Космические корабли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Весил «Восток» 4725 килограмм. Когда его с космодрома Байконур вывели на космическую орбиту, с ним поддерживалась постоянная радиосвязь. Радиоволны доносили голос Юрия Гагарина, его изображения, передавали сведения о характере движения корабля, позволяли прогнозировать его дальнейший полет.

Взлетевший к звездам первый космонавт оставался связанным с Землей не только ее притяжением, но и невидимыми электромагнитными «нитями», без которых немыслимы и сам полет, да и вообще все дальнейшее проникновение человечества в Космос.

Космический корабль Юрия Гагарина был первым «домом на орбите».

Содержание работы

1.В кабине корабля «Восток» 2 стр.
2.От «Востока» до «Союза» 4 стр.
3.«Салюты» на орбитах 7 стр.
4.Орбитальная станция «Мир» 14 стр.
5.Эскизный проект (1976 – 1983гг.) 14 стр.
6.Подготовка штатного изделия (1983 – 1985гг.) 16 стр.
7.Испытания и запуск (1985 – 1986гг.) 17 стр.
8.Экскурсия на «Скайлэб» 20 стр.
9.Список использованной литературы 23 стр.

Файлы: 1 файл

Space.doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

     В феврале 1979 года выходит Постановление о развертывании работ по созданию станций нового поколения, определяется кооперация по разработке и изготовлению базового блока, бортового, научного и наземного оборудования, в которой участвует свыше 100 организаций 20 министерств и ведомств при головной роли НПО "Энергия". Предстояло в достаточно короткие сроки обеспечить разработку, отработку и поставку комплектующих изделий.

     Первоначально разработку конструкторской документации на базовый блок, за исключением  заимствуемой документации на гермокорпус разработки КБ "Салют", планировалось выполнить силами конструкторского комплекса 2 НПО "Энергия", возглавляемого заместителем генерального конструктора В.В. Симакиным. Однако к концу 1979 года на предприятии создается чрезвычайно сложная обстановка, связанная с перегрузкой тематических подразделений, и в первую очередь конструкторских, по разработке целого ряда целевых модулей для станции "Салют-7", изготовлению самой станции, модернизации пилотируемого корабля "Союз Т", изготовлению грузовых кораблей "Прогресс" и развертыванию работ по ракете-носителю "Энергия" на фоне структурных преобразований предприятия. Встал вопрос, как и на предыдущих станциях, о привлечении КБ "Салют" для выпуска конструкторской документации на базовый блок станции "Мир". И такое решение было принято.

     В процессе работ проект непрерывно уточнялся. Принимались новые решения, направленные на расширение задач станции и упрощение некоторых проблем по кооперации. Бортовой цифровой вычислительный комплекс "Аргон-20" заменили на двухмашинный БЦВК на базе "Аргона-16" и "Салюта-5Б" разработки НИИ ЦЭВТ (В.В. Пржиялковский), НПО "Элас" (Г.Я. Гуськов). Системы станции были модернизированы: система управления на базе БЦВМ значительно расширяла возможности станции и позволяла перепрограммирование с Земли, новая система сближения "Курс" не требовала разворотов станции при сближении, система энергопитания имела существенно увеличенную мощность и регулирование уровня напряжения в узком диапазоне, вместо громоздких регенераторов атмосферного воздуха установили систему электролиза воды ("Электрон") для снабжения кислородом и регенерируемую систему поглощения углекислого газа ("Воздух"), система управления бортовым комплексом использовала БЦВМ и современные алгоритмы управления. Была введена радиосистема "Антарес" с остронаправленной антенной для связи через спутник-ретранслятор. 
   Работы в НПО "Энергия" и КБ "Салют" продолжались. Оперативное управление требовало значительных усилий со стороны главного конструктора направления - заместителя генерального конструктора Ю.П. Семенова - по увязке и технической координации решений, связанных со своевременным изготовлением вновь вводимых систем. Несмотря на изменения проекта, конструкторская документация на базовый блок, выпускаемая совместно с КБ "Салют", передана в 1982-1983 гг. на ЗИХ (А.И. Киселев) и ЗЭМ (А.А. Борисенко).

