Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 17:14, курсовая работа
В развитом обществе экономические отношения облекаются в правовую форму. Законодательное регулирование этих отношений позволяет упорядочивать социальные связи не в ущерб их участникам и другим членам общества. Имущественные отношения при юридическом равенстве участников регулируются гражданским правом. Это регулирование происходит в целях правового упорядочения нормального состояния экономических отношений, а также в случаях нарушения обычной процедуры их реализации.
Оглавление
Актуальность избранной темы объясняется тем, что поскольку сделки - наиболее распространенный юридический факт, а также один из основных институтов гражданского права. Сделкам и проблемам их недействительности посвящено множество работ как дореволюционных, так и советских и современных российских цивилистов.
В развитом обществе экономические отношения облекаются в правовую форму. Законодательное регулирование этих отношений позволяет упорядочивать социальные связи не в ущерб их участникам и другим членам общества. Имущественные отношения при юридическом равенстве участников регулируются гражданским правом. Это регулирование происходит в целях правового упорядочения нормального состояния экономических отношений, а также в случаях нарушения обычной процедуры их реализации.
Одним из основных правовых средств опосредования имущественно-стоимостных отношений являются сделки. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Для того чтобы действие обрело правовой статус сделки, оно должно отвечать определенным признакам - быть правомерным и специально направленным на достижение гражданско-правовых последствий. При этом субъект действия юридически связывается своим обязательством на будущее. К сделкам относится любой гражданско-правовой договор (купля-продажа, подряд, перевозка, страхование, коммерческая концессия и пр.), а также объявление конкурса, публичное обещание награды, завещание и пр. Для признания действия сделкой необходимо соблюсти ряд установленных законодательством правил. Анализ Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет отнести к ним требования к правовой цели, к воле и волеизъявлению, к содержанию, форме и субъектам сделок.
Правовая цель при совершении сделки должна быть законна и осуществима. Так, невозможно говорить о заключении договора продажи недвижимости, если объекта нет в действительности либо отсутствует намерение его построить в будущем. Нельзя застраховать противоправные интересы, убытки от участия в играх, лотереях и пари, расходы, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников, ибо в силу п. 1-3 ст. 928 ГК РФ страхование таких интересов не допускается.
В законодательстве требования к правовой цели закреплены в ст. 168-170 ГК РФ. Эти статьи содержат нормы о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам; о недействительности сделки, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности; о недействительности мнимой и притворной сделки. Если два первых основания недействительности, с учетом уровня правовой культуры общества и информированности населения, для участников социальных связей наиболее очевидны, то понимание мнимой и притворной сделок в праве проблематично1.
Выделение и изучение понятия сделка имеет огромное теоретическое и практическое значение. Один из принципов гражданского права - возможность совершения субъектами любых сделок, не запрещенных законом, даже если они прямо в нем не названы. "Под сделками законными разумеются не только сделки, основывающиеся на прямом определении положительного законодательства, на той или иной статье Свода законов, но также и сделки, только не противные законодательству"2.
Соответствующее этому принципу правило, установленное п.1 ст.8 ГК РФ, для договоров, наиболее актуально представляющих собой дву- либо многосторонние сделки. Обращает на себя внимание, что практически все ученые, раскрывая принцип свободы договора, отмечают: одно из проявлений этой свободы - возможность заключать непоименованные в законе сделки. Тем не менее и теория, и практика крайне настороженно (чаще - негативно) относятся к заключению субъектами договоров, не названных в Гражданском кодексе. Обычно их стараются "втиснуть" в какой-либо из существующих типов договоров. В качестве примера можно привести договор купли-продажи с обязательством последующего выкупа, по которому стороны обеспечивают исполнение обязательства передачей права собственности на время. Тем самым создается особый способ обеспечения исполнения обязательств (что соответствует не только ст.8, но и п.1 ст.329 ГК РФ), тем не менее, и теоретики, и практики нередко рассматривают такую сделку как притворную, прикрывающую договор залога.
