Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2009 в 15:59, Не определен
Памятники Санкт-Петербурга
Многочисленной была в собрании и группа садовой скульптуры мифологического содержания- статуи, изображавшие, в основном, античных богов. У входа в Летний сад со стороны Невы на Главной аллее посетителей встречает “Минерва”- богиня мудрой справедливой войны, а дальше, на третьей площадке, собрано несколько так называемых “земледельческих” мифологических персонажей: “Флора”, “Церера”, “Вертумн”, ”Помона”.
Сохранилось много описей CVIII-CC вв., по которым можно судить, что количество и местонахождение скульптур постоянно менялось.
Скульптура Летнего сада большей частью принадлежит неизвестным авторам. Среди подписанных работ наиболее обширно представлено творчество венецианского скульптора Пьетро Баратта (скульптурная группа “Мир и изобилие”, “Ништадтский мир”).
С творчеством отца и братьев Гропелли нас знакомят статуи “Истина”, “Искренность”, а также изображения муз.
Мраморная скульптура и все декоративное убранство Летнего сада создавало великолепный фон для Летнего дворца Петра I.
Летний дворец Петра I- единственное сооружение, сохранившееся с начала CVIII в. в Летнем саду. В 1701г. место, где расположен Летний дворец, называлось “Коновым двором”. Со всех сторон омываемый водами рек Невы, Фонтанки и прорытого с юга гаванца дворец лишь западным фасадом был обращен в сторону парка.
На этом участке почти одновременно с закладкой сада строится деревянный летний дом. Первоначальный Зимний дворец возводится в первую очередь, так как он был более необходим в условиях северного климата. Только в 1710-1712 гг. вместо деревянного дома сооружается каменный Летний дворец, автором проекта которого стал архитектор Доменико Трезини. Но с течением времени имя архитектора петровского дворца в Летнем саду забылось и историки начала CC в. приписывали авторство другим мастерам, в частности Андреасу Шлютеру.
В настоящее время известно, что начавшиеся в 1710 г. работы по сооружению самого здания были закончены через два года, а отделка его продолжалась еще на протяжении нескольких лет. Своим внешним и внутренним обликом Летний дворец резко отличался от московских хором допетровского с их запутанной планировкой и изрезанной линией контура. Характерные особенности этого сооружения, такие, как четкость планировки, когда небольшие комнаты группируются вокруг вестибюля и парадной лестницы, простота архитектурных форм, подчеркнутая скромность декорировки фасадов были свойственны многим зданиям Петербурга первой четверти CVIII в.. Этот стиль получил название петровского барокко.
В Летнем дворце Петра I так же, как и во многих других сооружениях, скульптурным украшениям отводилась активная роль в пропаганде идей времени. Фасады украшают 29 намазных барельефов, расположенных между окнами первого и второго этажей. Исполненные на мифологические сюжеты многие из этих барельефов в аллегорической форме прославляют Русское государство, превращая дворец царя в своеобразный памятник победам России в Северной войне. Другие барельефы не имеют иносказательного смысла и представляют скорее декоративные композиции. Среди авторов, по эскизам которых могли быть выполнены барельефы, исследователи называли имена Ж.-Б. Леблона, А.Шлютера, Г.И. Маттарнови.
В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг.. Первый этаж занимали комнаты Петра I, а второй-комнаты Екатерины I и детей. И хотя дворец не был парадным, его внутреннему оформлению уделялось огромное внимание.
Внутреннее убранство Летнего дворца отражало вкусы своего времени. Стены были украшены различными тканями, декоративной росписью, лепкой, резными деревянными панно и изразцовыми панелями. Потолки заполнили живописные плафоны, а полы были настланы паркетные, наборного дерева. Притом, декоративное оформление соответствовало назначению той или иной комнаты. Так, стены спален были затянуты бархатом, поварни облицованы изразцами, а танцевальную украсили китайские шелка. В начале CVIII в. дворцовые интерьеры невозможно представить без зеркал. В комнатах развешиваются царские портреты, картины западноевропейских мастеров.
Мебельное убранство дворца также соответствовало новому стилю. Значительная часть мебели вывозилась из стран Западной Европы, и постепенно царское жилище заполнялось массивными немецкими шкафами, английскими столами и стульями, уютными голландскими поставцами. Но многие предметы мебельного убранства изготовлялись русскими мастерами.
В Летнем дворце после смерти Петра I и Екатерины I, как предполагают, на протяжении целого столетия проживали придворные служащие. В царствование Александра I и Николая I одно из первых каменных зданий Петербурга сдается внаем на летний период крупным царским сановникам, таким, как князь Горчаков, князь Лобанов-Ростовский, министр финансов Канкрин.
С середины CIC в. современники начинают осознавать историческое и архитектурное значение памятника. Летний дворец закрывается, и только изредка его демонстрируют высокопоставленным гостям Петербурга.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1920-х гг., здание используется как выставочное помещение отдела быта Государственного Русского музея.
С 1934 г. Летний дворец Петра I стал историко-бытовым мемориальным музеем. Началась кропотливая работа по подбору коллекции нового музея, которая продолжается уже более шестидесяти лет. В настоящее время не во всех комнатах можно увидеть вещи, принадлежащие Петру I, в целом убранство интерьеров здания соответствует стилю начала CVIII в.
