Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2010 в 23:40, Не определен
Вопросы правового регулирования положения несовершеннолетних В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.
Условием ответственности родителей (попечителей) является вина в ненадлежащем воспитании и надзоре за детьми, которая презюмируется. Помимо этого на тех же началах несут ответственность за несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет учреждения, которые в силу закона являются попечителями несовершеннолетних (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Образовательные, воспитательные, лечебные и прочие подобные учреждения, которые осуществляют надзор за детьми лишь в период их нахождения в этих учреждениях, к дополнительной ответственности перед потерпевшим не привлекаются.
Важнейшей особенностью рассматриваемого деликта является то, что такая обязанность по возмещению вреда прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел полную дееспособность.
В случае, если вред причинен действиями двух или более несовершеннолетних, они сами несут ответственность солидарно (ст. 1080 ГК РФ). Родители (попечители) несут долевую ответственность в соответствии со степенью своей вины.
По
действующему гражданскому законодательству
несовершеннолетний может заниматься
предпринимательской
1)
несовершеннолетний приобрел
По общему правилу ответственность за вред наступает лишь при наличии вины причинителя. Однако ответственность предпринимателя за действия, совершаемые в рамках предпринимательской деятельности, наступает и при отсутствии вины (ст. 401 ГК РФ). Предприниматель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательства, связанные с его деятельностью, может быть освобожден от ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Индивидуальные предприниматели отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 24 ГК РФ). Закон предусматривает перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам гражданина (перечень этих предметов устанавливается в ст. 446 ГПК РФ);
2) участие несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет в предпринимательских отношениях.
Поскольку
основу предпринимательской
Следует также отметить, что ни один гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением порядка государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 ГК РФ), и если возникает вопрос о возмещении убытков, причиненных в результате коммерческой деятельности такого гражданина, то лицо, понесшее убытки, вправе обратиться в суд и требовать применения к сделкам, совершенным этим гражданином, правил об ответственности предпринимателей. Суд может применить к сделкам, совершенным не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя гражданином, правила об ответственности даже при отсутствии вины (п. 4 ст. 23, ст. 401 ГК РФ).
Глава Ш. Пути дальнейшего совершенствования ювенальной политики и законодательства, регламентирующего гражданско-правовое положение несовершеннолетних.
Продолжающееся реформирование российского общества во многом определяет дополнительные трудности в решении такой сложной проблемы, как правовая защита несовершеннолетних. Это объясняется прямой зависимостью эффективности исполнения государством своих функций от интенсивности проводимых в нем изменений: тем сложнее поддерживать работоспособность системы, чем более глубокие перемены она переживает. По этой причине, исходя из названных ранее особенностей влияния внешних условий на развитие несовершеннолетнего, обращение к проблеме формирования единого правового положения ребенка в современных российских условиях представляется весьма своевременным.
В нашей стране юридические нормы, регламентирующие правовое положение несовершеннолетнего, фактически входят в состав многочисленных обособленных отраслей права. Такая ситуация неизбежно порождает как коллизии, так и пробелы в правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних. Вот почему необходим комплексный правовой подход к проблемам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и создания системы органов для регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних (органов ювенальной юстиции). По этой причине для определения правового положения несовершеннолетнего в настоящее время возникла необходимость формирования новой для отечественных права и законодательства отрасли - ювенальной, которая, в свою очередь, будет регламентировать деятельность этих специализированных органов.
Этимологически термин "ювенальный" берет свое начало от латинского слова juve№is (ju№ior), что означает - молодой, юный, а также - молодой человек, юноша, девушка38.
Появившись впервые, этот термин не вызвал однозначной оценки: если правомерность существования ювенальной политики и ювенального законодательства практически мало кем оспаривается, то в позициях относительно целесообразности ювенального права как самостоятельной отрасли российского права очевиден раскол среди представителей ряда смежных отраслей права. Некоторые ученые не считают ювенальное право самостоятельной отраслью права или межотраслевым институтом39. Неоднозначность мнений относительно целесообразности формирования ювенального права основана, прежде всего, на различных трактовках родового понятия отрасли права.
Так, например, профессор С.С. Алексеев придерживается традиционного понимания этого термина как главного и самого крупного подразделения системы права, отличающегося специфическим режимом юридического регулирования и охватывающего целые участки однородных общественных отношений40. Из этого определения очевиден вывод: отрасль права являет собой не искусственно скомпонованную совокупность норм, а реально существующее и юридически своеобразное подразделение в самом содержании права. Эта специфика выражается в особом юридическом режиме. Последний представляет собой целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм41. Иными словами, любая отрасль права характеризуется единством предмета и основного метода правового регулирования.
В то же время другие авторы прямо подчеркивают, что единство предмета и метода характеризует не все отрасли права42. В основном это касается новых, еще только формирующихся отраслей права, в частности: торгового, космического, информационного (компьютерного), морского, воздушного, горного, аграрного, экологического, лесного, жилищного и некоторых других. Все перечисленные относятся к так называемым комплексным отраслям российского права; они охватывают несколько сфер жизнедеятельности общества, не имея, как правило, единого метода правового регулирования. К этой же группе в полной мере можно отнести и ювенальное право. Изначально комплексные отрасли обособились, исходя из единства охраняемого блага или субъекта соответствующих правоотношений. Метод регулирования соответствующих правоотношений может быть смешанным. Он находится еще на стадии научной разработки и апробации. Вполне возможно, что по истечении какого-то времени эти отрасли права обретут свой оригинальный специфический метод правового регулирования.
Своим
появлением комплексные отрасли
права обязаны профилирующим
исторически сложившимся
Единой
основой для объединения
Как любая отрасль права, ювенальное право отличается предметом и методом правового регулирования. Предмет регулирования ювенального права составляет не ребенок как таковой, а совокупность существующих общественных отношений, как минимум одной из сторон в которых выступает несовершеннолетний. Их круг составляют: условия и порядок обеспечения надлежащего статуса ребенка в отношениях, традиционно урегулированных профилирующими отраслями права (конституционным, финансовым, налоговым, семейным, гражданским, гражданско-процессуальным, трудовым, социального обеспечения, административным, уголовным, уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным и др.); личные неимущественные и имущественные, социально-экономические, политические отношения, в которых ребенку как их участнику противостоят взрослые; формы и порядок юридической ответственности несовершеннолетних в русле отношений, связанных со становлением и функционированием системы ювенальной юстиции43. Очевидно, что круг указанных общественных отношений предельно разнороден. Единым началом в них выступает лишь один из субъектов - несовершеннолетний.
Говоря
о предмете ювенального права, нельзя
не упомянуть о понятии
Положение несовершеннолетнего в рамках ювенальных правоотношений определяется, прежде всего, его правовым статусом. Последний подразделяется на общий статус несовершеннолетней категории лиц и статус конкретного несовершеннолетнего субъекта правоотношения.
Информация о работе Гражданско-правовое положение несовершеннолетних