     К началу 1984 года обстановка в МОМ  сложилась таким образом, что работы по перспективным станциям были практически остановлены. Все ресурсы Министерства в этот период были задействованы на программу "Буран". И вдруг новый неожиданный импульс программа получила весной 1984 года, когда министром общего машиностроения был О.Д. Бакланов. В.П. Глушко и Ю.П. Семенов ранним утром были вызваны к секретарю, ЦК КПСС Г.В. Романову, и им была поставлена задача срочно завершить работы по станции к XXVII съезду КПСС. В совещании принимали участие О.Д. Бакланов, В.П. Глушко, Ю.П. Семенов, О.Н. Шишкин (заместитель министра), О. С. Беляков. 
 

ПОДГОТОВКА  ШТАТНОГО ИЗДЕЛИЯ (1983 – 1985гг.)

     В НПО "Энергия" и в КБ "Салют" были развернуты работы по подготовке штатного изделия. В процессе работы было принято решение использовать модули, выводимые ракетой-носителем "Протон". В качестве основы их конструкции использовалась схема одного из модулей, ранее планировавшегося для доставки на станцию "Салют-7" (модуль 37КЭ). Был выпущен проект на модули дооснащения станции (37КД), исследований в области технологии (37КТ), исследования природных ресурсов Земли и для решения военно-прикладных задач (37КП), грузовой (37КГ). Однако эффективность применения таких модулей была недостаточно высокой, так как доставку модулей на орбиту обеспечивал функциональный грузовой блок массой около 10т, а отсек доставки, сделанный на базе, например, агрегатного отсека базового блока, мог быть легче более чем вдвое.

     С таким предложением НПО "Энергия" и вышло в МОМ. Однако КБ "Салют" вышло с альтернативным предложением: использовать в качестве исследовательских модулей корабли ТКС. По мнению руководства НПО "Энергия" (В.П. Глушко, Ю.П. Семенов), такое решение было бы неправильным, так как эти корабли сложны и трудоемки в изготовлении. Возникали большие сомнения в том, что они могут быть изготовлены к планируемому запуску станции. Так впоследствии и оказалось. Они не были готовы не только к первому году полета станции (как планировалось), их изготовление растянулось на многие годы (третий из четырех модулей "Спектр" был запущен только на девятый год полета станции "Мир"). Это не позволило использовать в полной мере возможности станции.

     Тем не менее, НТС МОМ в целях использования уже созданного задела по станции "Алмаз" принял решение поддержать предложение КБ "Салют", и работа над исследовательскими модулями началась. В программу станции "Мир" были введены модули: для дооснащения станции (77КСД). Технологический (77КСТ), для работ по так называемой программе "Октант" - исследование спектральных характеристик поверхности Земли в интересах Министерства обороны (77КСО) и для исследования ресурсов Земли (77КСИ). Впоследствии эти модули будут названы соответственно "Квант-2", "Кристалл", "Спектр", "Природа". Незадолго до этого принимается решение о переориентации модуля 37КЭ на программу "Мир". Модуль 37КЭ в дальнейшем стал первым исследовательским модулем новой станции (модуль "Квант"). Но главное внимание всех было приковано к подготовке базового блока.

     Для эффективного решения вопросов были созданы Межведомственная оперативная группа, которая не реже двух раз в месяц анализировала обеспечение своевременной поставки комплектующих от смежных организаций, и оперативно-техническое руководство, которое еженедельно рассматривало и принимало технические решения. Это позволило уже в 1984 году изготовить макет для статических испытаний, после завершения, которых корпус его был использован для изготовления еще двух экспериментальных макетов. В августе 1984 года изготовлено полноразмерное изделие с установленными габаритно-массовыми макетами систем и передано на динамические испытания в ЦНИИМАШ.

