Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:16, контрольная работа
Сделки являются одним из важнейших и наиболее распространенных юридических фактов и оснований возникновения, изменения или прекращения гражданских правоотношений. Именно поэтому понятие сделки относится к числу основных понятий гражданского права.
Понятие сделки……………………………………………………………………3
Виды сделок……………………………………………………………………….13
Недействительность сделки……………………………………………….…20
Список используемой литературы…………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………..27
Сделки являются одним из важнейших и наиболее распространенных юридических фактов и оснований возникновения, изменения или прекращения гражданских правоотношений. Именно поэтому понятие сделки относится к числу основных понятий гражданского права.
Необходимость выработки понятия сделки в современных условиях предопределена потребностью закрепления в законе всех ее существенных признаков, условий действительности, оснований и юридических последствий недействительности сделки с целью предотвращения и пресечения таких ее видов, которые направлены на достижение преступной цели.
Что касается выработки самого понятия, то оно прослеживается на всех этапах исторического развития правовой мысли, свидетельством чему является гражданское право различных времен и народов.
Римское частное право различало договорные и как бы договорные обязательства, но обобщающей категории для оснований возникновения этих обязательств не знало. «Правда, еще римские юристы пользовались термином «negotium», который обычно передается словом «сделка», но не является равнозначным современному значению этого слова в юридической терминологии. Римские юристы употребляли термин «negotium» в различных значениях. Во-первых, «negotium» означало дело (в частности судебный процесс), свое, либо чужое, которым занято данное лицо. Во-вторых, «negotium» означало возмездную сделку, возмездный договор и противопоставлялось дарению.
В-третьих, «negotium» означало торговлю, промысел, торговую сделку».1
При
патриархально-натуральном
В тот же период входят в оборот консенсуальные договоры: купля-продажа, наем вещей, наем услуг, подряд, поручение, товарищество. «При этом каждая из четырех названных категорий охватывала строго ограниченное число точно определенных контрактов».
Впоследствии появляются новые виды договоров: договор мены, оценочный договор, прекарий. И если римское частное право так и не признало юридическую силу за любым, не противоречащим закону соглашением, все же «римляне со временем предоставили исковую защиту отдельным соглашениям, хотя они не охватывались признанным перечнем консенсуальных контрактов». Речь идет о пактах дополнительных, преторских и законных. Специфично становление англосакского договорного права. «Имелись твердо установленные составы правонарушений, которые могли служить предметом судебного разбирательства; каждому составу правонарушения соответствовал определенный вид иска; каждому виду иска - определенная форма судебного предписания. Если действие не подходило ни под один из установленных составов, оно не могло служить предметом судебного разбирательства. Однако, усложняющиеся и развивающиеся общественные отношения не могли быть втиснуть в раз навсегда установленные, жесткие рамки существующих форм исков. Поэтому необходимы были серьезные изменения этих форм. Такие изменения происходили путем постепенного развития существующих форм исков. При этом первоначальные иски подвергались иногда полной трансформации: из них постоянно выделялись как их подвид новые иски; путем толкования этим новым искам придавали характер, совершенно отличный от первоначального. Однако, такое развитие шло чрезвычайно медленно, появление новых исков было связано с длительной и острой борьбой.3 Так, выделялся иск «о долге», иск «об отчете», иск «о соглашении». Впоследствии появляется иск «о принятом на себя». Дальнейшее развитие договорного права приводит к утверждению в практике «договоров по решению суда», «формальных договоров», «простых договоров».
Памятник древнерусского права - «Русская Правда» уже ведет речь о договорах займа, купли-продажи, хранения и личного найма. Причем более детально эти договоры регулирует основанная на Краткой редакции Пространная редакция «Русской Правды». «Псковская Судная грамота» знала более развитую систему договоров - куплю-продажу, дарение, залог, заем, мену, поклажу, наем помещений, личный найм, изорничество.4 Для этого времени характерно не только появление новых видов договоров, не известных законодательству более древнего периода, но и развитие уже известных. Примером может служить договор хранения. «Если в «Русской Правде» это скорее товарищеская услуга, то в Пскове, крупном торговом центре Руси, договор поклажи в силу его распространенности, а также из-за того, что на хранение стали отдаваться значительные ценности (деньги, одежда, украшения), изменил свою сущность. Для того, чтобы получить защиту закона в случае нарушения условий договора необходимо было его юридически оформить, причем оформить письменно (документом, копия которого хранилась в архиве Троицкого собора)».5 Помимо договоров «Русская Правда» и «Псковская Судная грамота» ведут речь о завещаниях.
В период образования и укрепления Русского централизованного государства наряду с возникновением новых видов и разновидностей сделок получают развитие теория договора, институт наследования по завещанию. В XVIII в появляется Вексельный устав. Социально-экономическое развитие общества привело к тому, что законодатели оказались не в состоянии учесть и отразить в праве все возрастающее многообразие договоров и социально значимых односторонних актов поведения. В то же время логика гражданского оборота требовала признавать юридическую силу за любым соответствующим его нормальному развитию и не нарушающему законов актом поведения.
Разрешению этого противоречия способствовала идея о едином обобщенном закреплении в праве понятия договоров и социально значимых односторонних актов поведения. Появляется новая правовая категория - сделки. В цивилизованных странах понятие сделок в ныне употребляемом смысле в юридический обиход стало входить в XVIII в. В ходе дальнейшего развития учение о сделках в национальных правовых системах трансформировалось в самостоятельный правовой институт. В настоящее время это одни из основных институтов гражданского и торгового права стран континентальной и англо-американской правовых систем, а также российского гражданского права.
