Правовое регулирование договора дарения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 20:04, дипломная работа

Описание работы

На вопрос о природе дарения и месте этого института в системе гражданского права ответ может быть дан только на основе анализа существа самого юридического действия, из которого возникают свойственные дарению правовые отношения. Раскрытие понятия договора дарения, его элементов и содержания требует использования положений науки дореволюционного и современного российского гражданского права, классического римского права, норм гражданского законодательства о договоре дарения, а также материалов судебной практики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и особенности договора дарения
§ 1. Правовая природа договора дарения
§ 2. Понятие и признаки договора дарения по современному законодательству
Глава 2. Элементы договора дарения
§ 1. Предмет договора дарения
§ 2. Форма и содержание договора дарения
§ 3. Субъекты договора дарения
§ 4. Права и обязанности сторон
§ 5. Ответственность сторон по договору дарения
Глава 3. Порядок заключения и прекращения договора дарения
§ 1. Заключение договора дарения
§ 2. Общие основания прекращения договора дарения
§ 3. Отмена дарения
Глава 4. Правовое регулирование отдельных видов договора дарения
§ 1. Договор обещания дарения
§ 2. Договор пожертвования
Заключение
Список нормативных актов
Список литературы
Список материалов судебной практики

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование договора дарения.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

Отмена дарения ставит стороны договора в первоначальное состояние. Поэтому во всех случаях при отмене дарения одаряемый обязан возвратить подаренную вещь, если она сохранилась в натуре к моменту отмены дарения (п. 5 ст. 578 ГК). В случае отчуждения вещи кому-либо одаряемым возврат ее недопустим. При доказанной вине одаряемого в отчуждении или уничтожении вещи с целью избежать ее возврата возможен иск по обязательствам из причинения вреда. Дарителю не передаются полученные одаряемым плоды и доходы от используемой вещи, так как эта вещь принадлежит лицу на законном основании.

Глава 4. Правовое регулирование отдельных видов договора дарения

 

§ 1. Договор обещания дарения

 

Анализ гл. 32 ГК свидетельствует о том, что собственно под договором дарения законодатель подразумевает договор дарения, заключаемый (совершаемый) путем передачи имущества одаряемому. Договор дарения, в отличие от иных гражданско-правовых договоров, не обладает качествами обязательственного правоотношения («договор - правоотношение») и формы его существования («договор - документ»). Поэтому законодательное регулирование данного договора ограничивается его регламентацией в качестве сделки, служащей основанием перехода права собственности на соответствующее имущество к одаряемому.

В то же время ГК (гл. 32) содержит ряд специальных правил, предназначенных для регулирования договора обещания дарения и договора пожертвования. Выделение данных видов договора дарения не является результатом строгой научной классификации на основе какого-либо единого критерия, а скорее объясняется наличием применительно к каждому из них определенного набора квалифицирующих признаков, отражающих особенности данных видов договоров дарения, которые требуют специального регулирования.

Договору обещания дарения присущи следующие характерные признаки.

Во-первых, такой договор носит консенсуальный характер и порождает обязательство дарителя передать одаряемому вещь в собственность или имущественное право либо освободить одаряемого от обязательства. Данное обязательство является односторонним, обязанностям дарителя корреспондируют соответствующие права (требования) одаряемого. Иными словами, в лице договора обещания дарения мы имеем самостоятельный тип гражданско-правового договорного обязательства.

Во-вторых, договор обещания дарения под страхом его недействительности должен иметь обязательную письменную форму (п. 2 ст. 574 ГК).

В-третьих, договор обещания дарения должен содержать ясно выраженное намерение дарителя совершить в будущем безвозмездную передачу одаряемому вещи или права либо освободить его от имущественной обязанности (п. 2 ст. 572 ГК).

В-четвертых, текст договора обещания дарения должен включать в себя условия о конкретном лице, являющемся одаряемым, и о конкретном предмете дарения в виде вещи, права или освобождения одаряемого от обязанности. Обещание дарителя подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения признается ничтожным (п. 2 ст. 572 ГК).

Возможно, эта формулировка была предопределена тем, что если в состав имущества входит недвижимость, то договор подлежит государственной регистрации. Но сложный состав имущества и даже разный момент перехода права собственности на его составные части не препятствует заключению договора дарения. В законе следовало бы разрешить обещание дарения части всего имущества с указанием на размер части на определенную дату и обязательной государственной регистрацией договора, например: «Обязуюсь передать половину всего принадлежащего мне имущества на 18 ноября 1997 года...».

