Физическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 04:23, реферат

Описание работы

Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.

Файлы: 1 файл

Fiz-razvitie.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

При исследовании возрастной динамики показателей физического развития (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ) у девочек 8-12 лет, имеющих различные соматотипы, установлены не однотипные возрастные колебания, которые выявлены на основе сигмальных отклонений. Девочки, обладающие МаС типом в 8-10 лет имеют средние значения показателей массы тела, а в 11-12 лет  доля высоких значений колеблется от 40% до 45%. Группа девочек, имеющая МаМеС, МеС, МиМеС и МиС тип отличаются средними значениями массы тела (40-50%). У девочек МаМеС типа в период 8-12 лет отмечены средние значения длины тела от 45% до 70%. Представительницы МаС, МеС, МиС и МиМеС типов отличаются высокими  и средними показателями длины тела в период 8-11 лет (40%).

В возрастной динамике окружности грудной  клетки прослеживаются четкие различия по габаритному уровню варьирования. Девочки МаС типа обладают средними и высокими значениями. Представительницы  МаМеС,  МеС, МиС и МиМеС типа отличаются высоким процентом средних значений на период 8-12 лет (40-70%).

На всем протяжении второго детства  у школьниц МаС, МаМеС и МеС  типа преобладают средние значения показателей ЖЕЛ (45-60%).  У школьниц МиС и МиМеС типа в препубертатном периоде наблюдается сочетание низких и средних показателей ЖЕЛ. Полученные данные подтверждаются более ранними исследованиями Варпаховской О.Г. с соавт. (1978), которая считает, что жизненная емкость легких, минутный объем дыхания, резервный объем вдоха и глубина дыхания увеличиваются от астеноидного типа к дигестивному, а интенсивность вентиляции легких – снижается.

Дарская С.С. (1975), Никитюк Б.А. (1986), Сонькин  В.Д. (1990) давали рекомендации по разработке стандартов физического развития для  каждого из соматотипов отдельно, более того, нормативные оценочные шкалы физического развития можно использовать в течение 5-8 лет, после чего требуется разработка новых, так как явления акселерации и социальной миграции населения изменяют морфологический статус всех групп популяции.

Полученные данные на основе индекса гармоничного морфологического развития свидетельствуют о гетерохронности развития обследованных детей. Девочки МаС типа отличаются высокой долей детей, имеющих пикноидный тип пропорций в 11-12 лет. У девочек МиС типа отмечены волнообразные изменения между пикноидными и нормостеноидными пропорциями к 12-ти годам преобладают нормостеноидные пропорции. У детей МаМеС-, МеС- и МиМеС типа установлено, что количество девочек имеющих астеноидные пропорции возрастает от 14% в 8 лет к 54% в 12 лет. Увеличение доли эктоморфов (астеники) в популяции детей и подростков установили Л.А.Алексина, Л.А.Рудкевич (2002).

В период 8-12 лет происходит постепенное  увеличение массы костного компонента у девочек различных соматотипов. Наибольшей костной массой, начиная с 10 лет, отличаются девочки МиМеС типа, а самые низкие величины костного компонента имеют дети МаС типа (Р≤0,05). В период 8-10 лет девочки не имеют достоверных различий в количестве мышечного компонента. Достоверные различия появляются в 11-12 лет. Большей мышечной массой обладают девочки МеС-, МаМеС- и МиС типа (Р≤0,05). В возрасте 8 лет девочки МаС типа отличаются самыми высокими значениями жировой массы по сравнению с детьми других соматических групп. В 9 лет отмечен повышенный липогенез у девочек основных соматотипов. В 10 лет различия в показателях жирового компонента между  группами недостоверны. У девочек МеС типа в 11 лет показатели жировой массы преобладают над остальными детьми, а в 12 лет повышенным липогенезом обладают девочки МаС типа, низким – МиС типа. Не обнаружены достоверные различия в показателях жировой массы у девочек переходных соматотипов (Р≤0,05).

