Договор дарения как вид договора по передаче имущества в собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Дарение является одним из старейших договоров гражданского права. В римском праве договором дарения (pactum donationis) признавалось неформальное соглашение, по которому «одна сторона, даритель, предоставляет другой стороне, одаряемому, какие-либо ценности за счет своего имущества, с целью проявить щедрость по отношению к одаряемому (animus donandi). В полной мере учитывался римским правом и безвозмездный характер договора дарения, что предопределило установление специальных правил регулирования данного договора в части ответственности дарителя и отмены дарения.1

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ
Понятие и правовая природа договора дарения
Предмет договора дарения
Виды договора дарения
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ
Субъекты договора дарения
Содержание договора дарения
Форма договора дарения
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ДАРЕНИЯ
3.1. Отмена дарения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

договор дарения.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Среди названных пяти характерных признаков договора дарения основным, конечно же, является признак безвозмездности этого договора. Однако и остальные признаки представляют собой необходимые и самостоятельные черты договора дарения. Данное суждение традиционно для цивилистики, в том числе и для отечественной гражданско-правовой доктрины.

Гражданский кодекс РФ допускает заключение договора дарения по модели как реального, так и консенсуального договора (обещание дарения). По общему правилу реальный договор отличается от консенсуального договора, который считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, тем, что для заключения реального договора необходима передача имущества, поэтому такой договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (ст. 433 ГК).

В этом смысле договор дарения, совершаемый путем передачи имущества одаряемому,  на  первый  взгляд также  представляется реальным договором:

Гражданское право: Учебник / Под ред. Л.II. Сергеева, Ю.К. Толстого. Часть первая/ А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой// СПС Консультант Плюс. Версия 11роф.


 

К)

отсутствует разрыв во времени между заключением договора и появлением ираиа у одаряемого; передача имущества дарителем представляет собой не исполнение обязательства, а действие последнего по заключению договора дарения. IJo-вторых, и это главное, передача дарителем имущества в качестве дара одаряемому имеет своим результатом непосредственное возникновение у одаряемо'о права собственности на подаренное имущество.

Итак, договор дарения, заключаемый путем передачи дарителем имущества одаряемому, отличается от консенсуального договора обещания дарения не только по моменту его заключения, но и тем, что он вообще не порождает обязательств сторон и поэтому не может быть отнесен также и к реальным договорам. По своей правовой природе такой договор дарения представляет собой юридический факт, служащий основанием прекращения права собственности дарителя и возникновения права собственности у одаряемого на подаренное имущество.

В связи с выделением наряду с реальными и консенсуальными договорами также вещных договоров возникает вопрос, представляет ли в этом смысле договор дарения, совершаемый посредством передачи имущества одаряемому, нечто исключительное или имеются и иные аналогичные примеры. На наш взгляд, в данном случае речь идет действительно об особой категории гражданско-правовых договоров, заключение которых, не порождая обязательственно-правовых отношений, приводит к возникновению вещных прав (сервитут). В качестве вещного договора может также рассматриваться закрепление собственником имущества за действующими государственными или муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения. Представляется, что передача собственником на баланс такого предприятия дополнительного имущества требует согласия последнего.

Таким образом, когда мы говорим о вещных договорах, речь идет, действительно, об особой категории гражданско-правовых договоров.

 

11 1.2. Предмет договора дарения

Договор дарения имеет сложный предмет, состоящий из действий дарителя: передача дара, освобождение от обязанности, - которые называют объектом первого рода или юридическим объектом, а также самого имущества (вещи, права, обязанности), которое обычно именуется объектом второго рода или материальным (применительно к вещи) объектом.

