Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:06, реферат
В современных лексиконах слово архитектура обычно соотносят с латинским «architektura» (строительное искусство) и далее с греческим «architekton» (строитель, главный строитель). Но при соотнесении с древнегреческими корнями «Архэ» и «Текто» в их раннем значении слово «архи-тектура» переводится на русский язык как «перво-создание», «первотворение». В русском языке «Зодчий» – «здатель», «зиждитель», «творец». Отсюда «здание», а затем и «со-зидание». «Со-здатель» – более
позднее определение творца, создавшего наш мир в некоем сотворчестве, в со-авторстве или хотя бы в чьем-то присутствии.
1. Введение
2. Понятие «форма»
3. Иконическое и вербальное описание в становлении категории «форма»
4. Концепция «архитектурной формы»
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Морфологические описания - необходимы для конструктивной и строительной деятельности, они используются для расчета пространственных свойств объекта: его расположения, размеров его частей и деталей. На них построены не только технические, но и некоторые художественные нормы проектирования. В частности, когда мы говорим о «стилях» то имеем в виду
8
прежде всего морфологические свойства
архитектурных форм, так что может сложиться
представление, что именно к морфологии
и сводится смысл архитектурной формы.
Однако, едва ли бы мы могли даже просто
различать те или иные морфологические
свойства архитектурных форм, если бы
не знали или не понимали их символического
смысла.
Символика архитектурной формы
Символическое
описание ставит в соответствие морфологии
объекта его культурное значение,
принятое в рамках какой-то культурной
традиции. Когда мы видим в купольном
сооружении метафору небесного свода,
то есть устанавливаем соответствие
между архитектурной формой и
представлением о мироздании, мы выявляем
именно символику архитектурного объекта,
также как и когда мы говорим,
что античная колонна символизирует
человеческую фигуру. Но к символическим
формам в архитектуре относятся
не только метафоры. Символический
смысл могут принимать
при этом могут быть как первичными, например, круг и квадрат как символы совершенства и равновесия, так и вторичными. Пирамида, например, для нас является уже не только идеальным телом или символом божественности фараона, но и символом всей древнеегипетской культуры.
Символические значения архитектурных форм могут быть неоднозначными. Одна и та же форма, может иметь разный смысл в разных культурных контекстах.
«Символика» архитектурных форм характеризуется во всех историях архитектуры последних столетий, хотя иногда она остается более или менее скрытой и способна скорее угадываться. Наименее освоенный рефлексией раздел символических форм в архитектуре - символика ритмических структур. Если ритмика архитектурных форм не осмысляется символически, тогда она,
9
как правило, входит в состав непосредственного
переживания феноменологии архитектуры.
Феноменология архитектурной формы
Но и помимо ритмики в архитектуре есть качества, которые не обрели устойчивости социальных символов. Эти качества усматриваются индивидуально. Их критерии субъективны. Такие качества и их описания относятся к феноменологическим, в них схватывается феноменология архитектуры.
Область существования
феноменологии архитектуры
Простейший пример феноменологии архитектурного переживания –
переживание плоской вертикальной стены. Вот перед нами некая стена. Мы не имеем никакой символической программы ее восприятия и оценки, это просто большая вертикальная плоскость, на которую как то падает свет и к которой можно подходить ближе или отступать дальше. Вот в этом, еще лишенном какой бы то ни было композиционной претензии, архитектурном феномене мы либо не увидим ничего («ну стена и стена») либо увидим то, без чего потеряют смысл и все прочие архитектурные стены - магию и энергию этой плоской поверхности. Способность или неспособность переживать и осознавать такой феномен и отличает развитую архитектурную восприимчивость и мышление.
Феноменология архитектуры имеет дело не с отвлеченной мыслью и не с фиксированным знаком, а с переживанием, неотделимым от живого контакта с сооружением. Это не познавательное разглядывание архитектуры, не историческая экскурсия, а экзистенциальное пребывание в мире архитектурных форм. Излишняя ученость этому только мешает.
Казалось бы, что известная неопределенность границ феноменологии
10
ставит ее в положение менее важной категории нежели морфология и символика. Однако в архитектуре это не так. Я могу иметь четкое морфологическое описание объекта, мне могут объяснить символическое значение всех его элементов и все же для меня это останется просто заученным уроком, но архитектуры, как специфической формы не возникает.
Остается поставить вопрос о языке описания феноменологии. Ответить на этот вопрос трудно потому, что в тех формах описания, в которых задается феноменология формы, она обычно смешана с символическими и морфологическими ее свойствами. Речь идет о художественных описаниях формы. В наибольшей степени феноменология формы схватывается рисунком, живописью, художественной фотографией, или даже литературой, поэзией и
прозой. Эти виды описания можно считать глубоко освоенными профессией и критикой. Исключение составляют только философские описания «чистой» феноменологии архитектуры. Такого рода описания лежат между художественными и чисто философскими текстами. Однако передача феноменологического опыта к текстам не сводится, она требует живого общения. Здесь философский анализ архитектуры сталкивается с парадоксами так называемого «герменевтического» круга. Вариант интерпретации такого круга дает Б.Чуми как диалектический парадокс «понимания» и «чувствительности». Для того чтобы чувственно пережить архитектурную форм, ее необходимо понимать, а для того, чтобы понимать, ее необходимо прочувствовать.
5. Заключение
Итоги работы могут быть сведены к трем важнейшим моментам: предложенному пониманию категориальной природы архитектурной формы, выводу о недоступности синтеза архитектурной формы аналитическими методами науки и гипотезе о мифологическом характере синтеза архитектурной формы.
11
В работе предлагается трактовка самой категории «архитектурной формы» как системы знаний или описаний, способных конструктивно использоваться в проектировании. Категория формы генетически выводится из ремесленной практики производства и проектирования вещей и употребления графических средств их описания.
Рассматривая различные
Архитектурная форма, рассматриваемая с точки зрения категориальных средств профессионального мышления, выступает в таком случае как единство своих морфологических, символических и феноменологических свойств.
Понятие архитектурной
формы включает архитектуру в
контекст и систему культуры. Не
имея категории и понятий
Но поскольку
все такие соотнесения, и анализы
образуют бесконечное море вариаций,
складывается система разного рода
«концепций» архитектурной
12
6. Список используемой литературы
1. Терехова Г.Л. Философия архитектуры.
2. Раппапорт А.Г., Сомов Г. Форма в архитектуре
3. Усова В.П. Изучение свойств художественной формы в истории архитектуры
4. Диденко, В.Д. Искусство и философия
5. Сапрыкина Н. Архитектурная форма
13
Информация о работе Проблема архитектурной формы и направление ее решения