Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 08:21, курсовая работа
Переход российской экономики к рынку вызвал к жизни новые формы предпринимательской деятельности, среди которых важное ме¬сто занимают хозяйственные товарищества и общества. Особенно зна¬чительна роль акционерных обществ.
Одним из альтернативных обязательных субъектов акционерных правоотношений, является акционер. Это подчеркивает его значение как экономического собственника, опосредованного участника предпринимательских отношений, а также возвращает нас к традиции русской дореволюционной науки, когда все юридические отношения строились по образцу гражданско-правовых связей, взаимных обязанностей и притязаний.
Следует также отметить, что законодательством не предусмотрено такого основания для прекращения прав акционера в отношении общества как гибель имущества, внесенного акционером в качестве вклада в уставный капитал. В случае гибели вещи связь акционера с обществом не прекращается.
Достаточно большая группа ученых, в их числе Г.С. Шапкина, В.В. Долинская, О. Ломидзе, М.Ю. Тихомиров и мн. др, придерживается мнения, что права акционеров по отношению к обществу носят обязательственный характер.19 Несмотря на то, что данная точка зрения полностью соответствует закону, в частности положениям ст. 48 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 (в ред. от 27.07.2006 № 138-Ф3) «О рынке ценных бумаг»20, которые именуют все права, закрепленные за акционером, в том числе право на участие в управлении, обязательственными. Но если разобрать позиции других ученых на этот счет полностью согласиться с таким походом все же нельзя.
В.П.Мозолин считает, что «характеристика прав акционеров по отношению к обществу как обязательственных не является точной. Данное положение находится в противоречии с понятием обязательства (ст. 307 ГК РФ), в котором стороны выступают в качестве независимых друг от друга участников правоотношений. Внутренние отношения между акционерами с одной стороны и обществом с другой стороны, неразрывной частью которых являются и отношения, связанные с имуществом последнего, строятся по совершенно иной модели. Это - отношения участия (членства) в делах данного общества, в том числе и в решении вопросов по управлению и распоряжению его имуществом. Соответственно, данные отношения касательно прав и обязанностей акционеров регулируются нормами акционерного права. Акционеры общества находятся на положении его хозяев, а не посторонних лиц. Обязательственные отношения между акционерами и обществом могут возникать лишь по требованию об уплате объявленных дивидендов, получении имущества в случае ликвидации общества и другим общегражданским требованиям..., то есть тогда, когда акционеры изменяют свой правовой статус, переходя на положение обычных внешних кредиторов или должников по отношению к обществу».21 Данную точку зрения о смешанном характере прав акционеров разделяет Е.Б. Сердюк, Т.В. Кашанина, Е.П. Губин, М.С. Кораблева, И. Шабунова и мн.др.22
B.C. Ем также отмечает корпоративный характер лишь отдельных прав акционеров: «Благодаря корпоративным правам участники корпорации (хозяйственного товарищества, общества, кооператива и т.д.) могут участвовать в различных формах в управлении корпорацией и ее имуществом. Реализуя свои корпоративные права, например, путем принятия решения общего собрания о совершении (не совершении) тех или иных сделок, о выплате дивидендов и т.п., участники корпорации, выражая собственную волю, формируют волеизъявление высшего органа корпоративного юридического лица. В свою очередь, сформированное членами корпорации волеизъявление высшего органа порождает модус поведения, обязательный для исполнительного органа корпоративного юридического лица и для самих участников корпорации. Такая ситуация нетипична для гражданско-правового регулирования, так как по общему правилу в гражданском обороте субъекты самостоятельны и независимы друг от друга и поэтому не могут непосредственно участвовать в формировании воли контрагента».23
О.М. Роднова считает, что некоторые права акционера нельзя отнести ни к вещным, ни к обязательственным, они образуют особую группу корпоративных прав. В обоснование своей точки зрения автор выделяет ряд особенностей, характерных только для корпоративного права.
