Неоэкспрессионизм 1950-2000 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 19:08, реферат

Описание работы

Век экспрессионизма в Германии и сопредельных странах был краток. После 1925 г. ведущие архитекторы, включая В. Гропиуса и Э. Мендельсона, начинают отказываться от всяких декоративных элементов и рационализировать архитектурное пространство в русле «новой вещественности». К середине 1930-х гг. экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х гг. проявиться вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего Ле Корбюзье, Г. Шарун, так и среднего Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утцон поколений. С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………..3
Как развивался неоэкспрессионизм……………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Нео.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“Белгородский Государственный Технологический  Университет им. В.Г. Шухова”

(БГТУ им. В.Г. Шухова)

 

 

кафедра архитектуры

 

Реферат на тему:

 «Неоэкспрессионизм 1950-2000 годов»

 

 

 

 

 

 

Выполнил ст. гр. АР-51

Софьина П.А.

Проверил

Токарева Т.В.

 

Белгород 2012

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………………..3

Как развивался неоэкспрессионизм……………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………………………………………12

Приложение……………………………………………………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В конце 1910-х и начале 1920-х гг. архитекторы северогерманской кирпичной  и Амстердамской групп использовали для самовыражения новые технические  возможности, которые им предоставляли  такие материалы, как усовершенствованный  кирпич, сталь и стекло. Архитектурные формы уподоблялись объектам неживой природы; в отдельных биоморфных конструкциях той эпохи видят зародыш архитектурной бионики.

Ввиду тяжелого финансового состояния  послевоенной Германии самые смелые проекты экспрессионистских сооружений, впрочем, остались невоплощёнными. Вместо строительства реальных зданий архитекторам приходилось довольствоваться разработкой  временных павильонов для выставок, а также декораций театральных  и кинематографических постановок.

Век экспрессионизма в Германии и сопредельных странах был краток. После 1925 г. ведущие архитекторы, включая  В. Гропиуса и Э. Мендельсона, начинают отказываться от всяких декоративных элементов и рационализировать  архитектурное пространство в русле  «новой вещественности». К середине 1930-х гг. экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х гг. проявиться вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего Ле Корбюзье, Г. Шарун, так и среднего Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утцон поколений. С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.

 

 

 

 

 

 

Как развивался неоэкспрессионизм.

В середине XX в. в зарубежной архитектуре  расширяются границы поисков  выразительных форм и объемно-пространственной композиции зданий. Архитектура по своим символическим и пластическим композициям стала приближаться к скульптуре.

 

Это направление получило название неоэкспрессионизм. Оно полярно неофункционализму во всех проявлениях и относится к синтетической линии развития архитектуры. Для него главное —выразительность художественного образа сооружения, его экспрессия, ощущаемая зрителем при восприятии. По сравнению с экспрессионизмом 1920-х годов новое направление 1950-х и последующих годов опирается на достижения науки и техники, позволяющие создавать большепролетные конструкции, принимающие участие в создании архитектурного образа здания (табл. 26-28).

 

Со второй половины 1950-х годов  многие архитекторы стали отказываться от принципов и догм функционализма, зачастую обращаясь к символическим  скульптурно-пластическим композициям. Это были попытки развить принципы экспрессионизма на новом этапе.

 

Неожиданным был переход Ле Корбюзье — лидера функционализма на позиции неоэкспрессионизма. Он отошел от ценностей геометрических абстракций функционализма. В 1954 г. 

он построил капеллу Нотр Дам-дю-О

 

в Роншане недалеко от Бельфора, Франция. Это небольшая церковь, рас-считаная всего на 50 человек, была возведена на месте старого сельского храма. С площадки перед храмом открывается изумительный пейзаж, где на вершинах отрогов гор, окружающих церковь, расположены вертикали башен древних замков. Здание поражает необычной архитектурой. Коричневая крыша с отогнутыми (словно ветром) краями, поднятая над стенами на круглых стержнях; наклонные стены, плавно изогнутые в плане; разбросанные по фасаду небольшие, разные по форме и размерам оконные проемы; вертикали пластичных объемов башен с узкими прорезями световых проемов, со вставленными в них цветными стеклами, создающими особую цветосветовую атмосферу внутри храма, производят сильное эмоциональное впечатление. Крыша в виде тента напоминает о древнем молитвенном месте, где полотнище материи, натянутой между кольями, защищало молящихся от солнца. Церковь похожа на символическую скульптуру. Ее форма вызывает многочисленные ассоциации, она связана с традициями народного строительства.

