Смешанный договор в действующем законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной работы является исследование классифицирующих признаков договоров в гражданском праве России. С этой целью будут изучены существенные признаки договора, на основании которых формируются их видовые признаки.
Объектом исследования курсовой работы является договорное право в российском законодательстве. Предмет исследования работы составляют проблемы видовой классификации договоров.

Содержание работы

Введение______________________________________________________ 3
1. Понятие и значение договора в гражданском праве_________________ 4
2. Виды гражданско-правовых договоров___________________________ 8
Поименованные и непоименованные договоры_______________ 9
Односторонние и двусторонние договоры__________________ 11
2.3. Возмездные и безвозмездные договоры________________________ 12
2.4. Основные и предварительные договоры________________________ 13
2.5. Договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц_ 15
2.6. Публичные договоры и договоры присоединения________________ 16
2.7. Организационные договоры__________________________________ 19
2.8. Предпринимательские договоры______________________________ 21
3. Смешанный договор в действующем законодательстве_____________ 23
Заключение___________________________________________________ 31
Список использованных источников__________

Файлы: 1 файл

Виды договоров. Курсовая.doc

— 475.00 Кб (Скачать файл)

Нередко в нормах закона, посвященных той или иной разновидности договора, прямо указывается на его публичный характер - например, в п. 2 ст. 492, п. 3 ст. 626, п. 2 ст. 730 ГК РФ. Но это не значит, что, если в отношении какого-то договора такого прямого указания нет, этот договор не может считаться публичным. Важно наличие или отсутствие указанных в законе признаков. Поэтому в любом случае надлежит анализировать характер деятельности коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.

В каком случае этот характер можно считать соответствующим положениям ст. 426 ГК РФ? Это может следовать из самого закона, регулирующего какие-либо договорные отношения и предписывающего обязанность вступать в отношения с каждым обратившимся, примером этого является п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 07.11.2011).

Кроме того, в законодательстве допускается такое указание в виде публикации перечня организаций, обязанных осуществлять тот или иной вид деятельности на условиях публичного договора (ст. 789 ГК РФ).

Основные юридические последствия того, что договор отвечает признакам публичного:

а) коммерческая организация не вправе отказать в заключении договора никому из обратившихся, если только не докажет, что у нее отсутствует возможность предоставить соответствующий товар, работу или услугу;

б) не допускается оказание предпочтения одному лицу перед другим в заключении публичного договора, если только такое предпочтение не требуется на основании закона. Например, ст. 15 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственном материальном резерве» требует от транспортных организаций перевозки в первоочередном порядке по отношению к остальным материальных ценностей государственного резерва. Другой пример такого требования - подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 07.11.2011) «О ветеранах»;

в) цена и прочие условия договоров, заключаемых с разными лицами, не должны отличаться, кроме случаев, когда для каких-то групп населения законом предусматриваются льготы.

В целях наиболее полной реализации логики, которая заложена в статье 426 ГК предлагается изменить пункт 2 этой статьи таким образом, чтобы цена в публичном договоре могла устанавливаться как единая для одинаковых категорий потребителей или контрагентов, тогда как иные условия публичного договора не могли определяться исходя из личных предпочтений или статуса (особенностей) того или иного конкретного потребителя или контрагента.

При необоснованном уклонении субъекта публичного договора от его заключения с кем-либо он может быть понужден к его заключению в судебном порядке, а также на него может быть возложено возмещение причиненных этим отказом убытков. Причем бремя доказывания отсутствия возможности заключить договор возлагается именно на отказавшую сторону.

Явные ограничения договорной свободы, имеющиеся в законе по отношению к коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, призваны скомпенсировать серьезный дисбаланс в экономическом и организационном положении сторон, ведь продавцы товаров куда менее заинтересованы в отдельном потребителе, чем он в них. Имея возможность спокойно отказаться от заключения договора с ним без ущерба для себя, они могут поставить его в крайне затруднительное положение, попросту унизить отказом. Именно с этой целью законодательство дает инструмент для защиты от таких злоупотреблений договорной свободой в виде норм о публичном договоре.

