Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 12:03, реферат
Большой Театр... Сколько мыслей, чувств, воспоминаний рождают у любителя искусств человека эти слова! Москвичи и гости столицы не перестают восхищаться этим архитектурным шедевром. Стройные колонны придают театру особую величавость и торжественность. Вместе с тем здание отличает четкость планировки. Большой театр, площадь перед ним - одна из ключевых зон архитектурного ансамбля столицы. Невозможно себе представить Москву без Большого театра. Невозможно не увидеть, не заметить его, проезжая через город, или пройти равнодушно мимо его здания, забыть его облик.
Введение – стр.1
Петровский театр (1780-1805) – стр.1
Деревянный Арбатский Театр (1808-1812) – стр.3
Большой Петровский театр (1825-1853) – стр.3
Театральная площадь – стр.5
Большой Театр (1856-1917) – стр.6
После 1917 года – стр.9
Театр во время и после войны. Реставрация театра. – стр.10
В заключение: современность. – стр.11
МСписок использованной литературы – стр.12
Значительным изменениям подвергся и внутренний вид театра. Зрители входили в вестибюль и поднимались в фойе по белокаменным лестницам. Всю среднюю часть здания над вестибюлем занимает главное (Белое) фойе, окнами выходящее к портику и перекрытое цилиндрическим сводом с орнаментальной росписью. Множество встроенных зеркал зрительно увеличивают объем зала. Первоначально фойе освещалось одной люстрой и бронзовыми канделябрами. С введением газового освещения канделябры были заменены бра, существующими поныне, а вместо одной люстры подвешены три с пышным хрустальным убранством. К главному фойе примыкают четыре зала: с правой стороны два зала бывшего императорского фойе, а ныне Круглый и Бетховенcкий залы, а с левой - хоровой и экспозиционный залы.
При реконструкции зрительного
зала Кавос стремился в первую
очередь исправить его
Зрительный зал, декор которого сохранился до наших дней, был оформлен с исключительной торжественностью, хотя и отличался некоторой эклектичностью, характерной для архитектуры второй половины XIX века. Сам Кавос писал об архитектуре зала Большого театра следующее: «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренностей лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».
Скульптурные работы были выполнены Шварцем, резьба и лепнина барьеров с особым орнаментом - Ахтом и его двумя братьями, степная живопись - академиком Титовым. Следует особо сказать о росписи Титовым подвесного плафона зрительного зала, общей площадью почти 1000 квадратных метров, посвященного Аполлону и музам, покровительницам различных видов искусства. Весной и летом, повествует легенда, на склонах лесистого Геликона и на высоком Парнасе Аполлон водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемозины. Юные, прекрасные музы поют под звуки золотой кифары Аполлона. Величаво идет увенчанный лавровым венком Аполлон, а за ним следует хор муз: Каллиопа (с флейтой) - эпическая поэзия, Эвтерпа (с книгой и флейтой) - лирическая поэзия, Эрато (с лирой) - любовная поэзия, Мельпомена (с мечом) - трагедия, Талия (с маской) - комедия, Терпсихора (с тимпаном) - танец, Клио (с папирусом) - история, Урания {с глобусом) - астрономия, Полигимния - священные гимны, однако художник изобразил ее музой живописи - с кистью и красками. Когда Аполлон и музы появляются на Олимпе, все замолкает вокруг, не сверкают молнии в руках Зевса-громовежца, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары Аполлона. Интересно, что в 1940 году был объявлен конкурс на замену старой живописи плафона зрительного зала новой на тему: «Апофеоз искусств народов СССР». В конкурсе приняли участие крупнейшие мастера монументального искусства. Ни один из конкурсных проектов не был реализован в натуре.
