Представительство и доверенность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2017 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Представительство имеет давнюю историю. Необходимость участия третьих лиц в установлении и реализации экономических отношений возникла еще при первобытнообщинном строе – обмен между племенами при посредстве родовых старейшин каждой стороны как чисто экономический акт, не имевший юридической формы ввиду отсутствия самого государства и права. С возникновением государства и права, углублением разделения труда и появлением клана купцов, который, не принимая никакого участия в производстве, становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями и эксплуатирует обоих, обмен с участием третьих лиц опосредуется правом. Возникнув как бы от одного корня, посредничество породило различные правовые институты, в том числе представительство как универсальную правовую форму посредничества

Содержание работы

Введение
3
1 Общие положения о представительстве
6
1.1 Понятие и значение представительства
6
1.2 Субъекты представительства
1.3 Полномочия представителя
2. Доверенность как форма подтверждения полномочий
2.1.Понятие доверенности и ее виды
2.2 Требования, предъявляемые к доверенности
2.2.1 Форма доверенности
2.2.2 Срок доверенности
2.3 Прекращение доверенности, его последствия
Заключение
Список использованных источников и литературы
9
15
19
19
21
22
28
30

Файлы: 1 файл

1.docx

— 61.67 Кб (Скачать файл)

Представитель не может также совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является. Этим запрещается двойное представительство (и продавца, и покупателя; и арендатора, и арендодателя). Исключением из этого правила, установленного п. 3 ст. 182 ГК РФ, является коммерческое представительство. В ст. 184 ГК РФ определенно, что коммерческий представитель – это лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее при заключении договоров в сфере предпринимательской деятельности. Следовательно, им может быть гражданин, занимающийся этим профессионально. Действовать он должен от имени и по поручению не любых лиц, в только предпринимателей для достижения их целей в области коммерции.

В соответствии со ст. 51 ГПК РФ не вправе быть представителями в суде следователи, судьи, прокуроры, кроме случаев, когда они выступают в качестве уполномоченных соответствующих органов или в качестве законных представителей.[11]

Нельзя использовать представителя для тех юридических действий, которые по своему характеру могут быть совершены только лично (п. 4 ст. 182 ГК РФ). Например, не допускается представительство при заключении и расторжении брака загсом (ст. 27, 33 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»[12] ); заключении договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ), а также других указанных в законе сделок. Например, в силу указания закона совершение завещания через представителя не допускается (п. 3 ст. 1118 ГК РФ).

Представителя следует отличать от других лиц, содействующих заключению и исполнению сделок. Не являются представителями лица, действующие в чужих интересах, но от собственного имени. Согласно п. 2 ст. 182 ГК РФ к указанной категории лиц относятся:

1) коммерческие посредники, которые совершают действия, направленные  на содействие заключению сделок (подыскивают контрагента по сделке, согласовывают место и время  совершения сделки и т.п.). Коммерческие  посредники сами не совершают  сделок ни для одной из сторон;

2) конкурсные управляющие, которые при банкротстве осуществляют  от своего имени все полномочия  по управлению делами должника  и распоряжению его имуществом  в интересах кредиторов;

3) душеприказчики, которым  завещатель поручает исполнение  завещания. Душеприказчик приступает  к исполнению завещания после  смерти завещателя и все действия  по исполнению завещания осуществляет  от собственного имени, а права  и обязанности возникают у  третьих лиц (ст. 1134 — 1135 ГК РФ);

4) рукоприкладчики, которые  подписывают сделку от имени  другого лица, если оно собственноручно  не может подписаться вследствие  физического недостатка, болезни, неграмотности (п. 3 ст. 160 Г РФ), т.е. осуществляют  техническую помощь в оформлении  сделки;

5) посыльные, которые только  передают уже выраженное волеизъявление  одного лица другому (письма, документы  и т.п.).

Они не являются представителями в силу того, что они действуют хотя и в чужих интересах, но от собственного имени. Представитель же выступает от чужого имени и в чужом интересе[13] .

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 года № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» пояснило, что не требуется от представителей сторон наличия юридического образования[14] .