 

Одной из самых крупных градостроительных  работ Ле Корбюзье 1950-х годов стал новый город Чандигарх в Индии, где регулярной функциональной сетке городского плана были противопоставлены живописные извилистые пешеходные улицы. Проектируя городской центр Чандигарха, Ле Корбюзье построил крупные общественные здания, отличающиеся мощной пластикой и скульптурной трактовкой форм (например, здание Верховного суда, или Дворец правосудия), которые уже далеки от жесткого геомет-ризма 1920-х годов.

 

Протестом против эмоциональной стерильности функционалистических построек стал проект музея современного искусства в Каракасе (1955 г.) бразильского архитектора О. Нимейе-ра. Он представляет собой необычную, поставленную на острие вершины пирамиду, которая контрастирует со своим естественным основанием — холмом. В этом проявились яркие черты неоэкспрессионизма. Композиционный замысел автора отвечает градостроительной ситуации. В основе лежит рациональный план, позволивший удачно решить все функциональные задачи. На плоской крыше спроектирована выставка скульптур, имеются громадные солнцезащитные жалюзи и источник освещения экспозиционных залов. 

Ярким примером поисков в создании архитектуры-скульптуры может служить  творчество архитектора Й.Ут-цона, автора всемирно известного проекта Оперного театра в Сиднее, Австралия (1956—1973 гг.). Это произведение стало характерным для нового направления — неоэкспрессионизма. На ранний период творчества Й.Утцона оказывали влияние идеи Ф. Райта и А. Аалто. В 1956 г. он победил в международном конкурсе в Австралии. В программе конкурса указывалось, что театр в Сиднее должен стать «одним из значительных сооружений мира». Здание должно было 80 представлять собой не просто двухзальный театр, но и культурный центр. Место для строительства было выбрано на полуострове, выступающем в морской залив, и должно было восприниматься и со стороны моря, и со стороны города. В плане оно имеет простую форму с доминирующими объемами двух зрительных залов на 3000 и 1200 человек. Внешний облик сооружения контрастирует по своей сложности с ясным планировочным решением. Здание перекрыто рядом высоких сводов-оболочек, поднимающихся на высоту до 60 м. Они не вызваны ни конструктивным решением перекрытия залов, ни акустическими соображениями и выполняют чисто декоративную функцию. В композиции автор как бы стремился воссоздать образ парусных судов, которые в древности бороздили воды Сиднейского залива. Сложнейшие расчеты конструкций производились под руководством конструктора О. Арупа. Это сооружение отличали смелость, оригинальность и новизна. Именно эти качества и сделали его выдающимся произведением мировой архитектуры XX в.

 

На позиции неоэкспрессионизма перешел ученик Л. Мис ван дер Роэ — Э.Сааринен, по проекту которого было построено здание аэровокзала в аэропорту Дж. Кеннеди в Нью-Йорке в 1956—1962 гг. Своими скульптурными формами оно напоминает огромную птицу с расправленными для полета крыльями. Здание перекрыто четырьмя тонкими железобетонными сводами-оболочками, консольно вырастающими из двух раздвоенных опор. В здании нет прямых углов, что позволило создать необычные интерьеры. Форма сводов определялась методом моделирования. Форма сооружения была продиктована символическим художественным образом, а не требованиями функции и технологии строительного производства.

По проекту Э. Сааринена было построено и здание аэровокзала  в Вашингтоне (1958 — 1963 гг.). В плане  это компактное прямоугольное здание, Прозрачный стеклянный объем параллелепипеда  перекрыт мощной плавно изогнутой железобетонной плитой-кровлей, напоминающей гигантский тент и вызывающей ассоциации с полетами и взмывающими ввысь самолетами. Автор придал своему сооружению легкость и динамичность. Контрастирует с висячим покрытием главного зала монументальная форма башни диспетчерского контроля.

 

В 1958 г. по проекту Э. Сааринена было построено здание для игры в хоккей в Йельском университете в Нью-Хейвене. Здание имеет овальный план. Трибуны  рассчитаны на 2800 мест. Силуэт спортивного  сооружения определяется энергично  изогнутой железобетонной балкой, к  которой подвешено вантовое покрытие. Автор вывел концы кривой балки  в виде консолей в торцах сооружения, что создало впечатление как  бы парящей в воздухе конструкции. Э.Сааринену удалось сделать ее предельно выразительной. Динамика архитектурной формы перекликается с динамикой спортивных состязаний.

 

Элементы неокспрессионизма проявились и в здании Лаборатории космических лучей университета в Мехико, Мексика, архитектора Ф.Канде-лы (1954 г.), которая перекрыта тонким параболическим сводом-оболочкой. Она определяет необычный облик сооружения. Архитектор Ф.Кандела считается большим мастером своеобразных железобетонных конструкций оболочек, внесшим большой вклад в архитектурное формообразование. 

Ресторан в Сочимилко, Мексика, по проекту архитектора Ф.Канделы (1958 г.) перекрыт легкой восьмиле-пестковой оболочкой, напоминающей розетку распустившегося цветка.

