Социодинамическая роль бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 16:29, реферат

Описание работы

Мы поговорим с вами о бухгалтерском учете - его теории и практике - как о неотъемлемой части экономической культуры, о влиянии нашей профессии, нашего дела на развитие экономики, а, значит, и социальной жизни в целом.
Окружающий нас мир, в том числе и его экономическая составляющая, а значит и бухгалтерский учет, то есть:
идеи бухгалтеров-теоретиков;
часть этих идей, воплощенная в предписаниях действующих нормативных актов и профессиональных стандартов;

Содержание работы

Бухгалтерский учет как часть чего-то большого

Как выглядит социокультурный цикл
Этапы социокультурного цикла
Как замыкается цикл
Социокультурный цикл в «мире письменной речи»
Социокультурный цикл бухгалтерского учета
Как Ойген Шмаленбах подарил миру новую прибыль
Итоги
Список Литературы

Файлы: 1 файл

Социодинамическая роль бухгалтерского учета.docx

— 204.73 Кб (Скачать файл)

 Элементы культуры  он усваивает, черпая их наудачу  из потока сообщений, поступающих  по каналам средств массовой  коммуникации. Какое-то количество  этих элементов остается у  него в памяти и составляет  то, что мы назвали „оснащением" ума, - его индивидуальную культуру, строительный материал для его  культурной деятельности» 

Итак, подводит итоги Моль, «наш цикл замыкается в тот момент, когда творец сам погружается в культурную среду, в создании которой он участвует»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социокультурный цикл в «мире письменной речи»

Приведенный разбор стадий социокультурного цикла в приложении к «миру письменной речи», позволяет представить его в виде следующей схемы (см. рис. 2).

Рис. 2. Основной социокультурный цикл ([1], стр. 112)

 

Вне всякого сомнения, представленная схема социокультурного цикла, в частности, отражает социодинамические процессы, происходящие в экономике, в том числе и социодинамику, формируемую практикой бухгалтерского учета, то есть созданием, распространением и потреблением информационных сообщений, содержащихся как во внешней (финансовой), так и во внутренней (управленческой) отчетности. Именно взгляд на участие бухгалтерского учета в экономической жизни общества как часть социокультурного цикла позволяет понять не только схему распространения методологических идей от бухгалтеров-теоретиков до самой широкой учетной практики, но и высветить механизмы влияния учетных методов на формирование «экрана понятий» у лиц, принимающих экономические решения.

Иными словами, моделирование социокультурного цикла в области бухгалтерского учета - это ключ к пониманию того, как бухгалтерский учет, применяемые бухгалтерами методы квалификации и оценки хозяйственных фактов, составляемая отчетность организаций влияет на культурную среду экономики, а значит, на  процессы осмысления экономических явлений и на экономическое поведение людей.

Мысль о наличии такого влияния отнюдь не нова. Так, например, один из классиков социологии Макс Вебер который,утверждал, что «современная рациональная организация капиталистического предприятия», «современный промышленный капитализм», немыслимы без идеи непрерывно действующего предприятия, методов бухгалтерского учета капитала и представления его оценки в балансе, калькуляции затрат и учета прибыли

  1. Социокультурный цикл бухгалтерского учета

Давайте попробуем представить себе социокультурный цикл бухгалтерского учета. Для этого, помня о том, что бухгалтеры трудятся не для бухгалтеров, а для потребителей (пользователей) отчетности, откликаясь на их информационные потребности, отправной точкой цикла будем считать не бухгалтера-теоретика, а лиц, занимающихся экономической деятельностью (экономических акторов, как сейчас часто стараются говорить и писать поклонники тотальной иноязычности русской речи).

С учетом такой поправки, социокультурный цикл бухгалтерского учета может быть представлен посредством следующей схемы

 

 

Рис. 3. Социокультурный цикл бухгалтерского учета

Начало цикла обращения бухгалтерских идей состоит в том, что в среде лиц, занимающихся экономической деятельностью, созревают потребности в получении определенной информации. Эти потребности формируются в ходе развития экономики: формирования новых форм ведения бизнеса, развития технологической среды, изменения правового поля экономической деятельности, изменения определенных социальных приоритетов и т. д. и т. п.