Третье лицо – участник, с которым от имени и в интересах доверителя представитель совершает юридическое действие, в том числе сделку. В качестве третьего лица может выступать также любой субъект гражданского права. Он должен обладать право- и дееспособностью, достаточными для совершения данного юридического действия. Им может быть и физическое и юридическое лицо. В результате взаимодействий представителя и третьего лица возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности представляемого. Такое третье лицо может быть избрано представляемым, ему может быть передан документ, удостоверяющий право представителя совершить с ним сделку для представляемого.

Наличие третьего лица для реализации представительства необходимо, но субъектом собственно представительских отношений он не является, так как правоотношения, созданные в результате действий представителя по купле-продаже, найму, займу и другим подобным правоотношениям, находятся за пределами собственно представительских отношений, не могут быть отождествлены с ними[15] .

Как уже отмечалось, правовые связи при представительстве имеют сложную структуру и складываются из трех следующих отношений:

1) между представляемым  и представителем;

2) между представителем  и третьим лицом;

3) между представляемым  и третьим лицом.

Первые два звена этой цепочки образуют соответственно внутреннюю и внешнюю стороны непосредственно представительства. Отношения между представляемым и третьим лицом являются результатом осуществления представительства и поэтому представительскими в точном смысле этого слова считаться не могут.[16]

Одним из наименее изученных и наиболее дискуссионных вопросов при рассмотрении субъектов правоотношения представительства является вопрос о множественности субъектов представительства. При этом несколько лиц могут выступить в качестве представителей одного представляемого, совершая юридические действия от его имени совместно или независимо друг от друга.[17] Наиболее распространенным случаем такой множественности субъектов в представительстве на стороне представителя является представительство родителями их недееспособных детей. Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.[18] Поскольку родители имеют равные права в отношении своих детей, то, следовательно, каждый из родителей является законным представителем своего недееспособного ребенка и может совершать от его имени любые не запрещенные законом юридические действия независимо от другого родителя. Таким образом, оба родителя недееспособного ребенка в качестве его законных представителей могут независимо друг от друга совершат юридические действия, являющиеся основанием возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей ребенка.

В п. 2 ст. 1044 ГК РФ предусмотрена возможность выдачи доверенности несколькими представляемыми, так, в отношении с третьими лицами полномочие товарища простого товарищества совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется товарищами доверенностью, выданной ему остальными товариществами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме.

Как представляется, о множественности субъектов в правоотношении представительства можно говорить только в том случае, когда в одном правоотношении представительства существует несколько представителей, которые могут совершать юридические действия от имени представляемого только совместно, или несколько представляемых, которые должны также совместно признать юридические последствия таких действий представителей. В случае же, когда несколько представителей могут совершать юридические действия от имени представляемого независимо друг от друга, следует говорить о существовании нескольких правоотношений и каждым из представителей. Исходя из этого должны решаться и вопросы, связанные с возникновением и прекращением правоотношения представительства и полномочия.

Таким образом, представитель – лицо, действующее от имени и по поручению представляемого. Представляемый (доверитель) – это лицо, которое, наделяет иное лицо (представителя) полномочием на совершение от своего (доверителя) имени определенных юридических действий. Третье лицо – участник, с которым от имени и в интересах доверителя представитель совершает юридическое действие, в том числе сделку. Множественность субъектов в правоотношении представительства в том случае, когда в одном правоотношении представительства существует несколько представителей, которые могут совершать юридические действия от имени представляемого только совместно, или несколько представляемых, которые должны также совместно признать юридические последствия таких действий представителей.

 

1.3 Полномочия представителя

Действия представителя создают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности представляемого лишь тогда, когда они совершаются в пределах предоставленных представителю полномочий. Если же представитель превышает свои полномочия, представляемый свободен от каких бы то ни было обязательств перед третьим лицом, с которым представитель вступил в правовые отношения от его имени.

Юридическая природа понятия «полномочия представителя» получила в литературе различные оценки. Одни ученные рассматривают полномочие представителя как особое субъективное право, которому не соответствует чья-либо конкретная обязанность[19] либо противостоит обязанность представляемого принять на себя все юридические последствия действий представителя.[20] По мнению Рясенцева В.А., полномочие есть проявление гражданской правоспособности.[21] О.С. Иоффе полагает, что полномочие является юридическим фактом, определяющим границы присоединения к правоспособности представляемого дееспособности представителя.[22] Каждая из этих позиций имеет как позитивные, так и уязвимые стороны, в силу чего вопрос о юридической природе полномочия продолжает оставаться дискуссионным.