Анализ показателей половой  формулы в  период 10-12 лет показал, что девочки МаС типа отличаются высокими темпами развития компонентов половой формулы, а наименьшими показателями полового созревания отличаются дети МиС типа (P<0,05). В ходе исследования установлено, что у девочек различных соматотипов 10-12 лет темпы роста молочной железы выше, чем подмышечное оволосение и степень развития волос на лобке. Э.К. Айламазян (2004) отмечает, что для полового созревания характерна определенная последовательность появления вторичных половых признаков. Первыми начинают развиваться молочные железы, затем появляется лобковое и подмышечное оволосение. У детей МаМеС- и МиС типа оволосение лобка и подмышечных впадин в 10-12 лет близки друг к другу. Представительницы МеС- и МиМеС типа в 12 лет имеют большее развитие волос на лобке (P<0,05), что укладывается в средневозрастные рамки.  Такие различия пубертатной перестройки организма в зависимости от соматотипа объясняются неодинаковой эндокринной ситуацией в организме. В настоящее время подробно изучена эксреция андрогенов и эстрагенов и установлено, что раньше всего активизируется выработка этих гормонов у детей дигестивного типа сложения, позднее – у астеников, при этом количество выработанных гормонов уменьшается в направлении от дигестивного типа к астеноидному у детей одинакового возраста (Бец Л.В., 1974,1977; Хрисанфова Е.Н., 1972).

В период второго детства у девочек начинают формироваться  признаки гендерных различий. Поэтому, в первую очередь, необходимо выявить взаимосвязи между морфологическими признаками телосложения и интенсивностью ростовых процессов у девочек 8-12 лет. Для этого был проведен факторный анализ. Наибольший интерес представляет первый фактор, так как он объединяет от 30% до 50% морфологических признаков полной дисперсии. Факторные нагрузки показывают, что в возрасте 8 лет у всех соматотипов первый фактор объединил пропорции тела, суммарную толщину кожно-жировых складок и жировую массу. В 9 лет, в первую очередь,  связаны мышечный и жировой компоненты с толщиной кожно-жировых складок. У девочек десятилетнего возраста только у девочек МаС типа  проявляется связь длины и массы тела с начальными показателями половой формулы. Второй фактор свидетельствует, что именно толщина кожно-жировых складок, а соответственно количество жировой массы оказывают влияние на начало  полового созревания девочек в 10 лет. В 11 лет первый фактор составляют факторные нагрузки, которые свидетельствуют о преобладании в этом возрасте весоростовых показателей, жировой и мышечной массы у девочек МаС, МаМеС и МеС типа. Таким образом, факторный анализ показывает, что основными показателями процессов роста и развития двух последних лет второго детства (10 лет, 11 лет)  девочек являются длина, масса тела, количество жирового, мышечного компонентов, которые оказывают влияния на начало полового созревания. В первый год пубертатного периода (12 лет) у школьниц МиМеС и МиС типа первый фактор свидетельствует о связи толщины кожно-жировых складок, жирового компонента с показателями половой формулы, а второй – объединяет пропорции тела, костный, мышечный компонент и окружностями плеча и бедра. По мнению А.В. Мазурина и И.М.Воронцова (2000) жировая ткань оказалась очень значимой для метаболизации и активации женских половых гормонов, включая их участие в процессах пубертатного развития девочек-подростков. У девочек преобладает накопление жира в подкожной клетчатке и несколько больше в нижних сегментах тела, особенно вокруг бедер. Многомерный метод статистического анализа структуры и силы связи морфологических признаков и функциональных  показателей у девочек 8-12 лет различных соматотипов установил гетерохронность становление биологической зрелости. У большинства детей в возрасте 8-10 лет обнаружены  связи между функциональными показателями. Активное развитие жировой, мышечной ткани, половой зрелости и изменения пропорций тела приходятся на возраст 11 лет и 12 лет, то есть на окончание второго детства и начало пубертатного периода.

  Для оценки степени этой  связи был проведен канонический  корреляционный анализ. В первую  очередь исследовалась взаимосвязь  между группами переменных у  девочек основных соматотипов  в период 8-12 лет: у девочек МаС типа в 8-12 лет в результате анализа первый канонический коэффициент равен rc = 0,99 - 0,97 (P<0,05). Школьницы МеС типа отличаются средней (rc= 0,49) корреляционной связью в 8 лет и высокой сопряженностью (rc= 0,73, P<0,05) в 12 лет.  У девочек МиС типа с 8 лет до 12 лет высокий коэффициент rc= 0,85 - 0,955(P<0,05). Г.М Маслова, Ю.М Павлов, В.Д.Сонькин (1975) установили типологические различия в механизмах обмена веществ, показателях функционирования дыхательной системы растущего организма. У детей и подростков существуют конституциональные различия и в работе нервной системы, в частности, в скорости проведения импульса по нерву, которая как известно, зависит от степени зрелости нервных структур (Лукоянов Ю.Е., 1977; Лукоянов Ю.Е., Детлаф С.А., 1975).