Материально-правовые нормы о публичном договоре пока не могут работать в полную меру своего нешуточного потенциала. И причина этого в том, что процессуальные меры, имеющиеся в арсенале гражданского процессуального права РФ, не дают им возможности «развернуться» в полную силу.

2.5 Договор  присоединения

История формирования этой договорной разновидности берет начало в XIX в. и связана с началом периода господствования на западных рынках крупных монополистических объединений. Они стали издавать свои типовые правила для совершаемых сделок, породив для этого даже специальный термин «формулярное право». Во многом это требовалось для унификации процедуры заключения большого числа однотипных сделок таких монополий, чтобы избежать необходимости выработки индивидуальных соглашений с каждым клиентом, хотя они при этом не стеснялись использовать в формулярах максимально благоприятный для себя правовой режим заключаемого договора.

Большое развитие договор присоединения получил в сфере международного частного права, особенно среди транснациональных корпораций. Размах явления был таковым, что появились даже предложения о выделении «формулярного права» в самостоятельную группу. Были и предложения рассматривать эти положения не как договоры, а как односторонние акты присоединения к формулярам.

Договор присоединения, согласно ст. 428 ГК РФ, - это договор, условия которого сформулированы одной из сторон в формулярах, бланках, иных стандартных формах и могут быть приняты второй стороной не иначе как путем присоединения к такому договору в целом.

Эта договорная конструкция исходит из фактического ограничения свободы в выборе условий договора, которое имеет место в силу соотношения экономического, организационного, финансового и прочих положений сторон.

Конструкция договора присоединения предполагает ситуацию, когда одна сторона фактически лишена возможности реализовать свою договорную свободу путем участия в выработке договорных условий, поэтому закон предусматривает определенные механизмы защиты интересов этой, возможно, ущемленной стороны. Эти механизмы действуют, если условия такого договора закону не противоречат, но для присоединившейся стороны явно обременительны: лишают ее прав, которые обычно по договорам такого вида предоставляются, либо исключают или ограничивают ответственность второй стороны, либо иным образом рождают ее несогласие - так, что если бы у нее была возможность выбирать условия договора, она бы исходя из своих разумно понимаемых интересов их не приняла. Описанные условия дают присоединившейся стороне право требовать изменения или расторжения такого договора.

Таким образом, п. 2 ст. 428 ГК РФ гласит: «Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора».

Предлагается исключить из статьи 428 ГК о договоре присоединения п. 3, предусматривающий, что требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, неосмотрительно присоединившейся к явно обременительному для нее договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор. Подобное изменение будет упреждающим образом воздействовать на «сильную» сторону, навязывающую выгодные для нее условия посредством использования конструкции договора присоединения.

В настоящее время примеры подобных ситуаций могут иметь место при совершении сделок с использованием Интернета, мобильной связи и прочих современных средств коммуникации - когда сначала даешь согласие на что-то, а уже позднее можешь определить, на каких условиях согласие было дано, - путем ознакомления с информацией на web-сайте, wap-портале, из высылаемого электронного файла и пр.

Исключением из общего принципа работы механизма договора присоединения является присоединение к договору на явно обременительных условиях лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Такой субъект сможет воспользоваться правом изменения или расторжения договора, лишь доказав, что он не знал и не должен был знать, на каких условиях вообще заключает договор.

2.6 Предварительный договор

договор консенсуальный реальный публичный

В зависимости от юридической направленности договоров выделяют основные и предварительные договоры. Большинство заключаемых договоров - это основные договоры, направленные непосредственно на возникновение обязательственного правоотношения. Как следует из правила о свободе договора, она может ограничиваться не только законом, но и ранее принятыми на себя обязательствами. Примером таких обязательств и служит предварительный договор.

В силу ст. 429 ГК РФ, предварительным признается договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Такая договорная форма дает сторонам возможность обязаться на будущее в заключении желаемого (основного) договора.