Это вовсе не пустые слова и общие формулировки. Свидетельства таких процессов мы можем найти в новейшей истории бухгалтерского учета в России. Так, например, экономические преобразования конца 1980-х - начала 1990-х годов полностью изменили институт юридических лиц в нашей стране, что обеспечило появление и стремительное развитие разнообразных новых форм осуществления экономической деятельности. Это потребовало таких изменений в методах составления финансовой отчетности и анализа ее данных, которые позволяли бы заинтересованным лицам адекватно оценивать финансовое положение частных компаний. Развитие технологической среды обеспечило появление компьютерной бухгалтерии и сформировало необходимость постоянных методологических новаций в этой совершенно новой области бухгалтерской практики, которая очень быстро трансформировалась в новую практику учета в целом. Завершившиеся в 2002 году процессы реформирования бухгалтерского и налогового законодательства России в части их обособления друг от друга  сформировали новую для нашей страны практику налогового учета. В настоящее время необходимость оценки социальной роли компании, ее экологической ответственности, соответствия деятельности концепции устойчивого развития актуализирует разработку методов составления интегрированной отчетности организаций и развитие практики ее представления.

Откликом на существование таких информационных потребностей, зарождающихся в рамках той культурной среды, того «экрана понятий», в котором живет и сам бухгалтер-теоретик, являются новые методологические разработки в области учета - новые бухгалтерские идеи. Представляемые, как правило, в публикациях на страницах узкоспециальных научных журналов, они выносятся на суд того, что Моль назвал микросредой - профессионального сообщества коллег-теоретиков.

Микросреда в данном случае является тем фильтром, прохождение через который (часто служащее добрую службу рациональному оформлению первоначально высказанной мысли), как правило, является необходимым условием последующего широкого влияния конкретной идеи на практику учета. В силу самых разнообразных причин далеко не все идеи вдохновенных теоретиков проходят через фильтр оценок их беспристрастных коллег. Одним из самых ярких примеров такого «непрохождения» в русскоязычной учетной среде является теория тройной бухгалтерии Федора Венедиктовича Езерского

Прохождение этого фильтра обеспечивает новой методологии широкое распространение, по выражению Моля, в массовом масштабе. Здесь следует выделить два основных канала. Первый - это отражение соответствующей идеи в учебной литературе, что обеспечивает ее принятие широкими массами будущих профессионалов. Второй - закрепление соответствующих методов в качестве предписаний нормативно-правовых актов и/или профессиональных стандартов, регулирующих практику бухгалтерского учета.

Отраженные таким образом в регулятивах и учебниках учетные идеи получают дополнительное распространение посредством различного рода консультационных публикаций в популярных профессиональных журналах, большинство из которых как раз отражают «истины», либо давно напечатанные в учебниках, либо уже ставшие предписаниями действующих стандартов.

Прохождение этой стадии переводит соответствующую идею в область практики бухгалтерского учета. Здесь мы имеем следующий этап социокультурного цикла, когда «узаконенная» теоретическая новация начинает влиять на содержание составляемой на практике бухгалтерской отчетности.

Заключительным этапом цикла является то, что круг лиц, анализирующих учетные данные в целях принятия управленческих решений, начинает получать информацию о положении дел отчитывающихся компаний, «скорректированную» в свете признанной и ставшей практическим руководством идеи бухгалтера-теоретика.

На этой стадии соответствующие методы бухгалтерского учета начинают определять понятийный аппарат экономической деятельности и воплощение характеристик хозяйственных фактов в конкретных денежных оценках. Иными словами, идея начинает влиять на то, как люди воспринимают происходящие в реальной экономической жизни факты.

 

  1. Как Ойген Шмаленбах подарил миру новую прибыль

Ярчайший пример подобного влияния бухгалтерских методов на восприятие экономической действительности широкими массами предпринимателей представляет собой теория динамического баланса О. Шмаленбаха (1873-1955). Его идеи стали откликом на информационную потребность в данных о прибыли фирмы за условно отграниченные отрезки времени (отчетные периоды), сформированную развитием института акционерных обществ во второй половине XIX века.

Это было время революции в экономике и революции в сознании людей. Ключевой момент этой революции состоял в отделении тех, кто «делает» прибыль, от тех, кто ее получает. Бухгалтерскому учету выпала роль снизить возникшую в связи с этим тревожность, характерную для нового состояния дел. Его удивительно ярко удалось обрисовать канадскому философу Маршаллу Маклюэну (Marshall McLuhan) (1911-1980) и американскому дизайнеру Квентину Фиоре (Quentin Fiore) (род. 1920) в их произведении «Война и мир в глобальной деревне»

