Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 19:33, реферат
Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».
Совсем недавно американское общество отметило десятилетие со дня трагических событий 11 сентября 2001 года. Дата 9/11 стала своеобразной точкой отсчета в переосмыслении международной политики безопасности.1
Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».
Совсем недавно американское общество отметило десятилетие со дня трагических событий 11 сентября 2001 года. Дата 9/11 стала своеобразной точкой отсчета в переосмыслении международной политики безопасности.1
С началом нового тысячелетия место «главной угрозы для человечества» надежно занято глобальным терроризмом. Безоговорочным лидером в борьбе с «террористическим злом» являются Соединенные Штаты, проводящие широкий спектр мероприятий по поимке и уничтожению боевиков «Аль-Каиды» и ей подобных не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. Подтверждением особого значения для Соединенных Штатов борьбы с глобальным терроризмом стало создание после событий 9/11 министерства внутренней безопасности (МВБ). 2В настоящее время МВБ включает в себя 72 специализированных центра, которые являются основными подразделениями министерства по сбору, обработке, хранению и передаче сведений о террористических угрозах соответствующим службам правительств штатов и органов местного управления, а также службам разведывательного сообщества США.
В свою очередь, ФБР увеличило количество объединенных антитеррористических групп (Joint Terrorism Task Forces) на территории США с 35 до 106, а численность специалистов по борьбе с террористами возросла с 1 до 4,5 тыс. человек. Наряду с этим, в Национальном антитеррористическом центре (НАТЦ, National Counterterrorism Center) организован специальный архив по хранению данных контрразведки и разведки о террористах с целью эффективной идентификации потенциальных угроз терактов.
Представители НАТЦ, ФБР и МВБ возглавляют Группу интеграции по оценке угроз и координации (Interagency Threat Assessment and Coordination Group). МВБ также взаимодействует с Национальной сетью аналитических центров (National Fusion Center Network), действующей на всей территории США.
В дополнение к этому Национальное агентство картографической разведки США (National Geospatial-Intelligence Agency) провело ряд мероприятий по консолидации деятельности его аналитических подразделений, занимающихся оценкой добываемой им разведывательной информации и снабжением этими данными командиров боевых частей и подразделений и федеральных властей. Это позволило существенно повысить эффективность проводимых контртеррористических операций.
По заявлениям американских властей, спецслужбами США уничтожено более половины лидеров «Аль-Каиды», включая главного врага Америки Усамы бен Ладена, идейного организатора терактов 11 сентября. По оценке директора национальной разведки США Джеймса Клеппера, сегодня успех действий спецслужб в борьбе с террором определяется тремя факторами: самоотверженностью и профессиональным мастерством сотрудников разведки; интеграцией структур, занимающихся разведывательной деятельностью; а также расширением возможностей спецслужб по обмену информацией, что составляет основу усилий по объединению всех звеньев американской разведки.
Важнейшим фактором успешной антитеррористической деятельности США, по мнению американских экспертов, является консолидация и интегрирование усилий силовых ведомств по противоборству терроризму, а также совершенствование системы обмена сведениями между подразделениями разведывательного сообщества. 3
В помощь разведывательным структурам создается соответствующая законодательная база. Так, в скором будущем комитеты по разведке завершат совместную разработку третьего проекта закона о спецслужбах, который за последние шесть лет появится впервые и определит юридические полномочия разведывательных и контрразведывательных организаций США.
В настоящее время в рамках совершенствования форм и методов борьбы с терроризмом на государственном уровне рассматриваются предложения по созданию единой системы управления чрезвычайными ситуациями, расширению спектра радиочастот для систем связи, а также учреждению в Конгрессе единого органа, отвечающего за контроль деятельности организаций, отвечающих за внутреннюю безопасность США.
