Договор дарения (отдельных видов имущества)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Договор дарения является одним из древнейших договоров, известных еще классическому римскому праву. В римском праве под договором дарения (pactum donationis) понималось неформальное соглашение, по которому одна сторона, - даритель, предос¬тавляет другой стороне, - одаряемому, какие-либо ценности за счет своего имущества, с целью проявить щедрость по отношению к одаряемому. При этом дарение могло совершаться в различных правовых фор¬мах: посредством передачи права собственности на вещь, в частности, пла¬тежа денежной суммы, в форме предоставления сервитутного права и т.д. Частным случаем дарения было обещание что-то предоставить, совершить известные действия и т.д. - дарственное обещание.
Договор дарения был тщательно разработан учеными еще в римском праве, следовательно данный договор не является новым в гражданском законодательстве, но, несмотря на то, что договор дарения имеет давнее происхождение, проблемы, которые существовали еще в римском праве, сохранились по сегодняшний день и получили дальнейшее развитие. В этом и состоит актуальность данной темы.
Многие договоры гражданского права могут в

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие договора дарения………………………………………………...4
Элементы договора дарения……………………………………………...9
Имущественные права………………………………………………...9
Освобождение от имущественной обязанности…………………….10
Стороны договора дарения…………………………………………...12
Форма договора дарения……………………………………………...15
Права и обязанности сторон……………………………………………..16
Права и обязанности одаряемого…………………………………….17
Ответственность по договору дарения………………………………18
Ограничение и запрещение дарения ……………………………………20

Заключение ………………………………………………………………………25

Список литературы ……………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

гражданское право.docx

— 67.80 Кб (Скачать файл)

     По мнению М.И. Брагинского,  договор дарения представляет собой не что иное, как обычный вещный договор,  и только при консенсуальном варианте дарение может считаться обычным односторонним договором. Существующие вещные договоры не укладываются, в отличие от реальных, в рамки обязательственных правоотношений и соответственно могут рассматриваться как один из случаев проникновения вещных элементов в обязательственное правоотношение. Вещный договор отличается не только от консенсуальных, но, в конечном счете, и от реальных договоров. Имеется в виду, что реальные договоры относятся к категории обязательственных.      Это означает, что такие договоры, хотя и возникают с передачей вещи, но вместе с тем порождают обычное обязательственное правоотношение с наличием у сторон взаимных прав и обязанностей.

     Еще одна важная особенность  договора дарения  состоит в том, что в отличие от иных гражданско-правовых договоров, понятие договора дарения (за исключением обещания дарения) лишено таких аспектов, как «договор-правоотношение» и «договор-документ» (форма выражения правоотношения) и имеет лишь одно значение - «договор-сделка». Все дело в том, что вещный договор в принципе не предполагает какого-либо обязательственного правоотношения. Его функция ограничивается тем, что речь идет именно о договоре-сделке. И как таковой он не укладывается в рамки, обычные для классификации договоров. Это относится, в частности, к делению договоров-правоотношений на односторонние и двусторонние.

     Договор дарения, заключаемый  путем передачи дарителем имущества одаряемому, отличается от консенсуального договора обещания дарения не только по моменту его заключения, но и тем, что он вообще не порождает обязательств сторон,  и поэтому не может быть отнесен также и к реальным договорам. По своей правовой природе такой договор дарения представляет собой «договор-сделку», т.е. юридический факт, служащий основанием прекращения права собственности дарителя и возникновения права собственности у одаряемого на подаренное имущество. Пожалуй, единственная причина, по которой данный юридический факт признается не только основанием (способом) перехода права собственности, но и договором, состоит в необходимости для дарителя получить согласие одаряемого на передачу ему соответствующего дара. Все остальные качества гражданско-правового договора (договора-правоотношения и договора-документа) в данном случае не имеют места.

         Отношение к договору дарения  как к договору-сделке нам демонстрирует и законодатель. Из всех правил ГК,  предназначенных для регулирования договора дарения, непосредственное отношение к договору, заключаемому путем передачи имущества одаряемому, имеют лишь следующие нормы: о признании договора дарения, предусматривающего встречное предоставление со стороны одаряемого, притворной сделкой (п. 1 ст. 572 ГК РФ «Договор дарения»); о форме договора дарения и порядке его заключения, т.е. передаче  дара (п. 1 ст. 574 ГК РФ «Форма договора дарения»); о случаях запрещения и ограничения дарения (ст. 575 ГК РФ «Запрещение дарения», 576 ГК РФ «Ограничения дарения»); о последствиях причинения вреда одаряемому,  вследствие недостатков подаренной вещи (ст. 580 ГК РФ «Последствия причинения вреда вследствие недостатков подаренной вещи»); об отмене дарения (ст. 578 ГК РФ «Отмена дарения», 579 ГК РФ «Случаи, в которых отказ от исполнения договора дарения и отмена дарения невозможны»). Что касается иных норм, то они регулируют содержание договора дарения, порядок исполнения обязательств и отказа от исполнения договора дарения, вопросы правопреемства, т.е. имеют в качестве объекта правового регулирования договор дарения как правоотношение и предназначены исключительно для регламентации отношений, связанных с консенсуальным договором дарения (обещания дарения).