В частности, большое развитие этот договор получил в сфере продажи недвижимости. Это товар, играющий существенную роль и в жизни гражданина, и в хозяйственном развитии юридического лица, и часто стороны, присмотрев нужный для приобретения объект, желали бы иметь юридические гарантии того, что, согласовав с контрагентом условия продажи, но, не имея возможности купить объект сразу, они могут спокойно в течение какого-то определенного срока подготовиться и по наступлении положенного времени заключить желаемый договор. Возможность заключить для этой цели предварительный договор - весьма удобный выход из ситуации.

Отношения, возникающие между сторонами предварительного договора, также можно признать организационными, так как они лишь создают соорганизованность сторон для будущего договора, связывая их соответствующими правами и обязанностями. Самостоятельных экономических отношений предварительный договор не опосредует.

Закон предъявляет два принципиальных требования к предварительному договору для того, чтобы он порождал права и обязанности:

- требования  к форме;

- требования  к содержанию.

Требования к форме: предварительный договор должен заключаться в той же форме, что и будущий, основной договор, или, если специальных правил о форме основного договора нет, форма должна быть письменной - под страхом ничтожности.

Исполняется предварительный договор в течение того срока, который в нем для этой цели указан. Если срок не вошел в число условий предварительного договора, такой договор связывает стороны в течение года со дня его заключения.

По общему правилу, которое можно вывести из п. 5, 6 ст. 429 ГК РФ, любая из сторон предварительного договора может до окончания срока его действия направить другой стороне предложение заключить основной договор. Если никаких специальных условий в самом предварительном договоре нет, вторая сторона обязана принять такое предложение и заключить основной договор на согласованных в предварительном договоре условиях. В проекте изменений раздела III ГК РФ предлагается внести изменения и дополнения п. 3 ст. 429: «Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также те условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора».

В целях более эффективного использования конструкции предварительного договора в ГК следует ограничить круг условий, подлежащих обязательному отражению в предварительном договоре, условием о заключении основного договора, условием о предмете основного договора и условиями, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, допустив согласование прочих условий основного договора на этапе его заключения.

Уклонение любой стороны предварительного договора от заключения основного договора позволяет инициатору в судебном порядке понудить контрагента к заключению договора и/или взыскать причиненные уклонением убытки. При этом уклонением можно считать как отказ или молчание в ответ на предложение заключить основной договор, так и встречные инициативы пересмотреть какое-либо из существенных условий или дополнить основной договор условиями, не предусмотренными в предварительном договоре, и т.д. В проекте изменений раздела III ГК РФ предлагается внести дополнение в п. 5 ст. 429 ГК РФ: «Разногласия сторон по условиям основного договора рассматриваются судом в порядке, предусмотренном статьей 446 ГК РФ».

Предварительный договор прекращает силу:

- в случае  заключения сторонами основного  договора;

- если срок  действия предварительного договора  истек, а ни одна из сторон  так и не выразила желания  заключить основной договор.

Регулирование договорных отношений в действующей редакции Гражданского кодекса не отвечает в полной мере потребностям участников гражданского оборота.

Наряду с конструкцией предварительного договора в ГК, возможно, следовало бы закрепить в виде самостоятельной договорной конструкции так называемый рамочный договор, не порождающий обязательство заключить договор в будущем (что типично для предварительного договора), а представляющий собой договор, который уже заключен, но условия, которого подлежат применению и детализации в будущем (договор с «открытыми», то есть подлежащими согласованию в будущем условиями).

Статья 429. Рамочный договор

1. Рамочным  договором (договором с открытыми  условиями) признается договор, определяющий  общие условия обязательственных  взаимоотношений сторон, которые  могут быть конкретизированы  и уточнены сторонами при заключении отдельных договоров на основании или во исполнение рамочного договора.

2. К отношениям  сторон, не урегулированным ими  при заключении отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре.

Проект изменений раздела III ГК РФ, в частности, направлен на увеличение числа механизмов, позволяющих сторонам выстраивать свои отношения наиболее эффективным для них образом. Одним из таких нововведений является статья посвящённые опционному договору.

Статья 429. Опционный договор

1. По опционному  договору (опциону) одна сторона  посредством безотзывной оферты  предоставляет другой стороне  за плату или иное встречное  предоставление безусловное право  заключить договор на условиях, предусмотренных опционом.

Информация о работе Смешанный договор в действующем законодательстве