Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:51, курсовая работа
В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.
Право ребенка на имя закреплено в ст. 58 СК. Имя ребенку дается по соглашению между родителями (п. 2 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»). При этом родители могут дать ребенку любое имя, какое они пожелают. Отчество ребенка определяется именем отца.
Однако новое семейное законодательство относит решение вопроса о присвоении ребенку отчества к компетенции субъектов Российской Федерации. Дело в том, что не все народы, населяющие Россию, имеют традицию именовать людей не только по имени, но и по отчеству. В советский период отчества были искусственно навязаны многим из них. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальным традициям. (19, с.188)
Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенку решается по соглашению между ними. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, имя и фамилия ребенка записываются по указанию органа опеки и попечительства (п. 3 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).
Однако эти органы сами могут оказаться в затруднительном положении. Лишь в некоторых случаях предпочтение одного из родителей имеет какое-либо объективное основание. Например, другой родитель хочет дать ребенку редкое и странное имя, что в дальнейшем может создать для ребенка трудности, особенно в детском коллективе. Если же каждый из них хочет, например, дать ребенку имя своего отца, органу опеки и попечительства, по-видимому, не останется ничего другого, как кинуть жребий.
Если отцовство в отношении ребенка не было установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия — по фамилии матери. Если мать ребенка, не состоящая в браке с его отцом, отказалась от внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений о его отце, отчество ребенка записывается по указанию матери (п. 5 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).
Родители вправе изменить имя
или фамилию ребенка только
до достижения им 16-летнего возраста.
По достижении 16 лет лишь сам
ребенок может в обычном
В случае, когда родители ребенка прекратили совместную жизнь, родитель, с которым проживает ребенок, вправе просить органы опеки и попечительства присвоить ему свою фамилию. Орган опеки и попечительства выясняет мнение другого родителя по этому поводу, взвешивает доводы обеих сторон и принимает решение, которое в наибольшей степени соответствует интересам ребенка. Учет мнения второго родителя необязателен, если невозможно установить место его нахождения, если он лишен родительских прав, признан недееспособным, а если он без уважительных причин уклоняется от воспитания и содержания ребенка.
Если отцовство в отношении ребенка не установлено и ему была присвоена фамилия матери, которую последняя носила в момент регистрации ребенка, а в дальнейшем фамилия матери изменилась, она может просить орган опеки и попечительства изменить и фамилию ребенка. Если ребенок достиг возраста 10 лет, изменение его имени или фамилии невозможно без его согласия, что является важной гарантией прав ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Статья 12 Конвенции и ст. 57 СК предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Законодательство не указывает минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В Конвенции закреплено, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать собственные взгляды. Следовательно, как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы.
С
этого же времени он имеет право
быть заслушанным в ходе любого судебного
или административного
В зависимости от возраста ребенка его мнению придается различное правовое значение. Конвенция предписывает «уделять внимание взглядам ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью». Согласно ст. 57 СК, учет мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста, обязателен. До этого возраста ребенок, способный выразить свои взгляды, тоже должен быть заслушан, но в силу его малолетства при несогласии с его мнением родители, опекуны и должностные лица не обязаны мотивировать свое несогласие. Это не значит, что указанные лица всегда обязаны соглашаться с мнением ребенка, достигшего 10 лет. Ребенок и в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью. Часто он хотя и способен сформулировать свое мнение, но еще не обладает способностью осознать собственные интересы.
Так, бывшая жительница г. Таганрога Наталья Марчук была "божьей странницей", было уже пройдено полстраны по церквям и монастырям. Странствовала она с 10-летней дочерью Любой. Так они попали в д. Хотоли Новгородской области, где образовалось подобие общины, где приют себе находили странники, паломники, бывшие зэки и бомжи. Затем Н.Марчук, оставив девочку постоянным жителям деревни снова ушла странствовать. В д.Хотоли она не появлялась более месяца, и семья, приютившая ребенка, обратилась в милицию с просьбой помочь в ситуации. Девочку определили в социально-реабилитационный центр "Подросток". Объявившаяся мать стала требовать вернуть ей дочь, но Люба идти к матери отказалась. Свое мнение она выразила в заявлении, где указала, что устала от бродяжничества, что мать запрещала ей учиться в школе. Руководство центра решило, что в интересах ребенка необходимо ограничение родительских прав матери. С такой просьбой педагоги обратились в городской суд. В ходе рассмотрения дела они доказывали, что своими действиями Марчук Н. препятствует осуществлению конституционного права ребенка на образование, нарушает ст. 67 Семейного кодекса РФ, лишая ее права встречаться с бабушкой и дедушкой, ст. 65, предусматривающую, что родители не имеют права причинять вред психическому здоровью детей. Кроме того, вовлечение ребенка в бродяжничество и попрошайничество подпадает по действие ст. 150 УК РФ.
