Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2015 в 07:34, дипломная работа
Целью дипломного проекта является исследование института гражданско-правовых сроков как единой целостной системы, включающей в качестве одного из элементов исковую давность, выявление его правовой сущности как средства повышения эффективности гражданско-правового регулирования.
В ходе дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
1. определить правовую природу, понятие и значение гражданско-правового срока как правовой категории, неразрывно связанной с категорией времени в естественнонаучном и социально-философском понимании;
2. исследовать понятие, формы и порядок исчисления гражданско-правовых сроков;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СРОКА
1.1 Формы проявления времени в правовой системе 8
1.2 Правовая природа, понятие и значение гражданско-правового срока 18
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СРОКОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
2.1 Исчисление сроков 39
2.2 Классификация сроков 47
ГЛАВА 3. СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
3.1 Сроки существования гражданских прав 56
3.2 Пресекательные сроки 58
3.3 Претензионные сроки 61
3.4 Гарантийные сроки 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 78
По основанию установления сроки подразделяются на:
Классификация сроков по основанию установления позволяет определить субъект волевого использования времени в процессе установления сроков. Это, несомненно, важно при исследовании порядка действия сроков в конкретных правоотношениях, поскольку дает возможность установить степень обязательности сроков для субъектов правоотношения, характер правовых последствий его действия, круг субъектов, в отношении которых наступят те или иные правовые последствия.
По способу исчисления сроки подразделяются на:
Классификация гражданско-правовых сроков по способу исчисления в литературе оценивается не однозначно. Некоторые авторы не упоминают о ней [31, С.13], однако при формулировке определения срока так или иначе ее учитывают, определяя срок как « момент во времени» [31, С.9] либо как « момент или период времени» [50, С.8], наступление или истечение которого порождает определенные правовые последствия. Эта классификация необходима и методологически достаточно продуктивна. Система подразделения сроков таким образом позволяет наиболее четко отразить различные способы обозначения времени при определении сроков, учесть сущностное различие категорий «время» и «срок». Классификация по указанному признаку отчетливо закреплена в действующем ГК (ст.81,90 п.3,181 п.1, 208, 228 п.1, 238 п.1,314 п.1, 562 п.2, 810 (п.1).
По степени обязательности для субъектов правоотношения сроки можно подразделить на:
Классификация сроков по степени обязательности дает возможность субъектам правоотношений и правоприменителю четко уяснить порядок практического применения норм закона о сроках с целью последующего установления объема принадлежащих субъекту прав и обязанностей.
По степени определенности гражданско-правовые сроки подразделяются на:
Значение классификации сроков по степени определенности трудно переоценить. Она позволяет формировать механизм точного исчисления сроков, с работой которого напрямую связано наступление либо не наступление правовых последствий истечения сроков, чаще всего затрагивающих имущественную сферу субъектов правоотношений.
По характеру распространения действия сроков на правоотношения можно выделить:
Практические последствия такого деления состоят в невозможности применения к конкретному правоотношению общего срока, если законом установлен для данного правоотношения специальный срок.
По взаимному соотношению сроков различной продолжительности сроки подразделяются на:
Классификация сроков по этому основанию применима к длящимся правоотношениям. Сроки при этом определяются периодами, но не моментами времени. Однако нельзя считать, что она применима только к срокам исполнения обязанностей. В данном случае не стоит игнорировать тесную связь исполнения обязанности одним субъектом правоотношения с осуществлением корреспондирующего ей права другим субъектом, поскольку наиболее активное применение эта классификация имеет в отношениях, носящих обязательный характер.
По назначению в процессе правового регулирования можно выделить сроки осуществления прав - установленные для самостоятельной, инициативной реализации правообладателем возможностей, заложенных в принадлежащем ему праве. Группа сроков осуществления прав включает четыре их подвида:
По правовым последствиям истечения или наступления срока, сроки можно подразделить на:
В указанных случаях в результате истечения или наступления установленного срока субъективное гражданское право возникает, изменяется или прекращает свое существование.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что основополагающим подразделением сроков является их разделение на два класса: сроки осуществления прав и исполнения обязанностей и сроки защиты прав, с последующим разделением на виды внутри классов. Именно такое подразделение позволяет наиболее четко отграничивать принципиально разные по механизму воздействия на субъективное гражданское право и, соответственно, на гражданские правоотношения сроки. Кроме того, реализация механизма воздействия двух классов сроков осуществляется в рамках различных по правовой природе видов правоотношений: первого - в рамках регулятивного, второго - в рамках охранительного правоотношения. Признание этого разделения фундаментальным вполне обоснованно.