Сложный предмет договора дарения может быть разбит на пять частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение:

  1. Передача дарителем вещи в собственность одаряемого безвозмездно. 
    При этом от договора, например, беспроцентного займа договор дарения денег 
    отличается тем, что подаренные одаряемому деньги не подлежат возврату 
    дарителю.
  2. Передача одаряемому имущественного права (требования) дарителем к 
    "самому  себе".   Сфера  действия  договора  дарения   с  таким   предметом   в 
    основном сводится к установлению названного права.
  3. Передача одаряемому принадлежащего дарителю имущественного права 
    (требования)   к  третьему  лицу  осуществляется  посредством  безвозмездной 
    уступки   соответствующего   права   (требования)   одаряемому   при   условии 
    соблюдения правил, регулирующих цессию (п. 3 ст. 576 ГК). Следовательно, по 
    такому договору дарения не могут быть переданы права, неразрывно связанные 
    с личностью кредитора (дарителя), в частности требования об алиментах и о 
    возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью (ст. 383 ГК), а также права 
    по    обязательству,     в    котором    личность     кредитора    (дарителя)    имеет 
    существенное значение для должника (п. 2 ст. 388 ГК). Не подлежат передаче 
    по такому договору дарения также права по ценным бумагам в документарной 
    форме, которые относятся к вещам и поэтому могут передаваться в качестве 
    дара как вещи, что составляет самостоятельный предмет договора дарения 
    (передача вещи в собственность одаряемого).
  4.  

12

Па наш взгляд, реальную проблему представляет вопрос о том, следует ли квалифицировать как договор дарения всякую безвозмездную сделку уступки требования но обязательству. Данный вопрос приобретает особо актуальное значение в случаях, когда речь идет о сделках уступки требования, совершаемых между коммерческими организациями по обязательствам, связанным с их предпринимательской деятельностью, поскольку дарение между коммерческими организациями запрещено законом (п. 4 ст. 575 ГК).

Представляется, что ответ на этот вопрос мог бы выглядеть следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 388 ГК уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. В соответствии с законом (п. 4 ст. 575 ГК) не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 МРОТ, в отношениях между коммерческими организациями. Договор дарения может совершаться и путем передачи одаряемому права требования к третьему лицу, осуществляемой с соблюдением правил, установленных в отношении уступки требований по обязательствам (п. 3 ст. 576 ГК).

Вместе с тем соглашение об уступке прав, не предусматривающее встречного предоставления цеденту со стороны цессионария, может быть признано договором дарения лишь в том случае, если оно содержит ясно выраженное намерение цедента совершить безвозмездную передачу соответствующего права цессионарию (п. 2 ст. 572 ГК). При этом под безвозмездностью передачи права требования понимается отсутствие какой-либо причинной обусловленности такой передачи права, вытекающей в том числе и из других взаимоотношений сторон по иным сделкам и обязательствам.

Отсутствие в соглашении об уступке прав требования, заключенном между коммерческими организациями, условий об оплате цессионарием получаемого права либо об ином встречном предоставлении само по себе не может служить основанием для признания указанного соглашения договором дарения. Напротив, следует исходить из презумпции возмездности всякого гражданско-правового договора, предусмотренной п. 2 ст. 423  ГК, согласно которому

 

13

договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Поэтому такое соглашение может быть квалифицировано как договор дарения лишь в тех случаях, когда в его тексте положительно решен вопрос о безвозмездности передачи дара либо когда заинтересованным лицом будет доказано отсутствие какой-либо причинной обусловленности безвозмездной уступки права.

Такой подход основан на том, что безвозмездные отношения в гражданском праве носят исключительный характер.

4. Прощение долга всегда  представляет собой двустороннюю сделку, в связи с чем для ее совершения необходимо достижение соглашения между кредитором и должником, однако прощение долга подвержено ограничениям, установленным для договора дарения.1. При оценке соглашения о прощении долга следует учитывать намерения кредитора. Прощение долга только тогда можно квалифицировать как дарение, когда суд установит намерение кредитора освободить должника от соответствующей обязанности в качестве дара, свидетельствующее об отсутствии у кредитора собственного имущественного (коммерческого) интереса в прощении должнику долга .

Таким образом, прощение долга является самостоятельным основанием прекращения обязательства и самостоятельным институтом гражданского права. При толковании соответствующего соглашения, поведения, переписки сторон (ст. 431 ГК РФ) на первый план выходит выявление наличия (отсутствия) намерения кредитора одарить должника. При отсутствии указанного намерения нормы ГК РФ о дарении не подлежат применению. При этом наличие такого намерения свидетельствует не о том, что соглашение о прощении долга трансформировалось в дарение, а о том, что сторонами и был заключен собственно договор дарения3.