В судебное заседание Марчук Н. не явилась. Выслушав всех свидетелей и саму Любу, суд удовлетворил требования педагогов, совпадающее с желанием ребенка. Марчук Н. подала кассационную жалобу, состоявшую в основном из угрозы карой Господней. В светской части жалобы она ссылалась на "препятствование свободе совести".
Областной
суд г. Новгорода
жалобу отклони, подтвердив,
что ответчица
не выполняет своих
родительских обязанностей
должным образом. Что
же касается апелляции
к свободе совести –
это вопрос который
двенадцатилетняя девочка
может решить самостоятельно.
Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано, во-вторых, при несогласии с мнением ребенка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка.
Новое семейное законодательство тем не менее придает воле ребенка существенное значение. В целом ряде случаев определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребенок старше 10 лет возражает против этого. Речь идет об изменении имени и фамилии ребенка, восстановлении родителей в родительских правах, усыновлении ребенка, изменении даты и места рождения ребенка при усыновлении, записи усыновителей в качестве родителей ребенка, изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления и передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Во
всех перечисленных ситуациях
Право ребенка на воспитание в семье. Одним из важнейших прав ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 54 СК. Это право прежде всего включается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание - наилучшая форма воспитания ребенка, которую знает человечество. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей
Обычно речь идет о проживании ребенка в семье своих родителей. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к более активному воздействию на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.
В отношении детей, по каким-
Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями, за исключением ситуаций, когда это противоречит его интересам, в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. В соответствии со ст. 10 Конвенции «государства-участники обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей.
Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей. В некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например если ребенок был найден. (20, с. 121)
До сих пор остается спорным вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна усыновления и тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного репродуцирования человека. Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, обеспечение интересов и уважение его человеческого достоинства. Ребенок вправе общаться с обоими родителями, в том числе и в случае, если они прекратили супружеские отношения и проживают отдельно.
Право ребенка на семейное воспитание включает в себя также право на общение с членами расширенной семьи: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и иными родственниками. Это право ребенка сохраняется и в случае расторжения брака между его родителями или признания их брака недействительным (ст. 55 СК).
Данная норма предоставляет право на общение с ребенком только его родственникам, что не согласуется с судебной практикой Европейского Суда по правам человека по применению ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на защиту личной и семейной жизни.
Семейная жизнь, дающая право на общение и после ее прекращения, возникает, по мнению Суда, не только из факта родства, но также из факта совместного проживания, а иногда и из тесного общения с ребенком, не связанным с совместным проживанием. Таким образом, на основании ст. 8 Конвенции право на общение с ребенком могут требовать отчимы, мачехи, фактические воспитатели, фактический супруг матери или отца ребенка, если они проживали с ребенком одной семьей.
Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации, имеет право на общение с родителями и иными родственниками. Экстремальная ситуация может возникнуть в случае его ареста, задержания, заключения под стражу, несчастного случая, тяжелой болезни. Ребенок, оказавшийся в таком положении, особенно нуждается в поддержке своих близких. Поэтому отказать ему в контакте с родителями или родственниками возможно только при наличии серьезных оснований. Например, если допуск этих лиц в реанимационную палату может представлять опасность для ребенка.
Имущественные права детей. Имущественные права ребенка регулируются в основном гражданским законодательством. Дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга, однако если они проживают совместно, вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Никакого
особого правового режима для
собственности родителей и
Информация о работе Гражданско-правовое положение несовершеннолетних