Сделка представляет собой действие субъекта гражданских правоотношений, направленное на установление, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.153 ГК РФ, определяя сделку, упоминает только граждан и юридические лица, тем не менее, публично-правовые образования, участвуя в гражданском обороте, также заключают сделки).
Определение сделки, содержащееся в действующем Гражданском кодексе, очень напоминает определения ранее действовавших актов. Так, ст.26 ГК РСФСР 1922 г. называла сделками действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений; ст.14 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. дополняло это определение указанием на субъектов: "действия граждан и организаций", что было воспроизведено и в ст.41 ГК РСФСР 1964 г.3
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В этом определении ст. 153 ГК РФ существенным признаком сделок указывается цель достижения гражданско-правовых последствий. Для возникновения данных последствий к поведению субъектов права закон предъявляет ряд требований. Совокупность нормативных требований к сделкам образует их правовой режим. Правовой режим сделок устанавливается с целью выполнения функций сделок.
Законодатель допускает возникновение гражданско-правовых последствий не только из сделок, предусмотренных законом, но и из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Это означает, что в законодательстве должны определяться общие требования к сделкам. Если сделка предусмотрена законом (купля-продажа, аренда, страхование и пр.), то необходимо соблюдать общие и специальные правила ее совершения. Если сделка прямо законом не предусмотрена, то надлежит соблюдать общие требования к сделкам. Общие требования - это обязательные условия действительности совершенной конкретной сделки. Анализ законодательства в качестве таковых позволяет выделить требования к целевой направленности, к содержанию, к воле и волеизъявлению в сделках, требования к субъектам и форме сделок.4
Общераспространенное в литературе мнение о том, что правовая цель в требованиях к действительности сделок не имеет самостоятельного значения, не оправдывается практическими соображениями. Показателен в этом смысле пример из судебной практики.
Так, К. обратилась в суд с иском к П. о признании договора дарения квартиры недействительным. В исковом заявлении она указывала, что ответчица обещала за ней ухаживать, помогать по хозяйству и материально, но впоследствии обещаний не выполнила. В судебном заседании представитель истицы утверждала, что К. считала, что заключает договор пожизненного содержания, а не договор дарения, т.е., заключая договор, истица имела в виду договор пожизненного содержания. Районный суд в иске К. отказал, но судебная коллегия областного суда решение по делу отменила на том основании, что суд первой инстанции не уточнил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не определил правоотношения сторон и закон, которым следует руководствоваться. Районный суд не выяснил, был ли заключен между сторонами договор пожизненного содержания с иждивением, который ошибочно назвали договором дарения5. В подобных казусах правовая цель служит критерием для отнесения заключенных договоров к договорам пожизненного содержания с иждивением. Автономность правовой цели при решении вопроса об отнесении акта поведения к тому или иному виду сделок говорит о ее самостоятельной роли в сделках.
Правовая цель сделки должна быть юридически состоятельной и фактически осуществимой. Под юридической состоятельностью понимается соответствие правовой цели требованиям гражданского законодательства, которое в идеале должно в равной мере учитывать интересы всех участников гражданского оборота. Юридическая несостоятельность может выражаться в стремлении застраховать противоправные интересы; убытки от участия в играх, лотереях и пари; расходы, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. По прямому указанию п. 1-3 ст. 928 ГК РФ страхование таких интересов не допускается, и, следовательно, стремление к достижению этой цели не согласуется с юридическими требованиями к ней.
Фактические требования к правовой цели сделки означают возможность ее реальной осуществимости. Объективная неосуществимость цели сделки исключает возможность оценки юридических требований к правовой цели сделки, и, следовательно, сделку вообще нельзя рассматривать как заключенную, как состоявшуюся. Объективным препятствием заключения сделки, т.е. препятствием, не зависящим от воли субъектов сделки при ее заключении, может быть отсутствие предмета сделки на момент ее заключения. Примером служат встречающиеся в практике случаи заключения сторонами договоров купли-продажи недвижимости при очевидном для сторон фактическом отсутствии данных объектов в действительности. При этом сторонам заведомо ясен беспредметный характер сделки. Поэтому из круга сделок не могут быть исключены соглашения под отлагательным сроком или условием, в которых, в отличие от несомненно известного факта отсутствия предмета сделки, его появление возможно при наступлении оговоренного срока или условия или когда под условием разумеется наличие данного предмета. В сделках под отлагательным сроком или условием наличие предмета сделки не исключается на момент возникновения прав и обязанностей. По этим же причинам не лишатся статуса сделок купли-продажи соглашения, предметом которых выступают вещи, созданные после заключения этих сделок. Например, договор купли-продажи жилого дома, который будет построен в будущем. Последнее обстоятельство должно быть отражено как условие договора, т.е. следует оговорить фактическую осуществимость правовой цели сделки.