Во-первых, О.М. Роднова говорит о: «господстве корпоративных интересов при установлении содержания субъективного акционерного права. К такому выводу автор приходит в связи с тем, что большинство корпоративных прав возникает из решений общего собрания акционеров, где действует не принцип единогласия, а принцип большинства. Акционеры, оставшиеся в меньшинстве, обязаны подчиниться воле большинства».
Во-вторых, «акционер - это участник общества, часть единого целого, поэтому объем и содержание прав, принадлежащих акционеру, зависит не только от воли большинства, но и от результатов действительности, судьбы предприятия, которая, по мнению автора, имеет столь определяющее значение, что, предопределяет содержание корпоративных прав».
В-третьих, «неотъемлемой частью правового статуса акционера является право участия его в управлении делами акционерного общества. Данное право отличает участника общества от его кредитора, корпоративное право от обязательственного. Такая ситуация, как уже указывалось, нетипична для гражданско-правового регулирования».
Таким образом, О.М. Роднова приходит к выводу о том, что совокупность вышеперечисленных особенностей прав, возникающих на основании членства акционера в обществе и дополнительных юридических фактов, позволяют говорить о существовании самостоятельной группы субъективных прав - корпоративных.24
Обращает на себя внимание точка зрения, высказанная П.В. Степановым, который относит к корпоративным правам все основные права акционера - право на дивиденд, ликвидационную квоту и участие в общем собрании.25 На наш взгляд нельзя согласиться с этой точкой зрения. Право акционера на получение части прибыли акционерного общества в виде дивиденда и право на получение части имущества, оставшегося после ликвидации акционерного общества, являются обязательственными правами, поскольку акционер может реализовать свой интерес только посредством действий обязанного лица, то есть акционерного общества.
Наиболее правильной является точка зрения тех авторов, которые полагают, что права акционера носят смешанный характер. Одна группа прав, принадлежащих акционеру, является обязательственным и в частности, право на получение части прибыли в виде дивиденда, право на получение ликвидационной доли, право на преимущественное приобретение акций.;, а другие права следует относить к корпоративным, например, право на участие в управлении акционерным обществом, право на информацию, право на контроль.
Разграничение
обязательственных и
Выделение такой группы прав, как корпоративные, представляется необходимым в связи с тем, что конкретные правомочия акционера по ряду признаков невозможно квалифицировать как обязательственные в их классическом понимании. Они выходят за рамки классического обязательственного права несмотря на то, что акционер, имея права в отношении общества и являясь его кредитором по обязательству (а акционерное общество соответственно должником), может потребовать если не восстановления его конкретного нарушенного права, то, по крайней мере, признания решения общего собрания недействительным.27
Как уже было отмечено выше, от обязательственного права корпоративное отличает наличие управленческого элемента. Управление само по себе предполагает наличие двух подсистем - управляющей и управляемой - то есть субъекта и объекта управления. Поэтому, как уже указывалось, субъекты отношений, связанных с реализацией корпоративных полномочий, изначально не могут находиться в равном положении, которое свойственно гражданско-правовым обязательствам.28
В обязательственном праве, наоборот, достаточно ярко проявляется специфика гражданско-правового регулирования. Здесь очевидно юридическое равенство и автономия воли сторон-товаровладельцев, которые самостоятельно определяют характер и содержание своих взаимосвязей.
Корпоративные права представляют собой часть прав, возникающих в результате участия (членства) субъектов в различных организационно - правовых формах юридического лица. Корпоративные права акционера по отношению к акционерному обществу, безусловно, включают в себя определенные элементы субординации. Она проявляется, прежде всего, в том, что общество в целом должно подчиниться воле контролирующих общество акционеров как воле общества вынужден подчиниться и акционер, не согласный с общим мнением и не имеющий возможности воздействовать на принятие решения собранием акционеров из-за недостаточного количества акций. Здесь также явно прослеживается элемент субординации.29
Еще А.И. Каминка отмечал, что в акционерном обществе права и обязанности корпорации проистекают из отношений, в которых находится союзная личность (корпорация) как целое к отдельным лицам или союзным личностям как своим членам. Основной принцип этих отношений - это неравенство союзной личности и отдельных ее составляющих лиц. И как ни велика в этом отношении разница между государством, с одной стороны, и акционерной компанией, с другой, существует все же аналогия между государственной властью, присущей первой, и корпорационной властью, имеющейся и во второй.30
Безусловно, указанная специфика присутствует и в правах акционера. Принцип господства воли большинства на общем собрании закреплен на законодательном уровне (ст. 49, 58 ФЗ об АО) и уставами акционерных обществ. Однако это влияние общества на акционеров не одностороннее, а взаимное, поскольку они сами (акционеры) непосредственно заинтересованы в делах общества».