     Серьезный вопрос возник, когда была выпущена конструкторская документация по бортовой кабельной сети. Масса кабелей оказалась выше, чем закладывалось в проектной документации, почти на тонну. И мероприятия по компенсации пришлось проводить, когда изделие уже находилось на сборке, что существенно осложняло работы. Если бы прогноз по массе кабелей был сделан раньше, те же мероприятия проводить было бы гораздо легче. За ошибки в прогнозе массы кабелей начальника проектного отдела 171 Л.А. Горшкова временно освободили от занимаемой должности. Основные мероприятия по обеспечению баланса массы сводились к снятию части оборудования, которое в дальнейшем доставлялось на борт с помощью грузовых кораблей. 
   Очень осложнило работы по станции опаздывание математического обеспечения системы управления с использованием БЦВМ "Салют-5Б". И, в конце концов, было принято решение: в начале полета использовать для управления контур БЦВМ "Аргон", а в процессе полета по готовности математического обеспечения доставить на борт БЦВМ "Салют-5Б".

     ИСПЫТАНИЯ И ЗАПУСК (1985 – 1986гг.)

     В декабре 1985 года был собран и передан на ЗЭМ комплексный стенд для отработки и электроиспытаний бортовых систем базового блока. Включение комплексного стенда проведено в марте 1985 года после завершения монтажа и отладки наземного испытательного оборудования. Комплексный стенд был предусмотрен на этой станции впервые. Это полноразмерное изделие, выполненное по штатным чертежам. Именно на нем и была проведена проверка и выявление всех ошибок в схемах.

     На  совещании 12 апреля 1985 года у министра О.Д. Бакланова с участием В.П. Глушко, Ю.П. Семенова, Н.И. Зеленщикова, В.В. Палло принимается решение о параллельной работе с комплексным стендом на контрольно-испытательной станции ЗЭМ и подготовке штатного базового блока на полигоне Байконур. Штатный блок станции "Мир" после завершения сборки направляется в апреле 1985 года прямо на полигон, впервые без цикла проверок на контрольно-испытательной станции ЗЭМ. Это новаторское решение потребовало четкой организации работ на комплексном стенде в НПО "Энергия" и на технической позиции полигона, на летной станции и оперативной связи между Москвой и Байконуром.

     Базовый блок станции "Мир" прибыл на полигон 6 мая 1985 года, однако работы с ним начались лишь 12 мая из-за неготовности помещения монтажно-испытательного корпуса (превышение допустимых норм по пыли). После проведения вакуумных испытаний в барокамере и готовности наземного испытательного оборудования изделие 26 мая 1985 года установлено в монтажный стенд.

     Для своевременного проведения доработки  штатного изделия по результатам  электроиспытаний бортовых систем на комплексном стенде была организована регулярная связь, вначале через курьеров, а затем - по фототелеграфу для передачи откорректированной документации по выявленным замечаниям на комплексном стенде и штатном изделии. Особенно большой объем доработок выпал на долю бортовой кабельной сети. Всего за время подготовки изделия на полигоне было доработано свыше 1100 кабелей из общего числа ~ 2500 кабелей. 
   В составе станции впервые использовалась система связи через спутник-ретранслятор "Альтаир". Для проверки этого тракта на полигоне станцию вывезли из монтажно-испытательного корпуса прямо на улицу, направили остронаправленную антенну на спутник "Альтаир" и проверили все режимы связи. Такие проверки делались впервые. Этот опыт использовали потом на корабле "Буран" для проверки аналогичной системы связи.

