поэтому не следует смешивать число сторон в двусторонней сделке с числом ее участников.