Эволюция Французского гражданского кодекса 1804г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является исследование основных положений Французского гражданского кодекса 1804 г.
В связи с этим, ставятся следующие задачи:
Выявить основные этапы разработки и принятия Кодекса.
Исследовать особенности структуры и содержания Кодекса, выделить основные институты гражданского права, закрепленные в документе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. История создания Французского Гражданского Кодекса 1804 г.
Предпосылки создания Кодекса……...…………………...5
Источники Кодекс………………………………………….8
ГЛАВА II. Общая характеристика Французского Гражданского Кодекса 1804 г.
2.1. Структура Кодекса…...………………………………........11
2.2. Основные понятия и институты гражданского права, закрепленные в Кодексе…...…………………………...…………….13
ГЛАВА III Эволюция Французского гражданского кодекса 1804г…………………………………………………………………...22

Заключение…………………………………………………………..27
Список источников и литературы……………………………......30

Файлы: 1 файл

Французский Гражданский кодекс 1804 г..docx

— 59.45 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, единством предмета, регулируемого в кодексе;

В-третьих, взаимосвязью и логической последовательностью всех структурных элементов (книг,  глав и статей);

В-четвертых, стройностью изложения, сжатостью юридических формулировок и дефиниций,  определенностью и четкостью трактовки основных понятий и институтов гражданского права;

Таким образом, кодекс Наполеона – это сводный законодательный акт, в котором объединены и  систематизированы правовые нормы, содержащиеся в тридцати шести законах, регулирующие сходные,  однородные гражданско-правовые отношения.

 

 

 

 

 

 

2.2.Основные понятия и институты гражданского права, закрепленные в Кодексе

 

Кодекс Наполеона достаточно точно и реалистично отражал основные жизненные условия гражданского общества Франции своего времени. Он стал единым и стабильным гражданским кодексом, сыгравшим исключительно важную роль в разработке и утверждении многих принципов гражданского права и открывшим новую эпоху в развитии гражданского законодательства многих стран мира.

Хотя кодекс Наполеона делится на три книги, все комментарии к кодексу и учебника выделяют  следующие основные институты французского гражданского права: лица, семейное право, право  собственности, обязательственное право, режим семейной собственности и наследственное  право. Следует отметить, что международное частное право не рассматривается как институт  французского гражданского права.

Первая книга "0 лицах" переводила такие общие принципы буржуазного права, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК, "всякий француз пользуется гражданским правом". Таким образом, принцип формального равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью, ибо это было условием функционирования самого капиталистического способа производства. В статье 7 специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от "качества гражданина", которое определяется в конституционном законодательстве. Гражданские права, предусмотренные кодексом, не распространялись лишь на иностранцев. Характерной чертой ГК Наполеона было то, что в нем отсутствовало понятие юридического лица. Это объяснялось тем, что в начале XIX в. тенденция к централизации производства и капитала еще не получила своего полного развития, и буржуа выступал в имущественном (гражданском) обороте, как правило, индивидуально. Более того, сам законодатель испытывал определенное недоверие к объединениям, опасаясь, что под их видом возродятся цеховые и иные феодальные корпорации. 5

В первой книге закреплялись также основные принципы семейного права. Самым важным новшеством в области брачно-семейного права было закрепление института только гражданского брака, заключавшегося государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брак стал чисто светским, хотя потом не запрещалось проводить желаемые религиозные церемонии. Брачный возраст устанавливался в восемнадцать лет для мужчины и в пятнадцать лет для женщины. До достижения этого возраста браки могли заключаться только по особому разрешению главы государства. Однако до двадцати пяти лет мужчины и до двадцати одного года женщины могли вступать в брак только при согласии родителей или семейного совета.

Так же порывая с традицией канонического предреволюционного права, ГК признавал право на развод. Титул VI первой книги кодекса (о разводе) по-разному определяет право супругов требовать развода по причине неверности одного из них. По статье 229 в случае прелюбодеяния жены муж мог требовать развода. Статья же 230 дает такое право жене только в случае, "если он держал свою сожительницу в общем доме" 6 (было отменено в 1884г). Развод допускался так же в случае грубого обращения или взаимных оскорблений, в случае проговаривания одного из супругов к позорящему наказанию. Основанием для развода могло быть взаимное согласие супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет. Для Наполеона, по требованию которого было внесено это положение, оно было одним из показателей гражданского равенства. Правда, в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в условиях католической реакции развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г.

При этом кодекс отказался от ряда завоеваний революционного периода, когда были декларированы равенство личных и имущественных прав женщин, ослаблена отцовская власть над детьми и т. д.