     Таким образом, законодатель, понимая,  что договор дарения, совершаемый путем передачи имущества одаряемому, не порождает обязательств и не обладает качествами договора-правоотношения, регулирует его именно как сделку (договор-сделку) без помощи норм, рассчитанных на определение содержания данного договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЭЛЕМЕНТЫ  ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ

     Гражданское законодательство советского  периода фактически ограничивало  предмет дарения лишь вещами. В отличие от него действующий  ГК резко расширил предмет  договора дарения, включив в  него вещи, имущественные права  (требования) в отношении дарителя  или третьих лиц, а также  освобождение от имущественных  обязанностей перед дарителем  или третьим лицом. Такое определение предмета договора уже подвергалось и, вероятно, еще долго будет подвергаться справедливой критике юристов[6]. Причина этого заключается, прежде всего, в том, что в одно множество объединяются такие разнородные объекты, как имущество (вещи и имущественные права) и действия (освобождение от обязанности). Причем предметом дарения являются не любые, а лишь некоторые юридические действия: прощение долга (если даритель освобождает одаряемого от обязанности перед самим собой), перевод долга (если даритель переводит на себя обязательство одаряемого перед третьим лицом), принятие на себя исполнения обязательства (если даритель исполняет обязательство за одаряемого и от его имени). Все эти действия объединяет лишь то, что они направлены на обогащение одаряемого, т.е. увеличение его имущества. Но вряд ли этого достаточно для их включения в предмет дарения. 
Во-первых, обогащение одаряемого возможно в различных правовых формах, которые не исчерпываются лишь случаями освобождения его от обязанностей. 
     Так, безвозмездная передача имущества в пользование (ссуда), несомненно, обогащает ссудополучателя, так как он сберегает сумму арендной платы. Но от этого ссуда не превращается в дарение. Во-вторых, основания и процедура прощения, перевода долга, принятия на себя исполнения настолько различны, что их объединение под крышей дарения крайне искусственно.

     Предметом договора дарения могут  выступать любые вещи, не изъятые  из оборота, в том числе и  такие специфические, как деньги  и ценные бумаги. 
Дарение вещей, ограниченных в обороте (например, охотничьего оружия), не должно нарушать их специального правового режима, т. е. одаряемым может выступать лишь управомоченное на владение соответствующей вещью лицо 
(например, член общества охотников или охотник-промысловик, имеющий лицензию).
 
 

    1. Имущественные права

     являющиеся предметом дарения,  могут иметь как обязательственный  (права требования), так и вещный характер. Нужно иметь в виду, что некоторые имущественные права вообще не могут отчуждаться, например требования об алиментах или о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ст. 383 ГК «Права, которые не могут переходить к другим лицам»). Другие права, например сервитуты, в силу своей природы не могут быть предметом самостоятельного отчуждения, т.е. передаваться в отрыве от обслуживаемой ими вещи. Аналогично и права, воплощенные в ценных документарных бумагах, могут быть подарены лишь вместе с самой ценной бумагой), дарение совершается путем вручения ценной предъявительской бумаги либо в форме индоссамента, если бумага является ордерной).

         Дарение прав в отношении третьих  лиц происходит в форме их  уступки—цессии, с соблюдением норм  ст. 382—390 ГК. Сложнее обстоит дело  с регулированием дарения имущественных  прав в отношении самого дарителя. 
Такие права, в принципе, могут либо существовать у третьих лиц до момента дарения, либо возникать у одаряемого на основе договора дарения. Однако в первом случае даритель не может уступить права, поскольку они ему не принадлежат. Во втором случае права одаряемого возникают впервые в силу самого договора дарения. Но уступить можно лишь такое право, которое ранее уже принадлежало кредитору в силу обязательства, возникшего до момента уступки (п.1 ст. 382 ГК «Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу»), следовательно, дарение права в отношении самого дарителя цессией не является.

     Рассмотрим реальный договор  дарения, по которому даритель  передает одаряемому право пользования  какой-либо своей вещью. Этот  договор заключается в момент  передачи права (т. е. закрепления  права за одаряемым). 
Но дарение имущественного права в отношении себя самого в то, же время означает и принятие на себя корреспондирующих обязанностей перед одаряемым (в нашем примере это — обязанность по передаче вещи в безвозмездное пользование). Следовательно, здесь реальный договор дарения порождает обязательство, содержанием которого является не передача дара (пар, т.е. право, уже передан), а выполнение каких-либо иных действий. Аналогичная картина наблюдается и во всех других случаях дарения имущественного права в отношении самого дарителя: возникает новое обязательство, содержание которого определяется характером подаренного права и может иметь мало общего с первоначальным договором дарения. Такую ситуацию вряд ли можно считать нормальной.