 

С конца 1940-х годов в Германии также происходит возрождение экспрессионизма, появляется термин «неоэкспрессионизм». В этот период активно проектирует и строит архитектор Г. Шарун. На фоне идей функционализма и утилитаризма его проекты вновь привлекли всеобщее внимание. Наиболее известно его здание филармонии в Западном Берлине (1956—1963 гг.). Г. Шарун победил в конкурсе 1956 г. В этом произведении автор стремился к предельной пластической выразительности. Ряд критиков подчеркивает значимую роль этого произведения в архитектуре 1960-х годов, сравнивая ее с ролью капеллы в Роншане в архитектуре 1950-х годов. Пространство зала на 2200 мест окружает площадку для оркестра, расположенную в центре. Форма аудитории подсказана архитектору идеей ландшафта (оркестр размещен в долине, окруженной террасами с виноградниками). Форма потолка продиктована требованиями акустики. Фойе имеет наклонное ступенчатое перекрытие, которое следует террасированию зрительного зала. Вход в здание, решенный через холл старого здания гимназии, низким навесом контрастирует с огромным внутренним пространством, раскрывающимся за входом. Необычная форма зала близка к симметрии, но в то же время динамична.

 

Г.Шаруну удалось добиться необычного эффекта: зритель чувствует себя участником, находящимся внутри оркестра. Если говорить о внешнем облике здания, то в противовес статичной, традиционной композиции зрелищного сооружения автор создал сложный асимметричный объем с взмывающими вверх краями, формой кровли напоминающий дюны. Разнообразие архитектурной темы решается подобно музыкальной теме симфонического произведения. Архитектура филармонии неповторимо индивидуальна, а образный строй свойственен экспрессионизму. Образ здания оказывает большое эмоциональное и психологическое воздействие на зрителя.

Творчество Г. Шаруна перекликается с поздним творчеством Ф.Райта. Скульптурность форм, всефасадность, многоплановость, непрерывная смена ракурсов создают эмоциональную напряженность, усиливая активность восприятия архитектуры. Иррационализм работы Г. Шаруна был своего рода реакцией на кризис функционализма, однообразие «международного стиля».

 

Экспрессионистический антифункционализм получил широкое распространение во всем мире и был представлен яркими произведениями, достойно пополнившими золотой фонд архитектуры XX в. Он остается актуальным и в начале XXI в.

 

В 1990-е годы испанский архитектор С.Калатрава получил мировое признание своим изобретательством в области формообразования на основе новейших конструкций. Его произведения также отличает неокспрессио-нистический подход к созданию образа. Сантьяго Калатрава родился в 1951. Современный испанский архитектор, инженер и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Признанный лидер направления, которое часто называют "романтическим хай-тэком". В своем творчестве испытал влияние ле Корбюзье. Калатрава представил на суд публики разных стран и континентов многочисленные свидетельства своего неповторимого таланта, который посчитали необходимым отметить 12 университетов Европы и Америки, присвоивших испанскому архитектору почетное звание доктора Honoris causa. Большинство проектов архитектора находятся на границе архитектуры и инженерии. Сложное и, одновременно, новаторское конструктивное решение - отличительная черта его работ. Также в них четко прослеживается отпечаток еще одного призвания Калатравы - профессии скульптора.

Концертный зал в Тенерифе на Канарских островах, Испания (арх. С. Ка-латрава, 1991 — 1998 гг.), рассчитанный на 2 тыс. мест, решен в форме своеобразного изогнутого треугольника, нависающего над площадью на высоте 56 м. 50-метровый купол над главным залом напоминает эскизы архитектора на мотивы человеческого глаза и вызывает ассоциации с гигантской скульптурой, восходящей к формам природы. 

В 1976 г. был реализован проект О.Нимейера — административно-общественный комплекс в Куритиба, Бразилия. Здесь была применена уникальная конструкция, имеющая расстояние между опорами 30 и 60 м.

 

В 2001 г. было принято решение реконструировать здание и превратить его в музей. Новый проект О. Нимейе-ра дополнил здание необычной пристройкой на одной опоре, напоминающей форму глаза. В нижнем этаже этого сооружения расположены: холл, лекционный зал, бар и сцена, а на втором этаже — выставочный зал площадью 1500 м2, поднятый над землей. Он соединен со старым зданием подземным переходом. Старое здание представляет собой вытянутый глухой объем параллелепипеда с верхним светом (200 х 30 м). В новом музее размещена коллекция современного искусства, а также отдел, посвященный истории градостроительного планирования г. Куритиба. Образность и скульптурная пластика отличает это произведение мастера.

Информация о работе Неоэкспрессионизм 1950-2000 годов