Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2009 в 15:59, Не определен
Памятники Санкт-Петербурга
Великая Отечественная война прервала работы по благоустройству памятника. В суровые годы блокады жители Ленинграда особенно заботливо отнеслись к любимому саду. С первых дней войны устанавливается систематическое наблюдение за Летним садом. Мраморная скульптура была закопана по строго определенному плану, а бронзовый памятник И.А.Крылову укрыт деревянными щитами и мешками с песком. Экспонаты Летнего дворца Петра I вывозятся на Урал.
В Летнем саду появились щели для укрытия. Во время блокады на партере и южных склонах пруда были разбиты огороды, которые обрабатывали юные жители города. В память о героической обороне Ленинграда, аллея, проходящая вдоль партера, стала с тех пор называться Школьной.
Благодаря самоотверженной работе всех служителей Летнего сада в годы войны удалось сохранить дворец Петра I. Одним из первых среди музеев города он открылся в 1947 г. после небольшого ремонта.
В послевоенные годы ремонтные и восстановительные работы в Летнем саду разворачиваются в полную силу. Начинается посадка новых деревьев и кустарников, реставрируется мраморная скульптура, Невская ограда и другие архитектурные памятники.
В 1961-1964 гг. Специальными научно-производственными реставрационными мастерскими проводились крупнейшие реставрационные работы в Летнем дворце-музее Петра I под руководством архитектора А.Э. Гессена. В результате внешнее и внутреннее убранство здания в значительной степени получило первоначальный облик.
Интересный материал дали раскопки территории около Летнего дворца Петра I, проводившиеся во время реставрационных работ. Из архивных документов известно, что перед южным фасадом здания был прорыт “гаванец”, соединявшийся с Фонтанкой. Этот искусственный водоем, набережная и расположенные вокруг постройки были разобраны в конце CVIII в. В 1936 г. с южной стороны дворца была обнаружена клинкерная площадка с металлическими причальными кольцами, которая служила первоначальной набережной.
Как памятник регулярного стиля начала CVIII в. Летний сад не существует, но он не стал и пейзажным, так как старых деревьев почти не осталось.
Сейчас
гостеприимно распахивает двери
Летний дворец Петра I, в Кофейном домике демонстрируются
выставки, а в Летннем саду играет духовой
оркестр и устраиваются театрализованные
праздники. И сегодня Летний сад радует
своих гостей гармонией Невской ограды,
беломраморным царством скульптуры, тишиной
тенистых аллей.
Глава 2.
Садово-парковый ансамбль.
Регулярный парк конца CVII в.- начала CVIII в. в своей торжественности и праздничности представлял великолепное окружение дворца.
Обычно
парки в это время разбивались
на равнине или пологом склоне.
В ансамбле доминировал дворец, а
расположенные перед ним
Характерное для CVII в. асимметричное расположение дворца в ансамбле мы видим и в Летнем саду. Летний дворец Петра I в первом саду и дворец Екатерины I в третьем саду располагались на краю участка.
В России стала традицией связь архитектуры регулярного парка с окружающим пейзажем и водными пространствами. Первые дворцово-парковые ансамбли нового стиля возникали и развивались в Санкт-Петербурге, где изобиловали водные пространства. Но даже и здесь создавались искусственные гавани, каналы, бассейны, что вносило неповторимое очарование в облик молодого города. Разбитый около широкой полноводной реки Невы у истока реки Фонтанки самый первый сад Петербурга был отделен с западной стороны Лебяжьим каналом. Кроме того, в Летнем саду были устроены разнообразные по форме и назначению искусственные водоемы и “гаванец” около Летнего дворца Петра I.
В настоящее время сохранились только Лебяжий канал и Карпиев пруд, в котором разводили карпов для царского стола.
Углубление Лебяжьего канала и укрепление его откосов проводились в течение всего CVIII в.. В 1799 г. был устроен пирс по проекту архитектора Г. Пильникова, а в 1825 г. установлена чугунная ограда по рисунку архитектора Л.И. Шарлеманя 2-ого. Пирс украсили чугунные вазы-треножники (К.И. Росси). Капитальные работы по ремонту береговых откосов и устройству гранитной стенки проводились в 1955-1957 гг..
От ансамбля первой четверти CVIII в. остались также геометрическая планировка аллей, историческое место и очертания петровского партера. Партер начала CVIII в. в виде гладких газонов с широкой полосой цветов восстанавливался в 1941 и в 1947 годах, согласно проекту реставрации Летнего сада, предложенного архитектором Т.Б. Дубяго.
В зеленом оформлении Летнего сада преобладали такие деревья и кустарники, как дуб, ель, клен, липа, можжевельник, а цветники украшали тюльпаны, нарциссы, лилии, розы. Но в общей композиции садовых партеров главную роль играли не цветы. Партеры представляли часто зеленые газоны, окаймленные низкими палисадами из стриженных кустов букса, который в России заменялся можжевельником, шиповником или желтой акацией. Своеобразные узоры на земле создавались и такими строительными материалами, как песок различных оттенков, цветное толченое стекло, уголь, битый кирпич.
