Лекции по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 10:53, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Общие положения о договорах.
Понятие договора. Классификация договоров
Договором признается соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Таким образом, любой договор является сделкой и, все двух- и многосторонние сделки являются договорами. Поэтому к договору применяются все правовые условия сделок, в том числе состав сделки, условия действительности сделок, основания и последствия недействительности.

Файлы: 1 файл

лекции дог.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Правообладатель или пользователь вправе во всякое время отказаться от заключенного без указания срока договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

Договор также прекращается:

а) при прекращении принадлежащих  правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами;

б) при объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом).

Субконцессия

Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено  право (или обязанность) пользователя разрешать другим лицам использование  предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на согласованных с правообладателем условиях субконцессии.

Договор коммерческой субконцессии:

а) не может быть заключен на более длительный срок, чем договор

коммерческой  концессии, на основании которого он заключается;

б) является недействительным, если недействителен основной договор  коммерческой концессии;

в) как правило, при прекращении основного договора права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по основному договору) переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору;

г) пользователь несет субсидиарную ответственность  за вред, причиненный правообладателю  действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.

 

Лекция 19. ОСОБЕННОСТИ  ДОГОВОРОВ НАПРАВЛЕННЫХ НА УЧРЕЖДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

 

Многоступенчатая  классификация договоров, построенная  на использовании на ее первой ступени  признака "результат", традиционно приводила к выделению трех групп договоров: 1) на передачу имущества; 2) на выполнение работ; 3) на оказание услуг. Однако договорная практика подтвердила, что такая группировка отнюдь не охватывает всей массы используемых в гражданском обороте договоров. В этой связи в литературе получило признание существование четвертой группы договоров. Имеются в виду договоры, для которых "результатом" служит учреждение коллективных образований. Речь идет о корпоративных образованиях, создание которых осуществляется на основе договора, заключаемого будущими участниками.

За основу принимается  различие в природе учреждаемого образования: идет ли речь о коллективном образовании - юридическом лице либо о таком образовании, которое, не являясь юридическим лицом, не обладает гражданской правосубъективностью. Для каждой из этих подгрупп установлен особый правовой режим.

Применительно к учреждению юридических лиц  имеются в виду прежде всего "учредительные  договоры". Одна из особенностей таких  договоров, то, что, подписанные учредителями, они действуют не только до, но и после того, как соответствующее коллективное образование пройдет государственную регистрацию и тем самым обретет статус юридического лица.

Как предусмотрено  в ст.52 ГК РФ, учредительный договор включает наряду с принятием учредителями обязанностей создать юридическое лицо и установлением порядка передачи ему своего имущества также определение условий участия учредителей (участников) в деятельности юридического лица, условий и порядка распределения между ними прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Учредительный договор и устав представляют собой учредительные документы. При этом Гражданский кодекс и специальные законы выделили три возможных варианта.

Для одних видов  юридических лиц необходимым  и вместе с тем достаточным  учредительным документом является учредительный договор, для других - устав, для третьих должны быть разработаны учредительный договор и устав.

Применительно к последнему варианту может возникнуть определенная коллизия между уставом  и учредительным договором, т.к. одни и те же вопросы оказываются решенными  в этих учредительных актах по-разному. И тогда необходимо установить, каким из этих актов следует руководствоваться, т.е. признать за одним из них - уставом или учредительным договором - приоритет.

До вступления в силу действующего Гражданского кодекса  встречались высказывания в пользу приоритета учредительного договора по отношению к уставу.

Судебная практика по данному вопросу занимает твердую  позицию. Подтверждением может служить постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", в котором указано: "В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества приоритет как для участника общества, так и для третьих лиц имеют положения устава общества".

Приведенное разъяснение  высших судебных органов страны воспроизводит п.5 ст.12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Между тем возможны случаи, когда законодатель, предусмотрев необходимость для определенного юридического лица обоих учредительных актов, оставляет открытым вопрос о том, за каким из них должен быть признан приоритет. Есть все основания полагать, что и в этих случаях ответ может быть только таким, который содержится в Законе "Об обществах с ограниченной ответственностью": приоритет имеет устав. Признание приоритета за учредительным договором означало бы, что волею самих сторон договора изменяется учредительный акт, в создании которого участвует юридическое лицо как таковое. Подобное решение противоречило бы ст.91 ГК, которая отнесла изменение устава к исключительной компетенции высшего органа общества - общего собрания его участников.

Особое место  в группе договоров об учреждении юридического лица наряду с учредительным  договором занимают договоры о создании акционерного общества. Им посвящены п.1 ст.98 и п.5 ст.9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Особенность указанного договора составляет, среди прочего, ограничение его целей. Имеется в виду, что этот договор направлен исключительно на учреждение юридического лица, вследствие чего он прекращает свое действие в момент, когда юридическое лицо (акционерное общество) признается созданным. Соответственно, содержание договора о создании акционерного общества является более узким по сравнению с тем, которое предусмотрено ст.52 ГК применительно к учредительным договорам. Так, в соответствии с п.1 ст.98 ГК и п.5 ст.9 указанного Закона договор, о котором идет речь, включает определение порядка осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества, размера уставного капитала общества, категории выпущенных акций, порядка их размещения среди учредителей, размера акций и порядка их оплаты, а также прав и обязанностей учредителей по созданию общества. При этом в Законе особо оговорено, что договор о создании акционерного общества не является учредительным документом. Тем самым признается, что для акционерного общества единственным учредительным документом служит устав.