Таким образом, к существенным условиям договора обещания дарения (в силу того что они названы в законе) следует отнести: условие о ясно выраженном намерении дарителя совершить безвозмездную передачу одаряемому вещи, права или освободить его от обязательства; условие о конкретном лице - одаряемом; указание на конкретный предмет дарения.

Учитывая консенсуальный характер договора обещания дарения, следствием чего является разрыв во времени между заключением договора, т.е. вступлением его в силу, и исполнением договора дарения, требуют ответа традиционные для договора дарения вопросы о допустимости заключения договора дарения под условием, а также о возможности для дарителя отказаться от исполнения своего обязательства по передаче имущества одаряемому.

В соответствии с п. 2 ст. 157 ГК сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Представляется, что данному положению корреспондирует норма, установленная п. 1 ст. 407 ГК, согласно которой обязательство прекращается по основаниям, предусмотренным не только законом, но и договором, в том смысле, что стороны вправе предусмотреть в договоре такие основания прекращения обязательств, в том числе и те, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к отменительным условиям сделки.

Исключительно договору обещания дарения адресованы положения ГК о правопреемстве по обязательству дарения (ст. 581). Как уже отмечалось, договор дарения, совершаемый путем передачи одаряемому имущества, не порождает обязательственно - правовых отношений и в силу этого исключается из сферы действия норм о правопреемстве по гражданско-правовым обязательствам.

Применительно же к обязательству, возникающему из договора обещания дарения, ГК (ст. 581) устанавливает два противоположных правила о правопреемстве в отношении соответственно прав одаряемого и обязанностей дарителя. По общему правилу права одаряемого, которому по договору дарения обещан дар, не переходят к его наследникам (правопреемникам); и напротив, обязанности дарителя, обещавшего дарение, переходят к его наследникам (правопреемникам). Правда, указанные положения сформулированы в виде диспозитивных норм (т.е. договором дарения может быть предусмотрено иное), поэтому, в конечном счете, решение вопроса о правопреемстве по договору обещания дарения ГК оставляет на усмотрение сторон.

Во избежание конкуренции с правилами о наследовании и в целях исключения возможности обхода норм наследственного права ГК запрещает заключение договоров обещания дарения, предусматривающих передачу дара одаряемому после смерти дарителя, и объявляет соответствующие договоры ничтожными. К такого рода дарению применяются правила гражданского законодательства о наследовании (п. 3 ст. 572 ГК).

 

§ 2. Договор пожертвования

 

Договору пожертвования посвящены нормы ст. ст. 572 - 582 главы 32 ГК и Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Ряд специальных норм о пожертвовании закреплен в Федеральных законах «О референдуме» от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ и «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ.

Многие субъекты Российской Федерации приняли законы о благотворительной деятельности, например, Закон Волгоградской области «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Волгоградской области» от 24 ноября 1998 г. N 224-ОД, Закон Краснодарского края «О благотворительной деятельности» от 30 апреля 2002 г. N 473-КЗ, которые регулируют отношения по поддержке благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, созданию и деятельности благотворительных советов, контроля за осуществлением благотворительной деятельности.

Договор пожертвования выделяется в отдельный вид дарения исходя из наличия у него такого основного признака, как совершение дарения в общеполезных целях. В современной юридической литературе встречаются различные трактовки понятия «общеполезные цели», что не может не вызывать сожаления, поскольку именно этот признак позволяет квалифицировать договор дарения как пожертвование и, следовательно, применять к нему специальные правила, предусмотренные ГК (ст. 582).

Законодатель в п. 1 ст. 582 ГК говорит о пожертвовании «государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса». Значит, речь идет не только о Российской Федерации, но и о субъектах Российской Федерации, и о муниципальных образованиях.

Специфика договора пожертвования как вида договора дарения не исчерпывается его общеполезными целями, ему присущи и некоторые другие особенности.

Во-первых, договор пожертвования может совершаться как путем передачи одаряемому дара, так и посредством обещания дарения, что лишний раз подтверждает, что указанные виды договора дарения не имеют единого классификационного критерия.