     Большинство обязательственных  прав имеет срочный характер, поэтому, выступая предметом договора  дарения, они ставят под сомнение  его традиционные свойства бессрочности и бесповоротности. 

    1. Освобождение  от имущественной  обязанности

         Как один из вариантов дарения,  может осуществляться различными  способами. Освобождение от обязанности  перед самим дарителем называется  прощением долга. Буквальное толкование ст. 415 ГК «Прощение долга» приводит к выводу о том, что прощение долга является односторонней сделкой и обусловлено лишь соблюдением прав других лиц в отношении имущества кредитора-дарителя.

    Однако  такой вывод некорректен, поскольку  в силу ст. 572 ГК «Договор дарения» прощение долга всегда является договором дарения и поэтому требует согласия одаряемого должника.

         Типичный случай освобождения  от обязанности перед третьим  лицом — это перевод такой  обязанности с одаряемого на  дарителя, именуемый переводом долга  (который подчиняется требованиям  ст. 391 «Условие и форма перевода долга», 392 ГК «Возражения нового должника против требования кредитора»). В этом случае даритель занимает место одаряемого, вытесняя его из правоотношения с третьим лицом. Освобождение одаряемого от обязанности перед третьим лицом произойдет и в том случае, если благодаря действиям дарителя прекратится соответствующее обязательство. Это возможно, если даритель выполнит за одаряемого его обязанность, не становясь формальным должником по основному обязательству. Согласие одаряемого на совершение таких действий можно рассматривать как своеобразное перепоручение (возложение) исполнения на дарителя (ст. 313 ГК «Исполнение обязательства третьим лицом»). Такое же перепоручение исполнения будет иметь место и в том случае, когда даритель передает кредитору одаряемого отступное (ст.409 ГК) и тем самым прекращает обязательство.

     Предмет договора дарения должен  быть формально определен путем  указания на конкретную вещь, право или освобождение от  конкретной обязанности. В противном  случае договор, содержащий обещание  подарить, считается незаключенным  (абз. 2 п. 2 ст. 572 ПС). Отсутствие в  законе аналогичной нормы, посвященной  реальному договору дарения, объясняется  тем, что его предмет неизбежно  становится определенным для  сторон уже в момент передачи, т. е. еще при заключении  договора.

         Основными видами дарения являются  реальный договор (непосредственное  дарение) и консенсуальный договор  дарения (дарственное обещание). В качестве классификационного  критерия здесь выступает момент  заключения договора. Но возможна  и другая классификация, в основу  которой положена цель дарения.  Так, различаются дарение в  собственном смысле слова, т.е.  действие, совершаемое в интересах  одного одаряемого лица, и пожертвование  — дарение, совершаемое в общих  интересах неопределенного круга  лиц, преследующее общеполезные  цели (ст. 582 ГК «Пожертвования»). Обе приведенные классификации не пересекаются между собой, поэтому пожертвование может выступать и как реальный договор, и как консенсуальный (обещание пожертвовать).

      Предмет договора пожертвования уже, нежели собственно дарения. Он охватывает только вещи и права, но не включает освобождения от обязанности. 
      Причина этого очевидна: освобождение одаряемого от обязанности всегда производится в его непосредственных интересах, а не на общее благо. 
Возможный перечень общеполезных целей пожертвования чрезвычайно велик, а их достижение может вестись самыми различными путями, поэтому ГК воздерживается здесь от каких-либо перечислений. Вместо этого законодатель в раде случаев предоставляет дарителю право указать конкретное назначение, по которому будет использоваться имущество, пожертвованное на общее благо. Это допустимо, если одаряемым по договору пожертвования является юридическое лицо или гражданин (п. 3 ст. 582 ГК «Пожертвования»), и невозможно, если имущество жертвуется государству. Более того, в отношении граждан указание конкретного направления использования дара не только возможно, но и абсолютно необходимо, в противном случае пожертвование превратится в обычное дарение. Законодатель, вероятно, исходит из того, что соблазн утаить дар от общества, использовав его на собственные нужды, у среднестатистического гражданина непреодолимо велик.

     Другие особенности пожертвования  обусловлены спецификой его предмета  и будут освещены далее при  анализе соответствующих вопросов  дарения.

     Итак, мы рассмотрели предмет  договора дарения, который может  включать в себя вещи, имущественные  права и освобождение от обязанностей. Но, быть может, в качестве предмета  дарения могут выступать и  другие объекты гражданских прав, например, работы, услуги? Нет, такое  расширение предмета дарения  не основано на законе и  противоречит самой природе таких  объектов. Так, предметом договора  дарения может выступать вещь, изготовленная в результате работы  подрядчика. Но трудно представить  себе дарение самого процесса  работы, изготовления вещи. Это тем  более справедливо и в отношении  услуг, вся полезность которых  заключена в самой деятельности  исполнителя. 

Информация о работе Договор дарения (отдельных видов имущества)