Основу для  второй подгруппы - договоров об учреждении коллективных образований, не являющихся юридическими лицами, - составляют договоры простого товарищества. В соответствии со ст.1041 ГК "По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели".

Указанному  договору, несомненно, близок договор  о создании акционерного общества. Достаточно указать на то, что и  тот, и другой возникают по поводу осуществления совместной деятельности. И все же представляется, что это не может служить основанием для получивших определенное распространение взглядов, которые выражаются в признании договора о создании акционерного общества разновидностью договора простого товарищества.

Необходимо  иметь в виду, что, подписывая подобный договор, участники имеют в виду в конечном счете то, что прямо  противоречит договору простого товарищества - учреждение определенного юридического лица с указанием принципов его  деятельности. При этом договор оказывает организующее воздействие на отношения участников возникшего юридического лица.

Еще меньше оснований  для отождествления с договором  простого товарищества учредительных  договоров. Достаточно указать на то, что учредительные договоры включают в свой предмет не только то, что относится к порядку создания юридического лица, но и осуществляют внутреннее регулирование отношений, которые возникают и после создания юридического лица, конкурируя в этом последнем с уставом. Не случайно в литературе до и после принятия ГК РФ имели место справедливые, на мой взгляд, высказывания против отнесения договоров о создании акционерного общества и учредительных договоров к числу разновидностей договора товарищества.

Отказ от признания договора о создании акционерного общества и учредительного договора договорами простого товарищества имеет определенное практическое последствие: отрицание возможности субсидиарного применения к обоим договорам гл.50 ГК ("Простое товарищество"). Это позволяет учесть, что нормы указанной главы не соответствуют особенностям договоров о создании акционерного общества и тем более учредительных договоров.

Для того, чтобы  снять определенные сомнения на указанный счет, достаточно было бы исключить из ст.1041 ГК содержащееся в ней в скобках указание: "договору о совместной деятельности". В этом нашло бы свое отражение существование значительных расхождений между нормами гл.50 действующего ГК РФ и нормами гл.38 ГК РСФСР 1964 г. Из признания учредительных договоров и договоров о создании акционерного общества самостоятельными видами договоров по отношению к договору простого товарищества следует, что к этим двум договорам гл.50 ГК РФ может применяться только субсидиарно.

 

 

 

 

Лекция 20. Договор простого товарищества

Договор простого товарищества (договор о  совместной деятельности) - это соглашение двух или нескольких лиц (товарищей) о соединении своих вкладов и совместной деятельности без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Договор простого товарищества - один из древнейших видов  гражданско-правовых соглашений, применяющийся как в предпринимательской деятельности, так и для достижения хозяйственных, некоммерческих целей. Если в традиционных взаимообязывающих договорах (купля-продажа, хранение, наем и т.д.) права и обязанности сторон носят своего рода встречный характер и корреспондируют друг друга, то в совместной деятельности товарищи объединяют имущество и действия для достижения общей для всех участников цели (например, ведения строительства). Наличие общей хозяйственной цели и обуславливает специфику, а также длящийся характер договора простого товарищества. Термин "товарищ" в рассматриваемом договоре, в отличие от повседневно применяемого, имеет специальное, юридическое значение.

Договор простого товарищества заключается на определенный срок или без указания срока. Закон предъявляет к форме договора простого товарищества общие для сделок требования. В отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме.

По своей  юридической природе договор  простого товарищества является:

консенсуальным;

возмездным;

многосторонним (две и более стороны в договоре);

фидуциарным.

Особых требований к участникам договора простого товарищества законодательство не содержит - ими могут любые субъекты гражданского права. Однако сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Предмет договора простого товарищества включает:

- соединение  вкладов товарищей;

- совместные  действия товарищей;

- общую цель, для достижения которой осуществляется  совместная деятельность.

Достижение  товарищами соглашения по всем указанным  положениям является существенным условием договора простого товарищества.

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе  деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Вклады, если другое не следует из фактических обстоятельств, считаются равными. Однако товарищи могут произвести денежную оценку вкладов и определить их соотношение иначе. По общему правилу, внесенное товарищами в качестве вкладов имущество (а также полученные продукция, плоды и доходы) признаются их общей долевой собственностью.

Каждый товарищ  вправе знакомиться со всей документацией  по ведению совместной деятельности. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению товарищей, ничтожны.

Обязанности товарищей  по содержанию общего имущества и  порядок возмещения расходов, связанных  с выполнением этих обязанностей, определяются договором простого товарищества.

Порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется договором простого товарищества, а при отсутствии соглашения об этом порядке каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Аналогично распределяется прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности. Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в покрытии общих расходов (убытков), а также об устранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли ничтожно.

Исполнение  и прекращение договора простого товарищества

Ведение общих  дел товарищей может осуществляться:

а) каждым товарищем  от имени всех;

б) отдельным  товарищем от имени всех;

в) совместно  всеми участниками договора.

При совместном ведении дел для совершения каждой сделки или принятия решения, касающегося  общих дел, требуется согласие всех товарищей.

Договором простого товарищества может быть предусмотрено  ограничение права того или иного участника на ведение общих дел. Для третьих лиц это ограничение не имеет значения, кроме тех случаев, когда в момент заключения сделки третье лицо знало или должно было знать о наличии таких ограничений. Понесенные при совершении сделки товарищем, право которого на ведение дел было ограничено, убытки могут быть ему возмещены только в случае, если сделки были необходимыми для совместной деятельности. Другие же товарищи, понесшие вследствие таких сделок убытки, вправе требовать их возмещения.

Информация о работе Лекции по "Гражданскому праву"