Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2010 в 17:52, Не определен
Разумеется, для самого адвоката - представителя исход гражданского или арбитражного дела, в котором он принимает участие, не создает, не изменяет и не прекращает материально - правовых отношений. Вместе с тем для его профессионального престижа немаловажно, каким результатом закончится рассмотрение дела. Имеет также значение для него и решение вопроса о том, насколько профессионально было выполнено поручение своего доверителя. Поэтому он крайне заинтересован в вынесении судом решения определенного (позитивного) содержания. Именно в этом состоит процессуальная заинтересованность адвоката - представителя. В противном же случае лицами, участвующими в деле, следовало бы признавать только стороны и третьих лиц.
План:
В настоящее время в юридической науке начинает превалировать мнение о том, что основной задачей адвокатов XXI в. является искусство защищать права и свободы человека и гражданина1. Деятельности адвоката-представителя в российском гражданском судопроизводстве также присущи многие особенности, обусловленные организационно-правовым и процессуально-правовым положением адвоката. Автор статьи полагает возможным согласиться с мнением о том, что данная специфика обусловлена положением адвоката как члена адвокатского образования, а также его статусом как субъекта, участника гражданского процесса2. Действительно, личностные и профессиональные качества выделяют адвоката из среды субъектов, по закону имеющих право быть представителями сторон, третьих лиц в гражданском процессе, ибо адвокат является независимым советником по правовым вопросам (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)3.
Особым образом эта публично-правовая роль адвоката проявляется в его деятельности по представительству по гражданским делам, где он зависит от доверителя как его процессуальный представитель, но сохраняет полную независимость как советник стороны, третьего лица по правовым вопросам. При этом адвокат-представитель действует в соответствии с законом, по своему внутреннему убеждению, руководствуясь принципами и нормами адвокатской этики4. Причем п. 3 ст. 1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает, что не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и местного самоуправления; участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями; нотариусами, патентными агентами, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат.
Таким образом, законодатель признает адвокатской деятельностью деятельность не всяких лиц, а только состоящих в корпорации адвокатов и осуществляющих свою профессиональную деятельность в адвокатских образованиях, перечисленных в ст. 20 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (адвокатском кабинете, адвокатском бюро, коллегии адвокатов, юридической консультации).
Объектом данной курсовой работы является адвокат-представитель в гражданском процессе.
Предмет работы: изучение проблем деятельности адвоката-представителя в гражданском процессе.
Цель работы: рассмотреть особенности участия адвоката в гражданском процессе.
Задачи работы:
- рассмотреть осуществление права на защиту в гражданском процессе профессиональными представителями;
- изучить полномочия адвоката - представителя в гражданском процессе и их особенности их оформления.
Методология и методика исследования. В процессе работы использовались такие методы исследования, как исторический, анализ научной литературы и нормативных актов, сравнительно-правовой анализ, системный анализ.
При написании дипломной работы использовалось действующее законодательство, научная литература по гражданскому праву и гражданскому процессу, специальные литературные источники, относящиеся к определенным разделам теории доказывания и других наук, достижения которых используются при доказывании в ходе гражданского судопроизводства.
Также при написании данной работы нами использовались научные труды следующих авторов: М.А. Гурвича, Н.Б. Зейдера, В.М. Гордона, А.А. Добровольского, С.А. Ивановой, О.В. Иванова, С.В. Курылева, Д.М. Чечот, Г.Л. Осокиной, В.Н. Щеглова, Н.А. Чечиной, А.А. Мельникова, Е.А. Крашенинникова, и др., а также теоретиков права – Н.В. Витрук, В.А. Кучинского, Н.И. Матузова, Р.О. Халфиной, и др.