Эрделевский A.M. Прощение долга в судебной практике   /A.M. Эрделевский // СПс Консультант Плюс. Версия Проф.


~ Щербаков Н. Прощение долга  и коммерческий интерес /Н. Щербаков// «ЭЖ-Юрист». 2005. № 26. С. 16 3   Бациев  В.В.,  Щербаков  Н.Б.   Комментарий  правовых  дисциплин  Высшего  Арбитражного  Суда  РФ  по вопросам, связанным с применением норм Гражданского кодекса РФ о прекращении обязательств/ В.В.Бациев, Н.Б. Щербаков// «Вестник гражданского права». 2006. № 2. С. 10

 

14

5. Освобождение одаряемого  от его имущественной обязанности  перед третьим лицом возможно путем исполнения дарителем обязательства ш являющегося в нем должником одаряемого перед кредитором но такому обязательству. Речь идет о применении специальной конструкции исполнения обязательства путем возложения его исполнения на третье лицо (п. 1 ст. 313 ГК), поскольку только в этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, не являющимся стороной в обязательстве.

Другой вариант договора дарения путем освобождения одаряемого от его имущественной обязанности перед третьим лицом состоит в том, что даритель занимает место должника в обязательстве, освобождая тем самым от него одаряемого. Замена участника обязательства на стороне должника осуществляется с помощью перевода долга; перевод долга допускается лишь с согласия кредитора (ст. 391 ГК). В данном случае основанием освобождения одаряемого от его обязанности перед третьим лицом (кредитором) служит не фактическое ее исполнение дарителем, а то обстоятельство, что одаряемый выбывает, благодаря дарителю, из соответствующего обязательства.

Необходимо отметить, что и в этом случае для того чтобы соответствующие действия лица, освобождающего должника от обязательства перед третьим лицом, были признаны дарением, требуется наличие всех признаков договора дарения, и прежде всего безвозмездности и намерения дарителя именно освободить должника от его обязанностей в качестве дара последнему.

 

15 1.3. Виды договора дарения

Глава 32 ГК РФ содержит ряд специальных правил, предназначенных для регулирования договора обещания дарения и договора пожертвования. Выделение данных видов договора дарения не является результатом строгой научной классификации на основе какого-либо единого критерия, а скорее объясняется наличием применительно к каждому из них определенного набора квалифицирующих признаков, отражающих особенности данных видов договоров дарения, которые требуют специального регулирования.

Договору обещания дарения присущи следующие характерные признаки: Во-первых, такой договор носит консенсуальный характер и порождает обязательство дарителя передать одаряемому вещь в собственность или имущественное право либо освободить одаряемого от обязательства. Данное обязательство является односторонним, обязанностям дарителя корреспондируют соответствующие права (требования) одаряемого.

Во-вторых, договор обещания дарения должен иметь обязательную письменную форму (ст. 574 ГК).

В-третьих, договор обещания дарения должен содержать ясно выраженное намерение дарителя совершить в будущем безвозмездную передачу одаряемому вещи или права либо освободить его от имущественной обязанности (п. 2 ст. 572 ГК).

Одаряемый обязан выполнить условие, поставленное при дарении в общеполезных целях. В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, то пожертвования в натуральной форме и не менее 80% пожертвований в денежной форме должны быть использованы в течение года с момента получения1. Для других благополучателей срок использования       пожертвования       не       предусмотрен2.       Кроме       того,

Абросимова Е. Договор пожертвования между юридическими лицами /Е. Абросимова//   «Корпоративный юрист». 2005. № 2. С. 25 2 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях": Федеральный закон от 11 августа


1995 г. N 135-ФЗ// СПС Консультант  Плюс. Версия Проф.

 

16

благотворительная организация ежегодно должна представлять в регистрирующий орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения об использовании имущества и расходовании средств благотворительной организации. Иным некоммерческим организациям - благополучателям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств1.

В-четвертых, текст договора обещания дарения должен включать в себя условия о конкретном лице, являющемся одаряемым, и о конкретном предмете дарения в виде вещи, права или освобождения одаряемого от обязанности. Обещание дарителя подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения признается ничтожным (п. 2 ст. 572 ГК).

Информация о работе Договор дарения как вид договора по передаче имущества в собственность