С помощью канонической корреляции у девочек 12 лет выявлена тесная взаимосвязь (rc= 0,7, P<0,05) между развитием молочных желез, степенью оволосения лобка, подмышечных впадин  и показателями частной конституции (ИГМР, соматотип, DL10). Наиболее значимым фактором, оказывающим влияние на рельеф гребешковой кожи, по мнению многих авторов, является половой фактор (Т.Д.Гладкова, 1966; И.С.Гусева, 1986; Е.Н.Крикун с соавт., 2002). Кроме этого, полученные данные находят подтверждение в работе Р.М. Хайруллина с соавт. (2005), где отмечена соматотипологическая принадлежность пальцевых дерматоглифических узоров.

Филиппова Е.Н. (2004) установила, что  значения гребневой ширины имеют  гендерные различия. В ходе исследования с помощью канонической корреляции  у девочек 12 лет обнаружена средняя сопряженность (rc= 0,606, P<0,05) соматотипа, компонентов массы тела, половой формулой, DL10 и гребневой шириной пальцевых узоров. Можно предположить, что качественные и морфометрические показатели пальцевых дерматоглифических узоров сопряжены с интенсивностью роста и развитием девочек.

Для более детального анализа взаимосвязи  между интенсивностью полового развития девочек 12 лет и показателями пальцевой  дерматоглифики были применены факторный  анализ и каноническая корреляция. Для этого дети группировались по частоте встречаемости пальцевых узоров, в результате были сформированы три группы: LA; LW и WL. Определены по три фактора в каждой группе детей, которые объединяют от 79% до 87% полной дисперсии выборки. Первый фактор имеет самую большую долю общей дисперсии и составляет соответственно: LA – 42,3%, LW – 53,7%  и WL –53%. В группе LA в первом факторе наибольшие факторные нагрузки несут: ИГМР, мышечная масса и половая формула; у детей LW – соматотип, мышечная и жировая масса, половая формула и DL10; у школьниц WL – ИГМР, жировой и мышечный компонент, половая формула и DL10. Глубину взаимосвязей между половыми признаками и показателями конституции демонстрирует каноническая корреляция, именно в группе LA она равна 0,7 (Р<0,05), у детей LW и WL

rc =0,95 при Р<0,05.

Проведенная каноническая корреляция между признаками полового созревания, соматотипом, DL10 и гребневой шириной выявила у девочек LA коэффициент корреляции равный 0,95. У девочек группы LW и WL высокая корреляционной взаимосвязь (rc=1,0).). Девочки группы WL имеют менее выраженные показатели половой зрелости (P≤ 0,05). У девочек с замедленным половым созреванием наблюдается преобладание кожного пальцевого узора «завиток». (Черухина О.В., 2006).

ВЫВОДЫ

 

1. Для девочек периода второго детства  и первого года пубертатного периода, проживающих в Северо-Западом регионе установлены три основных типа телосложения -макросомный (МаС), мезосомный (МеС) и микросомный (МиС) и два переходных – макромезсоматический (МаМеС) и микромезосоматический (МиМеС) по габаритному уровню  варьирования не пересекающихся между собой по ряду морфофункциональных показателей. При этом внутри каждого соматотипа размерные признаки подчиняются нормальному закону распределения. 

2. Индекс гармоничного морфологического развития свидетельствует о гетерохронности развития обследованных детей. Девочки МаС типа отличаются высокой долей индивидуумов, имеющих пикноидный тип пропорций в 11-12 лет. У девочек МиС типа к 12-ти годам преобладают нормостеноидные пропорции. Девочки МаМеС, МеС и МиМеС типа в 12 лет отличаются астеноидными пропорциями.

3. Оценка физического развития  у девочек 8-12 лет различных  соматотипов выявила у представительниц  МаС типа высокие показатели  массы, длины тела и окружности  грудной клетки; девочки МеС, МиС и переходных соматотипов обладают средними показателями массы, длины тела и окружности грудной клетки; у девочек МаС, МаМеС и МеС типа отмечены средние значения ЖЕЛ, а школьницы МиС и МиМеС типа имеют сочетание низких и средних показателей ЖЕЛ.

4. Установлена взаимосвязь между габаритным уровнем варьирования детей и интенсивностью роста компонентов массы тела. Девочки МаС, МаМеС типа обладают большим количеством жировой массы, а у детей МеС, МиМеС и МиС типа преобладает мышечный компонент.