Во-вторых, предметом договора дарения признаются лишь передача вещи или передача имущественного права. Следовательно, пожертвование не может осуществляться путем освобождения одаряемого от его обязательств. Очевидно, что освободить от какой-либо имущественной обязанности можно только конкретное лицо, и при этом вряд ли можно достичь каких-либо общеполезных целей или удовлетворить общеполезные интересы. Именно поэтому освобождение от имущественной обязанности не может являться предметом пожертвования.

В-третьих, особенностью договора пожертвования является ограничение круга субъектов на стороне одаряемого. В качестве таковых могут выступать граждане, лечебные, воспитательные учреждения, организации социальной защиты и другие аналогичные учреждения; благотворительные, научные и учебные организации, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации, а также государство (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные образования. По договору дарения выгодоприобретателем является конкретное лицо, интересы которого удовлетворяются посредством передачи дара. Пожертвование также поступает в адрес конкретных лиц, однако используется оно в общеполезных целях. Общеполезными следует считать цели, связанные с удовлетворением материальных и духовных потребностей социальных групп, социальных слоев, общественных движений, с научным, культурным, образовательным развитием граждан и др. Например, когда книги безвозмездно передаются в библиотеку, чтобы в дальнейшем они использовались всеми читателями. Пожертвование представляет собой целевое дарение. Если при обычном дарении, как законодателю, так и дарителю безразлично, в каких целях одаряемый будет использовать дар (для удовлетворения личных, семейных интересов, для ведения предпринимательской деятельности и так далее), то при пожертвовании данные цели заранее определены, и именно они являются побуждающим мотивом к сделке.

В-четвертых, как уже отмечалось, пожертвование может быть обусловлено жертвователем использованием дара по определенному назначению. Действительно, ГК (пп. 3 - 5 ст. 582) не только наделяет жертвователя правом обусловить свое пожертвование использованием дара по определенному целевому назначению, но и предусматривает положения, направленные на обеспечение контроля за целевым использованием пожертвованного имущества со стороны жертвователя, а также последствия нарушения одаряемым воли жертвователя, определившего целевое назначение пожертвованного имущества. Для надлежащей организации контроля со стороны жертвователя одаряемым (юридическим лицам), принявшим пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, вменено в обязанность вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (ст. 582 ГК). Данное правило особенно актуально для государственных и муниципальных организаций. На это необходима только воля самого одаряемого.

Следует отметить, что выделение средств из государственного или местного бюджета, в том числе для общеполезных целей, не является пожертвованием, так как в этом случае нет дарения: средства используются по прямому назначению.

Как уже было сказано, пожертвование направлено на достижение общеполезных целей. Поэтому в том случае, когда по договору пожертвования приобретателем является гражданин, закон требует, чтобы жертвователь определил: по какому назначению должно использоваться передаваемое имущество или право. Естественно, что такое назначение должно отвечать не личным, а общеполезным целям. При отсутствии указаний о целях использования имущества пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением.

При совершении пожертвования другим лицам жертвователь вправе, но не обязан устанавливать правило об использовании имущества по определенному назначению. Это объясняется тем, что деятельность некоммерческих организаций, государственных и муниципальных образований по своей сути и в силу закона направлена на обеспечение общих потребностей. Если при пожертвовании имущества указанным лицам жертвователем не будет определено конкретное направление его использования, то такое имущество используется одаряемыми в соответствии с его назначением.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества, что предполагает применение особых правил бухгалтерского учета (п. 3, ч. 2, ст. 582 ГК). Это необходимо для обеспечения контроля за использованием имущества по назначению. Получение жертвователем такой информации дает ему возможность реализовать свое право на отмену пожертвования (об этом - ниже). Таким образом, права одаряемого в отношении пожертвованного имущества ограничены. Пользоваться и распоряжаться имуществом необходимо в точном соответствии с целями пожертвования.

Если использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению, лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица - жертвователя по решению суда (п. 4 ст. 582 ГК). Такой достаточно строгий порядок изменения назначения использования пожертвованного имущества призван обеспечить: во-первых, точное следование воле жертвователя; во-вторых, интересы общества либо его части, к благу которых направлено использование пожертвованного имущества; в-третьих, недопущение возможности злоупотреблений со стороны одаряемого и использования, им пожертвованного имущества в иных целях.

Информация о работе Правовое регулирование договора дарения