Одним из важнейших элементов механизма обеспечения прав и свобод личности в любом обществе является гарантия получения юридической помощи. Оказавшись в проблемной ситуации и не имея специальных юридических познаний и навыков, человек нуждается в квалифицированной помощи профессионала для осуществления и защиты своих интересов. В связи с этим право на юридическую помощь носит универсальный характер, поскольку выступает в качестве гарантии эффективной реализации иных прав и свобод личности, в том числе процессуальных прав участника гражданского судопроизводства. Необходимость вовлечения в орбиту гражданских процессуальных отношений профессионального представителя обусловлена как невозможностью личного участия стороны в процессе, так и добровольным обращением ее к помощи представителя.
Как справедливо отмечал В.П. Грибанов, «субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь декларативным правом»5. Указанное положение имеет отношение не только к гражданским правам, но и к любым другим принадлежащим человеку субъективным правам. Одним из необходимых средств защиты нарушенного субъективного права является право на обращение в суд. В обеспечении права на судебную защиту, реализуемого при обращении лица в суд, неоценимая роль принадлежит институту представителя в гражданском процессе.
Институт судебного (процессуального) представительства имеет свои истоки в римском праве. Его развитие происходило от полного неприятия в связи с принципом «Никто не может искать по закону от чужого имени» (№emo alie№o №omi№e lege agere potest) вплоть до возникновения особого сословия правозаступников6. В римском праве правозаступники (профессиональные представители) не являлись процессуальными участниками дела, а приглашались в суд для оказания помощи, прежде всего суду, своими советами и речами. Тем самым вопрос о положении представителя в гражданском процессе, до сих пор являющийся дискуссионным, заложен еще в римской юриспруденции. В связи с этим исследование деятельности судебного представителя в современном гражданском процессе при осуществлении им защиты представляемых лиц, а также пределы осуществления этого права первоначально предполагают выяснение вопроса об основаниях возникновения судебного представительства, месте представителя в судебном процессе среди иных лиц, участвующих в деле, функциях представителя, а также формах и методах реализации полномочий представителя при осуществлении «чужого» по своей природе права на защиту.
Сходство судебного и общегражданского представительства проявляется в том, что оба они, по существу, возникают из тождественных оснований: либо в силу закона, например, в случае факта родства представителя и представляемого или при назначении представителя судом (ст. 50 ГПК РФ), либо ввиду гражданско-правового договора между сторонами представительства.
Всех субъектов, принимающих участие в гражданских процессуальных правоотношениях, можно разделить на три основные группы. Во-первых, участником гражданского судопроизводства является суд, непосредственно осуществляющий правосудие.
Во-вторых, лица, участвующие в деле, к которым в соответствии со ст. 34 ГПК РФ относятся следующие субъекты: стороны (истец и ответчик), третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4, 46 и 47 ГПК РФ, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В-третьих, участниками гражданского судопроизводства являются лица, содействующие осуществлению правосудия, привлекаемые в связи с необходимостью правильного и быстрого разрешения дела: свидетели, эксперты, переводчики7. Правовое положение участников гражданского процесса довольно разнообразно. Лица, участвующие в деле, отличаются от других субъектов наличием юридической заинтересованности. Стороны и третьи лица имеют в деле материально-правовой юридический интерес: в результате разрешения дела одна из сторон может приобрести какое-либо материальное благо, другая его лишиться. Ни прокурор, ни органы государственного управления, ни свидетели и эксперты материального правового интереса в деле не имеют, так как не состоят в спорных правоотношениях ни с одной из сторон. Их интересы в деле, безусловно, имеют юридический характер, но это не материальный, а общегосударственный или общественный интерес.