Таким образом, со стороны своего содержания полномочие есть мера возможного поведения представителя по отношению к третьим лицам. Именно в силу предоставленного ему полномочия представитель заключает с третьими лицами сделки и совершает другие юридические действия от имени и в интересах представляемого.

В юридической литературе справедливо предполагается указать в норме, определяющей представительство, что оно охватывает другие, кроме сделок, действия. Указанное предложение ученых не было воспринято законодателями, что представляется неоправданным,[23] тем более что в абз. 2 п. 2 ст. 33 ГК РФ установлено право попечителя не только оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав, но и охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, т.е. совершать действия по самозащите права, которые могут носить не фактический, а юридический характер, но не быть сделками, как, например, обращение в органы местного самоуправления об отмене нормативного акта, препятствующего использованию дома, принадлежащего подопечному.

Возникновение у представителя необходимого полномочия связано, прежде всего, с волеизъявлением представляемого, а также с другими юридическими фактами. Согласно ст. 182 ГК РФ полномочия представителя могут основываться на доверенности, административном акте или законе. Объем и характер полномочий представителя, а также условия их осуществления прямо зависят от лежащих в основе представительства юридических факторов.

Указанные правомочия обычно подразделяют на два вида: правообразовательные — правомочия, связанные с возникновением правоотношения (право на принятие наследства, право на акцепт оферты и др.), и секундарные — правомочия, связанные с изменением и прекращением правоотношений (право на зачет, право на односторонний отказ от исполнения договора и др.)[24] .

Деятельность без полномочий или с превышением их пределов может иметь серьезные юридические последствия для лица, выступавшего в качестве представителя. Согласно ст. 183 ГК РФ, если представляемый впоследствии прямо не одобрит данную сделку, она считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица. Поэтому именно он будет нести перед контрагентом по данной сделке все обязанности и ответственность за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение.

По вопросу применения ст.183 ГК РФ даны разъяснения в Информационном письме Президиума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения ст.183 ГК РФ»[25]. В п. 5 данного Информационного письма Президиум разъяснил, что при разрешении споров, связанных с применением п.2 ст. 183 ГК РФ, судам следует принимать во внимание, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься письменное или устное одобрение, независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке; признание представляемым претензии контрагента; конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательств).

В случае одобрения сделки представляемым — юридическим лицом суды должны принимать во внимание, что независимо от формы одобрения оно должно непосредственно исходить от органа или лица, уполномоченных в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.

При заключении сделок работниками юридических лиц, которые выходят за пределы предоставленных им полномочий или вовсе не имеют их, если только они не одобрены впоследствии представляемым, должны считаться несостоявшимися и не порождающими тех юридических последствий, на которые они были направлены. Что касается неуполномоченного представителя, то если его действия носили противоправный и виновный характер, он может быть в этом случае привлечен третьим лицом к ответственности за причинение вреда.

Обычно полномочия подтверждаются доверенностью. Ею признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Законные представители выступают в защиту несовершеннолетних детей без особого полномочия, т.е. им достаточно предъявить паспорт, свидетельство о рождении ребенка или опекунское удостоверение. Иногда о наличии представительских полномочий говорит обстановка (например, гардероб), в которой действует представитель, и конклюдентные действия лица (работник принимает на хранение одежду), действующего от имени организации (театра). В подобном случае представительство основано на административном акте – приказе о назначении на соответствующую должность.

Таким образом, полномочие представителя можно определить как меру возможного поведения представителя по отношению к третьим лицам. Именно в силу предоставленного ему полномочия представитель заключает с третьими лицами сделки и совершает другие юридические действия от имени и в интересах представляемого.

Рассмотрим подробнее положения о доверенности, как форме подтверждения полномочий представителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Доверенность как форма подтверждения полномочий

2.1.Понятие доверенности и ее  виды

Согласно действующему гражданскому законодательству, доверенностью является письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.

Орлова М.М. считает, что данное законодательное определение не только не дает понимания о правовом статусе доверенности и о правоотношениях, возникающих при ее выдаче, но и фактически вступает в противоречие со ст. 188 и 189 ГК РФ, в которых под доверенностью понимаются только полномочия, и ст. 182 ГК РФ, в которой доверенность определяется как юридический факт — основание возникновения правоотношений представительства.[26]

Информация о работе Представительство и доверенность