В законодательстве требования к правовой цели закреплены в ст. 168-170 ГК РФ. Они содержат нормы о недействительности сделок, не соответствующих закону или иным правовым актам; совершенных с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности; мнимых и притворных. Действия, совершенные с указанными целями, приводят к ничтожности сделок.
Вторым обязательным к соблюдению требованием к акту поведения для признания его сделкой являются требования к содержанию действия. Юридические требования к содержанию сделок означают требования законности содержания, т.е. соответствия содержания сделок требованиям закона. При заключении сделки во всяком случае должны быть согласованы условия, необходимые для совершения сделки конкретного вида, и условия, которые субъекты сделки посчитали необходимыми для совершения сделки. В любом случае выбранные существенные условия сделки не должны противоречить закону. Фактические требования к содержанию сделок означают их наличие и возможность реализации субъектами сделок на момент движения правоотношений. Если фактические требования к содержанию не соблюдены, то не представляется возможным говорить о фактической осуществимости цели сделки. Как следствие - сделка не состоится.6
Существенными условиями, определяющими содержание сделок, являются признанные таковыми по закону или необходимые для данного вида сделки. Необходимым для любой (поименованной и непоименованной в законе) сделки является ее предмет, т.е. благо как имущественного, так и неимущественного характера (действие, полезный результат). Предметом могут быть все те явления, которые направлены на удовлетворение потребностей участников гражданского оборота. Предмет сделки должен быть законным, т.е. не противоречащим действующему законодательству на момент заключения сделки. Если непосредственно нормой права не установлены требования к предмету сделки, то предмет должен включать в себя то благо, которое не противоречит принципам гражданского права и института сделок. Так, участки недр не могут быть проданы, подарены, заложены или отчуждены в иной форме7. Незавершенное строительство как объект может быть только продано, т.к. в иных случаях его регистрация не допускается8.
Предмет сделки должен быть отчуждаемым по своей природе. Например, книга может быть договором купли-продажи, мены, дарения и пр., а право на авторское имя, хотя и регулируется нормами гражданского права, но как неотчуждаемое по своей природе, не находится в гражданском обороте, и, следовательно, по поводу этого права совершение сделки невозможно. Неотчуждаемость предмета исключает возможность совершения сделки в отношении этого предмета.
Предмет сделки должен быть определенным ко времени исполнения. Этим достигается фактическая возможность его реализации. Так, в силу ч. 1 ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные по расположению недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. Проблемы определенности предмета договора в части определения прав на земельный участок, занятый недвижимостью, возникают при продаже этой недвижимости нескольким собственникам. В Гражданском кодексе РФ норма, регулирующая данную ситуацию, отсутствует. Это предусмотрено в п. 4.8 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 (в последующ. ред.) В нем говорится, что в случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение, помещение к нескольким собственникам право собственности на земельный участок переходит к указанным лицам в размере, пропорциональном долям собственности на расположенный на нем основной объект недвижимости. Раздел земельного участка в натуре между собственниками указанного объекта (расположенных в нем помещений) не допускается. Запрет натурального раздела земельного участка между собственниками в данной ситуации вполне оправдан, в противном случае образовалось бы множество мелких самостоятельных участков, требующих отдельного учета и регистрации. Возникло бы значительное число сервитутов, усложнилась бы и без того сложная процедура последующей продажи данного объекта недвижимости одному или нескольким субъектам права на стороне покупателя.
Информация о работе Понятие сделки, требования действующего законодательства к их совершению