Летний сад в первой половине CVIII в. оставался местом проведения иллюминаций и торжеств, принимавших все более пышный характер. Поэтому царская резиденция продолжает развиваться и, наконец, в 30-40-х гг. CVIII в. достигает блестящего расцвета. Этот период в истории самого старого сада города связан с деятельностью выдающегося архитектора В.В. Растрелли. Работа в Летнем саду стала первой пробой сил мастера. По его проекту возводится деревянный летний дворец Анны Иоанновны, куда императрица переезжает в 1732 г.. Здание располагалось вдоль Невы на месте “Залы для славных торжествований”, по этому случаю разобранной. Сохранились описания, планы сооружения и проект, исполненный Растрелли. В 1730-х. гг. Окончательно оформилась композиция Летнего сада в районе партера и Лебяжьего канала. Главный вход в сад устраивается со стороны Большого луга, для чего через Лебяжий канал перекидывается подъемный мост. Сразу за мостом открывался вид на амфитеатр с каскадом, построенные Растрелли.
В 1740-х гг. крупное сооружение появилось там, где сейчас возвышается Инженерный замок. Построенный Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны Летний дворец по богатству декоративного убранства превзошел все ранее существовавшие в Летнем саду постройки.
Одновременно с постройкой дворца разбивается новый сад с лабиринтом липовых аллей, прудом, фонтанами, павильонами и другими малыми архитектурными формами. Устройством сада при третьем Летнем дворце также активно занимался архитектор Растрелли.
Особенно изменился облик ансамбля с южной стороны. Подъезжающие по широкой аллее, идущей от Невского проспекта, могли любоваться замечательной кованой решеткой с золочеными украшениями, за которой располагалась широкая площадь.
К 40-м гг. CVIII в. преобразились также третий Летний сад и Большой луг. Первый украшается затейливыми павильонами и сооружениями, предназначенными для аттракционов, широко распространившимися в этот период. Большой луг становится так называемым Променадом, то есть садом для прогулок. Но с началом царствования императрицы Елизаветы Петровны этот интереснейший ансамбль постепенно приходит в упадок.
В это время вход в Летний сад устанавливается со стороны Невы, и весь комплекс царской резиденции получает окончательное завершение. В архитектурных памятниках Летнего сада первой половины CVIII в., как в зеркале, отразилась история развития стиля барокко в России. В дальнейшем Летний сад уже никогда не достигал большего расцвета.
Во второй половине CVIII в. развертывается строительство пригородных ансамблей. Парки Павловска, Гатчины, Ораниенбаума и других пригородов Петербурга стали классическими образцами нового стиля. А преданный забвению Летний сад постепенно лишается прежнего ухода. К тому же его разрушают опустошительные наводнения, самое сильное из которых случилось в 1777 г.
Во второй половине CVIII в. уже сформировавшийся архитектурный центр Петербурга требует законченного оформления набережной Невы. Берега облицовываются гранитом от “Летнего дому до Галерного двора”, а Летний сад отделяется от проезжей части замечательной по своим художественным качествам оградой. Ю.М.Фельтен, автор отделки набережной стал ведущим архитектором при проектировании решетки. С 1770 по 1784 г., когда проводились работы по ее возведению, в Петербург были привезены металлические звенья решетки, выкованные на тульских заводах, финский гранит для цоколя и колонн.
Летний сад во второй половине CVIII в. становится местом прогулок для петербургских жителей. Если по указу 1755 г. разрешалось посещать сад 2 раза в неделю и в праздничные дни, то к CIC в. доступ в сад расширяется. Однако вплоть до 1917 г. плохо одетому простолюдину вход запрещается. История Летнего сада хранит немало традиций, сложившихся в это время: с 1751 г. устраиваются концерты оркестра роговой музыки, а позднее- оркестра духовых инструментов, общественные развлечения и большие праздники.
В CIC в. аллеи сада были местом встреч, прогулок для А.С. Пушкина, И.А. Крылова, И.А. Гончарова, П.И. Чайковского и многих других поэтов, писателей, композиторов, художников.
В первой половине CIC в. в Летнем саду опять работают выдающиеся мастера. Архитектор К.И. Росси строит в 1826 г. Кофейный домик на берегу Фонтанки, где в былые времена находился грот. Центральный зал Кофейного домика в Летнем саду украшают лепной фриз и две круглые кафельные печи. Фасады здания также декорированы лепными гипсовыми барельефами, отлитыми по рисункам скульптора В.И. Демут-Малиновского. В целом архитектурное решение Кофейного домика соответствует представлению о классицизме как о стиле с ясной логикой художественного построения.
Сохранились в Летнем саду и следы деятельности архитектора Л.И. Шарлеманя 2-го. В 1827 г. по проекту в Летнем саду строится Чайный домик в виде одноэтажного павильона с цоколем из путиловской плиты и деревянными стенами, имитирующими фасады каменного здания. Одновременно заканчиваются работы по оформлению южной территории сада. Набережная Мойки и проходящая рядом улица отделяются чугунной решеткой, отлитой также по проекту архитектора Шарлеманя. Основным ее украшением являются щиты с изображением головы Медузы Горгоны. Но эта часть сада приобретает современный вид только к 1839 г., когда около Карпиева пруда устанавливается ваза из эльфдальского порфира, подаренная Николаю I шведским королем Карлом Иоанном CIV.
Около Чайного домика 12 мая 1855 г. состоялось открытие бронзового памятника И.А. Крылову, исполненного скульптором П.К. Клодтом. Очень интересен гранитный пьедестал с отлитым в бронзе скульптурным фризом, на котором изображены персонажи крыловских басен. В этой работе принимал участие художник А.А. Агин, рисунки которого послужили основой для рельефных композиций постамента.
Памятник И.А. Крылову, отлитый на средства петербуржцев, стал первым в городе памятником русскому писателю. После его установки завершается оформление Летнего сада в том виде, к какому мы привыкли в настоящее время.
После
Великой Октябрьской