На протяжении нескольких десятков лет, начиная с принятия первого ГК РСФСР в 1922 г., многие проблемы теории сделок были изучены советской и российской цивилистической наукой. Однако до настоящего времени, несмотря на введение в действие нового ГК РФ, некоторые аспекты теории сделок оказались неразрешенными: нет единогласия в определении сделки, нет единого взгляда на соотношение воли и волеизъявления, нет также единого понимания всех аспектов недействительных сделок и их правовой природы.
Из определения сделки, которое содержится в законе (ст. 153 Гражданский Кодекс Российской Федерации - далее ГК РФ), прежде всего следует, что сделка относится к тем юридическим фактам, которые являются действиями в противоположность событиям и которые происходят по воле людей. Исходным пунктом волевого действия человека является его потребность (или нужда), испытываемая им (в пище, одежде, обуви, жилище либо в книге, произведении искусства и т. п.) Человек испытывает потребность в чем-либо, и это побуждает его действовать в целях удовлетворения потребности. Это значит, что психологически человек действует по тем или иным мотивам и его действия направлены на ту или иную цель.
Побудительные стимулы деятельности человека должны быть им осознаны, чтобы превратиться в мотивы его воли. Прежде чем совершить действие, человек обдумывает потребность, выбирает способ ее удовлетворения и только после этого принимает решение. Таким образом, процесс формирования воли человека, направленной на совершение сделки (волеобразование), проходит три стадии: возникновение потребности и осознание способов ее удовлетворения, выбор способа удовлетворения потребности и принятие решения совершить сделку. Несмотря на то, что воля имеет большое значение для права и составляет необходимую предпосылку возникновения права, являясь только внутренней волей лица, она не способна влиять на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей. Для этого внутренняя воля должна стать достоянием других лиц, она должна быть проявлена вовне, ибо воля, не проявленная вовне, не имеет юридического значения. Решение лица совершить сделку доводится до сведения других лиц посредством волеизъявления.
Таким образом, в сделке следует различать два элемента: волю (волеобразование) (субъективный) и волеизъявление (объективный). Оба эти элемента совершенно необходимы и равноценны. Только в их единстве заложена сущность сделки. Отсутствие любого из этих элементов означает дефектность сделки. Единство этих элементов, полное соответствие внутренней воли и волеизъявления - основа действительной сделки. В тех случаях, когда содержание волеизъявления не соответствует внутренней воле субъекта, закон (ст. 178, 179 ГК РФ) предоставляет возможность признавать такие сделки недействительными. При нарушении этого единства в любом случае (что бы ни выступало на первый план - воля или волеизъявление) наступают условия (основание), при которых сделка может быть или должна быть признана недействительной.
Все изложенное выше относится и к формированию воли (волеобразованию) и проявлению воли вовне (волеизъявлению) юридических лиц.
Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению). Это означает, что действия правоуполномоченного органа есть действия самого юридического лица. Орган юридического лица может поручить заключение сделки и своему представителю по доверенности (ст. 180 ГК РФ), осуществляющему в данном случае волю юридического лица.
Таким образом, формирование воли юридического лица носит, как правило, коллективный характер. Волеизъявление же осуществляют только определенные органы или уполномоченные этими органами представители, действующие на основании доверенности. Подлинным же и действительным участником своих правоотношений является само юридическое лицо.
Изложенные
особенности волеобразования и
волеизъявления юридических лиц
имеют существенное значение при
решении вопроса о
Сделка представляет собой единство субъективного (воля) (волеобразование) и объективного (волеизъявление) элементов, причем на поверхности находится волеизъявление, с которым и связываются правовые последствия. Но понятие волеизъявление не охватывает всех видов сделок (например, для совершения реальных сделок, когда требуется кроме волеизъявления, еще и передача вещи, денег: договор займа, перевозки), поэтому оно не равнозначно сделке. Именно поэтому закон (ст. 153 ГК РФ) пользуется понятием «действие», которое шире понятия «волеизъявление» и включает в себя, кроме волеизъявления, еще и передачу денег или вещей.
Как было отмечено ранее, сделка - это юридическое действие. Но юридическим действием является правонарушение. Что же отграничивает сделку от правонарушения?
В литературе предложена следующая классификация юридических фактов: события и действия; последние распадаются на правомерные и неправомерные. Таким образом, можно определить, что обязательным признаком сделки является правомерность действия, составляющего ее существо. Правомерность действия - это конститутивный элемент сделки, отличающий ее от правонарушения. Отсутствие в конкретной сделке элемента правомерности означает, что возникшее по форме как сделка действие на самом деле является не сделкой, а правонарушением.
Недействительные сделки, являясь действиями неправомерными, представляют собой правонарушения. Отсутствие в системе гражданского права категории неделиктных правонарушений свидетельствует только о том, что она должна быть разработана.
Таким образом, сделка - это правомерное юридическое действие, направленное на достижение определенных правовых последствий, и этим она отграничивается, во-первых, от событий, во-вторых, от неправомерных действий, и, в-третьих, от других правомерных действий.
Признак направленности на достижение определенного правового результата, отграничивая сделку от других правомерных действий, вместе с тем сближает ее с некоторыми административными актами, которые не устанавливают общую юридическую норму, определяющую обязательные правила поведения. Такие административные акты, относящиеся к конкретном случаю, порождают правоотношения, и в этом случае они являются юридическими фактами. И сделка, и административный акт представляют собой правомерное волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения. Однако административный акт, содержащий волю органа государственного управления, выражает начала властвования и обязательного выполнения этой воли. Сделка же есть выражение воли ее участников, действующих как равноправные субъекты гражданского права. Кроме того, сделка непосредственно устанавливает, изменяет или прекращает гражданское правоотношение, а административный акт устанавливает административное правоотношение между органом, его издавшим, и адресатом: именно на основе акта будет установлено, изменено, прекращено гражданское правоотношение.