    5. В  период 10-12 лет   девочки МаС типа отличаются  высокими темпами развития компонентов  половой формулы, а наименьшими  показателями полового созревания  отличаются дети МиС типа.

6. Многомерный метод статистического анализа структуры и силы связи морфологических признаков и функциональных показателей у девочек 8-12 лет различных соматотипов установил гетерохронность становление биологической зрелости. У большинства детей в возрасте 8-10 лет обнаружены  связи между функциональными показателями. У девочек МаС типа в 8-9 лет активно формируются пропорции и компоненты массы тела; в 10-12 лет пропорции тела и жировая масса тесно связаны с половым развитием. У школьниц МаМеС и МеС типа в 8 лет и 11 лет отмечено развитие весо-ростовых соотношений, в 9-10 лет и 12 лет отмечена связь между жировой, мышечной массой  и значениями половой формулы. У девочек МиМеС и МиС типа в 8-11 лет формирование пропорций тела сопряжено с активным ростом мышечного и жирового компонентов, в 12 лет высокая корреляционная связь между жировой массой и половой зрелостью.

7. На основе канонической корреляции  выявлены тесные корреляционные  связи  между качественными  и количественными характеристиками  кожных пальцевых узоров с  темпами полового созревания  девочек 12 лет. 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические подходы, включающие комплексную оценку биологической  зрелости у девочек 8-12 лет могут  эффективно применяться в научно-исследовательской  работе в области медицины, возрастной и спортивной морфологии.

Материалы диссертации целесообразно использовать в учебном процессе медицинских и физкультурных вузов по дисциплинам «анатомия человек», «возрастная антропология» и «спортивная морфология».

Список работ, опубликованных по теме диссертации

1. Сазонова Л.А. Функциональные  показатели и моторное развитие девочек /Е.Н.Комиссарова, Л.А.Сазонова// Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегративной антропологии: Мат. Межд.науч.конф., посвящ.70-летию со дня рождения профессора Б.А.Никитюка (30-31 октября 2003г.). – М., 2003. – с. 41-43.

2. Сазонова  Л.А. Морфологический профиль  девочек 8 лет /Е.Н.Комиссарова,  Н.Р.Карелина, Л.А.Сазонова/ Морфологические  ведомости, 2004, № 1-2 – М-Берлин - с. 52.

3. Сазонова  Л.А. Соматотипологические особенности  детей – основа физического  воспитания и оздоровление /Е.Н.Комиссарова, Ю.Е.Политыко, В.А.Солодянников, М.В.Шурпач, Л.А.Сазонова// Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Мат.Межд.конгр.- М., 2004.– с. 74-76

4. Сазонова  Л.А. Интегративная оценка соматотипа  детей / Е.Н.Комиссарова, Н.Р.Карелина, Ю.Е.Политыко, Л.А.Сазонова// Интегративная антропология: Мат.Межд.конф. – Винница, 2004. – с. 30-31.

5. Сазонова  Физическое развитие и уровень  биологической зрелости у девочек  различных соматотипов /Е.Н.Комиссарова,  Н.Р.Карелина, Л.А.Сазонова// Физиология развития человека: Мат. Межд. науч. конф. – М., 2004. – с. 211-213.

6. Сазонова  Л.А. Биологическая зрелость и  пальцевая дерматоглифика у девочек  второго детства и детей младшего  школьного возраста /Е.Н.Комиссарова,  Ю.Е.Политыко, Л.А.Сазонова // Актуальные проблемы морфологии морфологии: сбор. научн. трудов /Под ред. проф. Н.С.Горбунова. – Красноярск, 2005. – с. 122-124.

7. Сазонова Л.А. Соматотипология  и пальцевая дерматоглифика у  девочек, проживающих в Северо-Западном  регионе России /Е.Н.Комиссарова, Н.Р.Карелина, Л.А.Сазонова//VI конгр. этмографов и антропологов России: сбор. тез. Докл. – СПб., 2005, - с. 372.

8. Сазонова  Л.А. Показатели биологической  зрелости и пальцевой дерматоглифики  у девочек 8-12 лет различных  соматотипов /Е.Н.Комиссарова, Н.Р.Карелина, Л.А.Сазонова// Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегративной антропологии: Мат. 2-й Межд.науч.конф. МосГУ, 29-30 мая

Информация о работе Физическое развитие