По кодексу Наполеона мужчина занимал в семье господствующее положение. Он, в частности, определял местожительство семьи. Жена и дети в семье обязаны были выказывать послушание мужу в обмен на его "покровительство". Отец имел все права пользования имуществом не достигших совершеннолетия детей, на пользование имуществом жены или дохода с него (в зависимости от установленного брачным договором режима). По общему правилу предусматривался режим общности для имущества мужа и жены. При таком режиме распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог действовать без участия и согласия жены. Кодекс предусмотрел и возможность режима раздельного владения. Но и в этом случае жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость. Жена, без согласия мужа, не могла выступать в суде, "хотя бы она была купцом, или не обладала общностью имущества с мужем, или хотя бы была установлена раздельность имущества жены". При этом жена могла совершать завещание без такового согласия.

От кутюмного права в кодекс был перенесен еще один институт - семейного совета. Некоторые вопросы (заключение брака, воспитание, наказание детей) требовали согласования с дедами и бабками. Они, например, в случае смерти мужа, оставившего беременную жену, назначали ей "попечителя чрева", который участвовал в управлении имуществами.

Кодекс допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей. Запрещено было отыскание отцовства, что ухудшало положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюционным законодательством. Отыскание материнства кодекс разрешал.

Вторая книга "Об имуществах и различных видоизменениях собственности" посвящена регламентации вещных прав и также исходит из классической римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др. Кодекс выделял три вида собственности в зависимости от субъекта права: индивидуальная, государственная, или общественное обладание, и общинно - коммунальная. Преобладающее внимание уделялось частной собственности. Однако оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только в государственной (порты, крепости и т. п.) или только в коммунальной собственности.

Право собственности это центральный институт буржуазного права, закрепляющий основу капиталистических отношений – частную собственность.

Кодекс не различает собственность на средства производства, и собственность на средства потребления, непосредственно служащую для удовлетворенностей членов общества. Тем самым он фиксирует всех лик как собственников. Одни и те же нормы права регулируют все отношения собственности.

Статья 544 дает следующее определение собственности: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, каким запрещено законами и регламентами»7. Как видно, собственность определяется, как наиболее полное право пользоваться и распоряжаться вещью.

В титуле I (о различии имуществ) этой книги дается, в частности, определение движимому и недвижимому имуществу с подробным описанием различных видов такового. Все вещи делились на четыре группы. Ранее господствовавшее в праве Франции подразделение на наследственные и на благоприобретенные теряло силу. Важным было новое деление на вещи движимые и недвижимые, однако по-прежнему значение сохранял порядок приобретения и отчуждения вещи. Первой группой признавалась собственно недвижимость (земля, дом - любой стоимости и размера). Второй - принадлежащие недвижимости в силу своего предназначения (мебель и убранство в доме, скот для обработки земли и т. п., висящие на деревьях плоды). Третьей группой были прочие движимые вещи. Четвертую составили особо ценные движимые вещи (деньги, драгоценности, частные бумаги, предметы роскоши, коллекции). Подразделение вещей было существенным для разных требований в отношении отчуждения и разных операций с ними.8

Собственники недвижимости располагали большими преимуществами. Статья 522 предусматривала: "Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу". Практически это означало, что собственник земли становился полным и абсолютным хозяином всех природных богатств, обнаруженных на его участке. Он имел неограниченные права использования своего участка, его обустройства, разработки недр. Такая статья оказалась неудобной и невыгодной для промышленников, а также для буржуазного государства в целом, и уже в 1810г. она была отменена специальным законом, предусмотревшим, что рудники могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной государством.

Недвижимость подвергалась только особой форме заклада ее - антикрезу, причем должник сохранял право пользования даже в случае просрочки платежа. Недвижимость занимала привилегированное положение при сделках с нею: если продавец терпел значительный ущерб в силу бедственных условий (свыше шестидесяти % стоимости), то сделку можно было расторгать в одностороннем порядке. Такие гарантии в особенности должны были обеспечить права мелких земельных собственников - крестьян, которые были главной фигурой социальной жизни той эпохи.