Необходимо иметь в виду еще одно существенное обстоятельство. Именно лица, участвующие в деле, своими действиями оказывают влияние на возникновение и ход процесса; они вправе возбуждать дело, а в некоторых случаях требовать его прекращения; они вправе обжаловать решение, могут обращаться с просьбой к должностным лицам о принесении протеста в порядке надзора. Представитель, действующий от имени и в интересах сторон и третьих лиц, в своих отношениях с судом и иными участниками процесса, оказывает влияние на движение процессуальных отношений, и в этом смысле представляет как бы вторую сущность представляемых им лиц. Судебный представитель, осуществляя защиту прав и законных интересов представляемого, наделяется законом самостоятельными правами, на него возлагаются определенные обязанности, причем в ряде случаев возникновение этих прав и обязанностей представителя не зависит от воли представляемого. В связи с этим Е.Г. Тарло приходит к выводу о том, что судебный представитель является самостоятельным субъектом гражданского судопроизводства8.
Осуществление права на защиту профессиональными представителями в функциональном отношении обусловлено определенными пределами. Эти границы обусловлены, во-первых, предметом субъективного процессуального права, что позволяет обратить внимание на то, что передача полномочий представителю на совершение одних действий не может распространяться на другое действие. Так, совершение от имени и в интересах представляемого определенных процессуальных действий, как-то: подписание и предъявление в суд искового заявления, передача спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от заявленных требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передача полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег, - должно быть специально оговорено в доверенности. Отсутствие в доверенности любого из перечисленных полномочий означает невозможность его осуществления представителем, что, в свою очередь, влияет на степень правовой защищенности представляемого. Так, к сожалению, в практике еще встречаются случаи, когда отсутствие в доверенности указания на возможность обжалования судебного постановления не позволяло своевременному устранению судебной ошибки, в результате чего права стороны по делу были ущемлены.
Также, учитывая, что перечисленные в ст. 54 ГПК РФ полномочия затрагивают практически все моменты движения гражданско-процессуального правоотношения, полагаем излишним указание в п. 5 ст. 53 ГПК РФ на то, что полномочия адвоката (основной фигуры профессионального представителя) удостоверяются ордером. Право адвоката на выступление в процессе производно от тех правомочий, которые направлены непосредственно на возникновение, изменение либо прекращение гражданского процессуального отношения, в рамках ст. 54 ГПК РФ, а потому указание на ордер как основание права на выступление перед судом представляется излишним, умаляет значение судебного представителя и не способствует реализации права на защиту. Считаем, что основанием судебного представительства в гражданском процессе является исключительно выданная в установленном порядке доверенность.
Во-вторых, осуществление права на защиту судебным представителем ограничено пределами правомочий самого представляемого. Для передачи всех либо части процессуальных полномочий представителю сторона по делу должна обладать процессуальной право-, дееспособностью, поскольку передаваемые права принадлежат конкретному лицу, и только оно может ими воспользоваться. В-третьих, пределы осуществления права на защиту представителем имеют временные границы. Законодательством установлены процессуальные сроки, в течение которых должно быть рассмотрено то или иное дело, сроки обжалования судебных постановлений. Отсюда полномочия представителя по осуществлению права на защиту представляемой стороны ограничены, с одной стороны, установленными процессуальными сроками движения дела по инстанциям, а с другой - сроком действия выданной ему доверенности. В-четвертых, пределы осуществления представительских функций в гражданском процессе обусловлены способами и формами осуществления права на защиту. Согласно Конституции РФ (ст. 45) каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Деятельность профессионального представителя в гражданском процессе обусловлена, на наш взгляд, не только указанием в ст. 48 ГПК РФ на то, что стороны вправе вести свои дела в суде лично или через представителей, но и тем, что сама «реализация права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания об этих запретах. Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ - задача юристов. Составление документов, участие в судах в качестве представителей жалобщиков, истцов, ответчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве, оказание юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, - все это требует квалифицированной юридической помощи»9. Конституция определила общие правила защиты, но не охватила содержание защиты прав граждан, возникающих на основе правоотношений, имеющих конкретную форму проявления в деятельности отдельных физических и юридических лиц. Такого рода деятельность поддается правовому регулированию и урегулирована на отраслевом уровне. Умение разобраться в материально-правовой специфике возникшего судебного спора профессиональными представителями повышает качество судебной защиты.