Однако, несмотря на заявленные успехи в борьбе с глобальным терроризмом, существует целый ряд факторов, негативно влияющих на работу американских спецслужб. Серьезнейшей проблемой, по мнению аналитиков, является активный процесс радикализации американского общества. В настоящее время характер источников террористических угроз претерпел существенные изменения. Они стали исходить не только от «иностранцев, приезжающих в США», но и от исконных американских граждан. Более того, около половины произведенных и планируемых терактов боевиков «Аль-Каиды» на территории США (175 эпизодов), зарегистрированных с 11 сентября 2001 года, произошли в 2009 и 2010 годах. Как отмечается экспертами, угроза радикализации настроений исконных американцев приобретает настолько серьезный характер, что возникает вполне серьезное опасение о возможностях Вашингтона целенаправленно и эффективно остановить этот процесс. С другой стороны, изменяется сам характер современных террористических угроз. Боевики достаточно быстро и эффективно приспособились к мерам по совершенствованию деятельности спецслужб. Например, террористы стали использовать мощные и чувствительные к удару бризантные взрывчатые вещества, которые достаточно трудно обнаружить. Все более реальной становится перспектива появления террористов-одиночек, что вызывает серьезные опасения у федеральных чиновников и у руководителей разведывательных ведомств. В связи с новым подходом к использованию разведывательных данных у американских спецслужб возникли проблемы другого характера - аналитики разведки теперь вынуждены тратить значительно больше времени на простое извлечение и связывание воедино огромного количества разнородных данных. А на их реальный анализ у специалистов остается очень мало временных ресурсов. Сюда же припишем необходимость совершенствования методик анализа полученных данных, сокращение числа частных компаний, участвующих в акциях разведывательного сообщества и занимающихся лингвистической подготовкой специалистов ЦРУ, особенно по таким языкам, как дари, урду, пушту, фарси и арабский.
Как видим, несмотря на предпринимаемые (причем достаточно эффективно) меры по противодействию международному терроризму, вооруженные современнейшей военной техникой и новейшими технологиями в различных областях спецслужбы США пока не могут полностью обеспечить антитеррористическую защиту американского общества. Подрывы на территории своей страны осуществляют уже и собственные граждане США. И здесь отчетливо просматривается аналогия с нашей страной – несмотря на достаточно стабильное состояние экономики, серьезный опыт силовых структур в проведении контртеррористических операций, время от времени Россию лихорадят теракты с большим количеством жертв. По-видимому, пока население в полной мере не осознает масштаба проблемы и не начнет придерживаться хотя бы элементарных правил личной и общественной безопасности, террористическая ситуация в нашей стране будет напоминать тлеющий костер в сухом лесу.
26 февраля 2006 Госдума приняла закон
«О противодействии терроризму»
Основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны. Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом вооружённые силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами» — вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом. В июле 2006 в связи с похищением и убийством работников российского посольства в Ираке президент РФ Владимир Путин обратился к Совету Федерации с просьбой дать разрешение на использование российских формирований вооружённых сил и подразделений спецназначения за рубежом для борьбы с терроризмом — для «защиты прав и свобод человека, обеспечения приоритета защиты прав лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимости наказания за совершение терактов, охраны суверенитета РФ». 7 июля Совет Федерации единогласно проголосовал за предоставление такого права бессрочно и без каких-либо дополнительных условий.
Одновременно 5 июля 2006 Госдума внесла поправки в законы «О ФСБ» и «О противодействии терроризму», которые дают президенту право не ставить Совет федерации в известность о сроках, количестве и типе подразделений, использующихся в спецоперациях.
Другими поправками в законодательство по борьбе с терроризмом предусматривается:
В рамках системы ООН разработаны шестнадцать универсальных соглашений (тринадцать соглашений и три протокола), направленных против международного терроризма и касающихся конкретных видов террористической деятельности. Государства-члены при посредничестве Генеральной Ассамблеи расширяют координацию антитеррористической деятельности и продолжают свою работу над установлением юридических норм. Совет Безопасности также активно участвует в борьбе с терроризмом, принимая соответствующие резолюции и создав несколько вспомогательных органов. Одновременно с этим ряд программ, управлений и учреждений системы Организации Объединенных Наций участвуют в определенных контртеррористических мероприятиях, расширяя помощь государствам-членам в их деятельности, направленной против терроризма. В целях укрепления и усиления этой деятельности государства-члены начали в сентябре 2006 года новый этап борьбы с терроризмом, приняв глобальную контртеррористическую стратегию. Стратегия знаменует собой первый случай достижения всеми государствами — членами Организации Объединенных Наций согласия относительно общих стратегических и оперативных рамок для борьбы с терроризмом. Стратегия составляет основу конкретного плана действий: ликвидация условий, способствующих распространению терроризма; предупреждение террористической деятельности и борьба с ней; принятие мер к созданию государственного потенциала для борьбы с терроризмом; укрепление роли Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом; и обеспечение уважения прав человека в ходе этой борьбы. Стратегия зиждется на беспрецедентном согласии, достигнутом мировыми лидерами на Саммите в сентябре 2005 года относительно осуждения терроризма во всех его формах и проявлениях.
Информация о работе Антитеррористические мероприятия в различных странах