В
русском паркостроении начала CVIII
в. мы встречаем общие с Западной Европой
черты, которые не выходили за рамки регулярного
стиля. Но составные части композиции
могли сочетаться в неограниченном количестве
вариантов в зависимости от местных условий
и национальных традиций.
Глава 3.
Скульптура.
В России в CVII - CVIII вв. особенно охотно применялись серии из нескольких статуй, составляющих композиционную и смысловую общность. Вообще для паркового искусства CVIII в. свойственно стремление к иллюзорному расширению границ пространства. Это достигалось искусной расстановкой садовых скульптур.
Первоклассная техника, умелая свободная компоновка как наследство блестящей эпохи барокко объясняют высокий уровень мастерства в решении задач при создании декоративной скульптуры CVIII в.
Для
искусства позднего барокко и
особенно рококо характерно стремление
выполнять действительно
В Западной Европе того времени становится очень модным украшать сады произведениями античной пластики. Петр I и здесь не отстает от веяний времени, желая поместить в своей резиденции древнеримскую статую Венеры. В этот период отошли в прошлое образы классического стиля, а преувеличенная хрупкость и стройность, мягкая проработка тела прекрасной “Венус” перекликались с поисками новых идеалов женской красоты в искусстве начала CVIII в.
Привезенные в Летний сад раньше других изваяний скульптурные бюсты Яна Собеского и его жены Марии-Казимиры очень близки к официальным портретам конца CVII в..
Скульптурная группа “Амур и Психея” также датируются концом CVII в.. Неизвестный мастер выбирает кульминационный момент мифологической легенды, когда Психея, нарушив запрет богов, со светильником в руке, освещает лицо спящего возлюбленного. Яркой чертой барокко является композиция скульптурной группы, построенная на резких диагоналях движения Амура и Психеи, рассчитанные на контраст света и тени, а также эффектно развевающиеся одежды, легкая прозрачность локонов Амура и характерная фактура материала.
Среди произведений П. Баратта скульптурная группа “Мир и изобилие”- довольно типичная для своего времени аллегория. Мастер постарался ввести в композицию полный набор разных символов. Это рог изобилия, факел войны, знамя, щит с головой Горгоны, лавровый венок и пальмовая ветвь. Кроме двух женских фигур, скульптор изображает льва-побежденную Швецию и орла-победительницу Россию. Как художественное произведение эта тяжеловесная и несколько перегруженная композиция с фигурами удлиненных пропорций и сглаженной поверхностью тел характеризует стиль Баратта, близкий классицизму академического толка. Другими отличительными чертами этого направления в искусстве конца CVII в. стали и фронтальная замкнутость композиции, и однообразие лиц, вылепленных по канонам “классической красоты”. Подпоркой для статуи “Слава”, также исполненной Баратта, служит обелиск-традиционный атрибут классицизма.
В Летнем саду есть статуи, сделанные неизвестными авторами, стиль исполнения которых очень близок Баратта. Это можно сказать о “Мореплавании” и “Архитектуре”.
Но Баратта не окончательно отошел в своем творчестве от барочных тенденций, что видно при знакомстве с некоторыми скульптурными бюстами Летнего сада. Очень интересен бюст Вакха. Наполненная движением композиция, непосредственность и живость облика бога вина заставляют отнести это произведение к одному из лучших в петровской коллекции.
Особенно хороши в Летнем саду четыре статуи скульптурной серии “Круговорот суток”, символизирующие время суток: светлую богиню утренней зари Аврору, жизнерадостного юного Полдня, усталого старика Заката, величественную мудрую Ночь. Автор серии Дж. Бонацца выступает как последователь школы Бернини. Глубокий философский смысл несет в себе образ “Заката”. Динамичная композиция, осязаемая проработка формы наполняют это произведение эмоциональным звучанием и внутренней силой. Статуя “Ночь” с наброшенным на плечи звездным покрывалом как бы застыла в скорбном молчании.
Скульптор Дж. Зорзони следует в своем творчестве также традициям барокко. Однако уровень исполнения “Сивиллы Ливийской” и “Сивиллы Европейской” ниже, чем произведений Бонацца. Но изображения Сивилл гармонично вписываются в природное окружение, становятся в саду, на фоне зеленой листвы, замечательными декоративными украшениями.
Прекрасными образцами садовой скульптуры стиля рококо являются статуи муз, исполненные братьями Гропелли. Мраморные изображения трех муз-Эвтерпы, Талии, Терпсихоры- сделаны как произведения круглой скульптуры, благодаря чему они воспринимаются в пространстве удивительно пластично и непосредственно.
В Летнем саду есть и другие скульптуры, исполненные в стиле рококо. Автор статуи “Беллона” Альвизе Тальяпьетра наследует традиции венецианской школы декоративной пластики. Широким складкам ниспадающего шарфа противопоставляются извивающиеся языки пламени, вырывающиеся из факела, большие круглые завитки перьев на шлеме и локоны волос, разбросанные по плечам. Художественный почерк стиля рококо по существу уничтожил истинный смысл жестокой богини войны, сделав статую лишь декоративным садовым украшением.
То же можно сказать и о статуе “Минерва”, богини мудрости и справедливой войны. Весь образ богини, полный изящества и грации, делает это произведение неизвестного автора одним из лучших среди скульптур Летнего сада.