И.И. Пышкин предложил для обозначения корпоративных прав термин «контрольно-управленческие права», так как все они так или иначе связаны с управлением обществом. В то же время данный термин, по его мнению, позволяет ограничить такие права от имущественных прав акционера.31
В.А. Белов и Е.В. Пестерева отмечают, что «права, возникающие из факта участия лица в формировании имущества хозяйственного общества, в литературе принято именовать правами участия (в делах и капиталах), или корпоративными правами. Права участия в делах и капиталах акционерного общества нередко называют также акционерными правами.32
Нор-Аревян К. Л. отметил еще один очень важный момент: Федеральным законом «Об акционерных обществах» таким образом прописана процедура принятия решения собранием, что представляется необходимым некое согласование воль отдельных акционеров. Гарантией тому является закрепление в ст. 75 названного Закона права акционера требовать выкупа принадлежащих ему акций, если он голосовал против либо не принимал участия в голосовании по наиболее важным вопросам жизнедеятельности общества.
Таким образом, очевидно, что осуществление корпоративных прав имеет в своей основе не только принцип субординации, но и принцип координации, что позволяет, безусловно, отнести корпоративные права к числу гражданских.
На основании изложенного представляется возможным сформулировать следующее определение прав акционера - это комплекс субъективных гражданских (обязательственных и корпоративных) прав имущественного характера, принадлежащих держателю акций, реализация которых (прав) обеспечена установленной законом мерой его возможного поведения и правомочием требования определенного поведения от других лиц (самого акционерного общества и акционеров)33.
Четкое законодательное закрепление получили следующие права акционеров:
Однако это далеко не исчерпывающий перечень прав, обладателем которых является акционер. В ряде статей ГК РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах» названы и иные права. В их числе следует отметить: право на получение информации о деятельности общества; право знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном уставом порядке (ст. 67 ГК, а также ст. 89-91 Закона об АО); право требовать в предусмотренных Законом случаях выкупа обществом всех или части принадлежащих акционеру акций (ст. 75 и 76 Закона об АО); право приобретать (пользуясь преимуществом) размещаемые путем открытой подписки дополнительные акции и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции (ст. 40 Закона об АО); отчуждать акции, не спрашивая согласия других акционеров и самого общества (ст. 2 Закона об АО), в преимущественном порядке приобретать акции и иные ценные бумаги, конвертируемые в акции (ст. 40 Закона об АО), и др.
Кроме того, общество
имеет возможность
Глава 2 Основные имущественные права акционеров
В специальной литературе предлагается деление прав акционера на имущественные и личные неимущественные. Относительно данной классификации в науке не сложилось единого мнения.
Одна группа авторов полагает, что акционерные правоотношения порождают ряд отдельных правомочий акционера, носящих как имущественный, так и неимущественный характер. Это наиболее распространенная классификация прав акционеров. Среди имущественных прав законодатель называет следующие права: на получение части прибыли общества, на получение части имущества при ликвидации общества (право на ликвидационную квоту), свободного распоряжения акциями, требования от общества выкупа принадлежащих им акций. К неимущественным правам относят право на участие в управлении акционерным обществом, право на контроль за деятельностью акционерного общества и право на получение информации об обществе.
Д.В. Ломакин полагает, что неимущественные права акционеров опосредуют их личное участие в деятельности общества. У него не вызывает сомнения тот факт, что такие права, как право на участие в управлении акционерным обществом, на контроль за его деятельностью, право на информацию, возникают не по поводу имущественных благ, и относятся к неимущественным.34