Специфичность ситуации, разрушившей тысячелетиями существовавшие стереотипы, состояла в том, что «члены техноструктуры не получают те прибыли, которые они максимизируют. Они должны воздерживаться от погони за личной выгодой. Следовательно, если придерживаться традиционной точки зрения на максимизацию прибыли, то они должны стремиться делать для других, а именно для акционеров, то, что делать для себя им воспрещается. Именно на этих основаниях покоится теперь доктрина о максимизации прибыли в развитой корпорации. Утверждают, что стремление к прибыли, подобно половому влечению, имеет характер безусловного рефлекса. Одновременно утверждают, что этот рефлекс действует не в пользу первого лица, а в пользу третьего. Он отделяется от собственной персоны и проявляется в пользу безвестных, безымянных и лишенных власти людей, которые не имеют ни малейшего понятия о том, действительно ли их прибыль максимизируется. Если продолжить аналогию с сексом, то стоит вообразить себе, - пишут авторы, - мужчину с натурой активной, любвеобильной и не склонной к воздержанию, который отказывается от обладания прелестными, доступными и даже обнаженными женщинами, с тем, чтобы максимально увеличить возможности других мужчин, о существовании которых он знает лишь понаслышке. Таковы логические основания доктрины о максимизации в условиях, когда произошло полное отделение власти от вознаграждения» - заканчивают Маклюэн и Фиоре.

Акционеры, не имеющие непосредственного отношения к деятельности компаний, «не чувствовавшие» бизнеса, акциями которого владели, требовали подтверждения своего им обладания - дивидендов. Основанием для их выплаты должна была служить бухгалтерская прибыль. Дивидендов акционерам хотелось практически немедленно, хотя любому рациональному  предпринимателю было очевидно, что никаких прибылей на первых порах работы у компании быть попросту не может - доходы не могут столь стремительно превысить сделанные вложения в бизнес.

Ответ нашелся. Им стали идеи О. Шмаленбаха, который научил бухгалтеров вместо «реальных женщин» предложить акционерам «женщин нарисованных». Теория динамического баланса, в соответствии с политэкономическими идеями кругооборота капитала, призвала публику видеть в тратах фирмы на приобретение необходимых для ведения бизнеса средств, расходы будущих периодов, которые и объявила подлинными активами фирмы. И вот, как любил повторять на своих лекциях профессор Я.В. Соколов, - «то, что для любого нормального человека расходы, для бухгалтера становится изменением структуры актива». Показывать прибыль становится проще.

 

Представьте себе такую ситуацию. Примерно так в XIX веке, находясь где-нибудь в Лондоне, мы с вами, дорогие читатели, учреждаем акционерное общество по строительству железных дорог в Северо-Американских Соединенных Штатах. Мы выпускаем акции в надежде на быстрые барыши, а доверчивые граждане, вдохновленные нашими рассказами про счастье и американские просторы, покупают их, составляя нам, таким образом, капитал в миллион фунтов стерлингов.

Мы никого не собираемся обманывать, и вместо того, чтобы сбежать с собранными деньгами, мы отплываем в Америку и действительно начинаем строить там железную дорогу. Весь наш миллион уходит на то, чтобы проложить пути, сформировать составы, закупить уголь, нанять рабочих и т. п. Наша дорога начинает работать, и, допустим, за первый год она приносит нам выручку (доходы) в шестьдесят тысяч фунтов. Что мы должны бы были сказать нашим добрым акционерам?

Вероятно то, что мы потратили их миллион и получили, пока, шестьдесят тысяч. Что у нас совершенно понятные для начала любой деятельности убытки, и что они, как и мы, не должны терять надежды, и скоро (лет так через десять - пятнадцать), глядишь, и прибыли пойдут. Но доброта акционеров не безгранична, настолько же, насколько безгранична их жажда прибыли, так не случайно сравниваемая Маклюэном и Фиоре с половым влечением.

И вот здесь нам на помощь и приходят идеи теории динамического баланса, который мы и представляем влюбленным в прибыль людям. В этом балансе большая часть потраченных нами сумм представляется как активы. Потраченные на железнодорожные пути, составы и прочее деньги мы показываем как внеоборотные активы. А к расходам относим только малую часть этих сумм, списанных с баланса в отчет о прибылях и убытках, как скалькулированную нами себестоимость наших транспортных услуг за период. Допустим, это тридцать тысяч. Значит, (ура!) наша прибыль (точнее прибыль наших акционеров) за прошедший год - это тридцать тысяч фунтов. И ведь у нас есть живые деньги - это полученные шестьдесят тысяч выручки, а значит, мы действительно можем выплатить дивиденды. На вложенный людьми миллион, они составят три процента.

А если банковский процент - это два? Очевидно - вкладываться в наши акции в полтора раза выгоднее! Дайте нам еще акций - вожделеет общественность! И мы рады удовлетворить эту жажду. Мы делаем новую эмиссию акций. Например, еще на миллион, получая, таким образом, невиданный кредит на дальнейшее развитие бизнеса.

Почему это случилось? Потому, что мы стали рассказывать людям, что потратив миллион и получив сто тысяч, можно иметь прибыль в тридцать тысяч. Это парадоксально, это нелогично, но это прибыльно, и это нравится публике.

Информация о работе Социодинамическая роль бухгалтерского учета