     При проведении электрических испытаний  заметную роль сыграли заместитель главного конструктора - заместитель технического руководителя А.В. Васильковский и руководитель бригады испытателей ЗЭМ В.П. Кочка, имеющие большой опыт в разборе отказов и замечаний при испытаниях, а главное, - умение выделить суть каждого из них и обнаружить причину конкретного отказа. Общее руководство на технической позиции по подготовке станции к запуску осуществлял заместитель главного конструктора Н.И. Зеленщиков. Одновременно на полигоне шла подготовка корабля "Буран", что существенно усложняло работы по станции.

     Запуск  базового блока станции "Мир", намеченный на 16 февраля 1986 года, не состоялся. За несколько секунд до команды "Контакт подъема" из-за неустойчивого приема телеметрической информации (отказ основного передатчика) главный конструктор НПО "Энергия"

Ю.П. Семенов  выдал запрет на запуск. При несостоявшемся запуске, учитывая сильный ветер при низкой температуре, специалисты направили все усилия на скорейшую наладку термостатирования головного блока, чтобы сохранить работоспособность средств жизнеобеспечения. Повторный запуск базового блока станции "Мир" прошел успешно 20 февраля 1986 года.

      Стоит упомянуть и об американской космической станции «Скайлэб». 

      Экскурсия на «Скайлэб»

      Первая  американская космическая станция  «Скайлэб» («Небесная лаборатория») появилась на околоземной орбите в мае 1973 года. Этому событию предшествовали полеты многочисленных искусственных спутников и космических кораблей.

      К запуску человека в космос американцы готовились долго и упорно. Была разработана капсула «Меркурий», представляющая собой миниатюрный одноместный космический корабль. Форма капсулы – усеченный конус с диаметром основания 1,8 метра и длиной 2,9 метра. Первая из капсул серии «Меркурий» весила 1,4 тонны. Впоследствии, усовершенствуя «начинку» капсул, их вес довели до двух тонн.

      В начале мая 1961 года с мыса Канаверал (Флорида) в капсуле «Меркурий» был, наконец, отправлен в полет астронавт Шепард. Назвать этот полет космическим нельзя. Капсула с Шепардом не совершила ни одного оборота вокруг Земли. Подобно брошенному камню, она взлетела по параболе, поднявшись вверх на 184 километра. Полет продолжался всего 10 минут, и капсула приводнилась в 486 километрах от места запуска.

      В июле 1961 года астронавт Гриссом совершил второй баллистический полет. И только 20 февраля 1962 года, спустя 10 месяцев после полета Юрия Гагарина, американский астронавт Джон Гленн на корабле «Меркурий» вышел в настоящий космос. Он совершил три витка вокруг Земли, поднимаясь в апогее до 257 километров. Его корабль имел иллюминатор, через который космонавт наблюдал и фотографировал Землю.

      В середине 1963 года были введены в  эксплуатацию новые корабли «Джемини» («Близнецы»).

      По  форме и устройству они напоминали своих предшественников, но превосходили их в размерах. Диаметр основания корабля «Джемини» 2,3 метра, длина 5,7 метра. Весили корабли этой серии около трех с половиной тонн.

      Первый  космический полет на корабле «Джемини» был совершен в марте 1965 года. А в июле того же года из корабля «Джемини-4» астронавт Уайт совершил 20-минутный выход в открытый космос. На «Джемини-11» в 1966 году астронавты достигли рекордной высоты полета – 1370 километров. В следующем, 1967 году на смену «Близнецам» пришли новые корабли серии «Аполлон».

      С кораблями «Аполлон» связаны  наибольшие успехи американской космонавтики. Именно на них астронавты облетели Луну, а затем высадились на ее поверхность. Напомним, что первыми посетителями Луны были астронавты Армстронг и Олдрин, ступившие на ее поверхность 21 июля 1969 года. Доставил их туда космический корабль «Аполлон-11». С помощью кораблей «Аполлон» стала действовать в космосе орбитальная станция «Скайлэб». Наконец, стыковка на орбите в 1975 году кораблей «Союз» и «Аполлон» ознаменовала собой сотрудничество двух великих держав в освоении космоса.

Информация о работе Космические корабли