Вторым по важности видом вещных прав стал узуфрукт (буквально пользование плодами). Институт этот был разработан еще в римском праве. Однако в Кодекс означал, по сути, особое право, примерно равнозначное наследственной аренде дореволюционной эпохи. Узуфруктуарий не был собственником, его права ограничивались использованием земли или вещи (например, сада, дома). Но он мог продать свой узуфрукт, заключать с ним другие сделки, передавать его по наследству, завещать. Права узуфруктуария охранялись даже перед собственником, который не мог произвольно лишить пользователя его права. Если собственник продавал весь объект в целом, то право-пользование сохранялось и при новом собственнике. Такая замаскированная аренда также была архаичным институтом (особенно, когда под узуфруктом понималось право пользования гражданскими доходами, т. е. по сути земельной ренты).9

Третьим видом вещных прав было пользование вещью. Конкретное число случаев было невелико; сельскохозяйственная аренда и проживание в доме. В отличие от узуфрукта это право не могло быть ни переуступлено, ни сдано в поднаем. Пользователь имел право использовать свое право только в личных интересах или для семьи, но не для коммерческого оборота и обогащения.

В третьей, "0 различных способах, которыми приобретается собственность" указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств (статья 711). Право изложено с позиции буржуазного мировоззрения. А.А. Максимов отмети, что данный кодекс – закон имущих.10 Действительно, почти единственным предметом регулирования является для него имущественные отношения, главным образом регулирование права на недвижимое имущество. Кодекс закрепляет всевластие частной собственности, превращая «свободу» договора, «автономию воли» в абсолютный догмат (ст. II34)11: он обходит молчание трудовые отношения, не знает юридических лиц, враждебен союзам.

Французский Гражданский кодекс подтвердил произведенную еще в период революции отмену феодальных принципов наследования. Наследниками умершего становились в определенной, указанной в законе последовательности дети и иные нисходящие, а также восходящие и боковые родственники до двенадцатой ступени родства. Наследственные права внебрачных детей по кодексу были значительно сужены по сравнению с правом эпохи революции. Такие дети могли наследовать только в том случае, если были признаны в законном порядке, причем только имущество отца и матери, но не иных родственников. Кодекс расширил свободу завещаний и дарений, которые нередко использовались для обхода законного порядка наследования. Однако французский законодатель занял в этом вопросе компромиссную позицию, не последовал примеру английского права, признавшего полную свободу завещания. Дарение или завещание не могли превышать половины имущества, если лицо, совершавшее завещательное распоряжение, оставляет после смерти одного законного ребенка, одна вторая имущества - если оставалось двое детей, одна четвертая - трое или более детей. При таком порядке наследования за законными детьми резервировалась большая часть имущества, которая делилась между ними поровну вне зависимости от возраста и пола.

Основное место в третьей книге законодатель отводит обязательственным, прежде всего договорным, отношениям. В точных и ясных положениях договорного права можно видеть много определений, восходящих к известным суждениям римских юристов. Так, договор рассматривался как соглашение, посредством которого одно из несколько лиц обязываются "дать что-либо, сделать что-либо или не делать что-либо". Французский законодатель позаимствовал из римского права и развил в кодексе идею о равенстве сторон в договоре, о его добровольности и непреложности. Согласие сторон является необходимым условием действительности договора. По статье 1109 "нет действительного согласия, если согласие было дано лишь вследствие заблуждения или если оно было исторгнуто насилием или достигнуто обманом". Но законодатель не устанавливал каких-либо препятствий для принуждения экономического характера (богатого над бедным, капиталиста над рабочим и т. д.). Характерна в этом отношении статья 1118, согласно которой по общему правилу убыточность соглашения не может опорочить договор. "Соглашения, законно заключенные, - гласила статья 1134, - занимают место закона для тех, кто их заключил". Кодекс предусматривал защиту обязательственных прав. В случае невыполнения договора, в котором предусматривалось обязательство должника предоставить вещь кредитору, последний мог через суд требовать передачи ему этой вещи. По статье 1142 "всякое обязательство сделать или не делать приводит к возмещению убытков в случае неисполнения со стороны должника". В кодексе содержались общие указания, относящиеся к условиям заключения и к содержанию отдельных договоров: купли-продажи, мены; найма, товарищества, займа и др. Трудовых договорных отношений кодекс практически не регламентировал. Сами предприниматели рассматривали государственное вмешательство в трудовой договор как явно нежелательное. Но и те отдельные положения, которые имелись в кодексе по данному вопросу, свидетельствовали об открытой поддержке интересов работодателей. Так, в статье 1781 (она была отменена при Наполеоне III в 1868 г.) говорилось: "Хозяину верят в отношении его утверждений: о размере жалования, об оплате вознаграждения за истекший год и о платежах, произведенных в счет вознаграждения за текущий год".

Информация о работе Эволюция Французского гражданского кодекса 1804г