Правовой срок существует во многих своих разновидностях, характер которых зависит от целей установления срока, его функций, порядка регулирования опосредуемых им отношений. В наиболее общем виде отразить сущностные сходства и различия правовых сроков между собой, систематизировать накопленные знания о них позволяют используемые в науке классификации. В основе выбора той или иной классификации лежат специальные критерии, называемые основаниями, согласно которым изучаемые объекты исчерпывающим и непротиворечивым образом подразделяются на однородные классы явлений, объединенных в одно целое конкретными специфическими чертами.
В отношении последней классификации интересно обратить внимание на то, как в настоящее время в научной литературе происходит переосмысление традиционно признаваемого деления. Так, К.Ю. Лебедева предлагает использовать более развернутую классификацию сроков по значению их в процессе правового регулирования. Сроки подразделяются ею на три основные группы: а) регулятивные, б) охранительные (сроки защиты), в) технико-правовые. К первым, в свою очередь, относятся: 1) правообразующие, 2) правоизменяющие, 3) правопрекращающие (т.е. сроки осуществления, включающие два подвида: а) сроки существования и б) пресекательные (преклюзивные) сроки). Во второй группе сроков в зависимости оттого, в каком порядке (форме) реализуется право на защиту, выделяют две разновидности: 1) сроки неисковой защиты права (сроки реализации мер пресечения, то есть самозащиты, гарантийные, претензионные) и 2) сроки исковой защиты (исковая давность). К третьей группе сроков отнесены сроки годности, службы, хранения, транспортабельности [52, С.34].
В задачу настоящего исследования не входит выработка какой-либо новой классификации правовых сроков либо обоснование преимуществ того или иного основания классификации. Представляется, что наиболее подходящей является классификация, основанная именно на таком критерии, как назначение сроков в процессе правового регулирования.
Реализация гражданских прав и исполнение обязанностей требуют определенного времени: сроков, установленных законами, иными правовыми актами, условиями договоров. Да и времени для обеспечения управомоченным, обязанным лицом возможностей выбора, вытекающего из содержания субъективного права и юридической обязанности.
Каждый из правомочий, входящий в содержание субъективного права: право требования, право на положительные действия, притязание (возможность приведения в действие аппарат государственного принуждения относительно обязанного лица), связан со сроками реализации (осуществления гражданских прав).
Эти сроки обычно именуются сроками осуществления гражданских прав, в течение которых управомоченный субъект вправе (обязан) сам реализовать принадлежащее ему право либо потребовать совершения определенных действий от обязанного лица. Поскольку "осуществление" во всех случаях определяется через "реализацию", правильнее было бы, как представляется, их просто называть "сроками реализации".
Как считал В.П. Грибанов, право требования «может быть реализовано управомоченным лицом лишь в рамках срока существования субъективного права, а в определенных случаях -- лишь в пределах так называемого "пресекательного" срока. Для осуществления второй возможности характерны так называемые "гарантийные" и "претензионные" сроки. Для реализации третьей возможности путем обращения к компетентным государственным органам с требованием принудительного осуществления или защиты права необходимо соблюдение установленных законом сроков исковой давности» [31, С.251].
Установление жестких границ применения сроков реализации относительно правомочий управомоченного лица (т.е. в рамках существования субъективного права) вряд ли соответствует смыслу закона о сроках. Сроки реализации гражданских прав могут быть установлены сторонами в договоре по своему усмотрению, т.е. возможны изменения "рамок" существования субъективных прав.
Спорна также позиция В.П. Грибанова относительно существования субъективных прав только в пределах пресекательного срока. Субъективные права могут принадлежать лицу и за пределами пресекательного срока в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 1155 ГК РФ "Принятие наследства по истечении установленного срока").