Одной из достопримечательностей театра Кавоса стал занавес, выполненный в совершенно новом стиле. Он был написан венецианским профессором живописи Козрое-Дузи и являлся уже не декорационной живописью, а скорее грандиозной картиной, отделанной во всех подробностях. По обычаю итальянских театров изображать па главном театральном занавесе какое-либо событие из истории своего города, для занавеса Большого театра также был выбран один из важнейших моментов истории Москвы. А именно 1612 год, запечатленный в опере М.Глинки «Жизнь за царя», - торжественная минута встречи москвичами с хлебом и солью перед Спасскими воротами Кремля доблестного русского воинства во главе с Мининым и Пожарским. Этот занавес украшал сцену Большого театра в течение 40 лет и весной 1896 года был заменен новым - «Вид на Москву с Воробьевых гор», - выполненным художником Андреевым по рисунку академика живописи Бочарова. Антрактный занавес - «Торжество муз» - был работы художника Ламбина.
Вентиляция и освещение зала. Остается рассказать о вентиляции и освещении зрительного зала театра 1856 года. В первые десятилетия вентиляция его была весьма примитивна. Для освежения воздуха было сделано в крыше театра широкое отверстие, которое вытягивало и дым от ламп, и сгустившийся воздух в зале. Для пополнения воздуха двери лож, ведущие в коридоры, были сделаны так, что на десять сантиметров не доходили до притолоки, что давало дополнительный приток воздуха в зал.
Кавос выполнил и эскиз центральной люстры зрительного зала. Она была трехъярусной - три золоченых круга, один меньше другого, свисали над залом. Переливаясь радужными искрами, хрустальные подвески, которых было более 15 тысяч, чуть-чуть покачивались под расписным плафоном зала. Л среди них светились желтоватым пламенем 330 масляных ламп. Чтобы зажечь лампы, люстру поднимали вверх, в специально оборудованное помещение. В особо торжественные дни зажигали свечи в канделябрах. В 1863 году люстра была заменена на новую, шестиметрового диаметра, дошедшую до нас, с 408 газовыми рожками и уже с 13 тысячами хрустальных подвесок. В 1893 году газ был заменен электролампами накаливания, а люстра осталась прежней.
Сцена театра Кавоса также отличалась от прежней своей вместительностью, хотя и уступала по размерам некоторым итальянским театрам. Вся механическая часть сцены - лестницы, подъемные полы, люки, машины и прочие приспособления - была устроена машинистом Вальцем. В дальнейшем сцена постоянно механизировалась, ручной труд заменялся Механизмами.
Вот таким, уже не Большим Петровским, а просто Большим театром, здание было совершенно готово к лету 1856 года и открыто 20 августа оперой В. Беллини «Пуритане», прошедшей с огромным успехом. Здание Большого театра, за исключением небольших переделок и с привнесением современной технической модернизации, сохранилось до наших дней. Правда, небольшие пожары случались еще не раз, например 27 декабря 1874 года во время антракта балета «Кащей», но без особого ущерба быстро ликвидировались.
В 1893 году было обращено внимание на значительные трещины в наружных и внутренних стенах здания театра. Причиной этого явилось постепенное загнивание деревянных свай, на которых были возведены стены, а также понижение уровня грунтовых вод, происшедшее вследствие заключения Неглинки в трубу и устройства водопроводных и канализационных линий. Тогда же архитектором Э. Гернетом была сделана пристройка со стороны заднего фасада театра, и портик его оказался внутри здания. Сооружение пристройки было вызвано отсутствием элементарно необходимых помещений закулисной части. Однако эта пристройка лишь ухудшила архитектуру здания и очень незначительно улучшила условия работы артистов и технического персонала. Первый капитальный ремонт театра прошел весной 1895 года: он был вызван осадкой здания, и продолжавшими появляться в его стенах трещинами. Под часть наружных стен был подведен каменный фундамент. В 1902 году во время спектакля произошла осадка степы зрительного зала, заклинившая все выходные двери лож средней части. Чтобы выйти из зала, публика вынуждена была перелезать через барьеры соседних лож, ближайших к сцене. Однако в дореволюционный период работы по реставрации и ремонту здания Большого театра не проводились, и оно пришло в катастрофическое состояние.
ПОСЛЕ 1917 ГОДА.
После февральской революции
императорские театры прекратили свое
существование. 13 Марта торжественным
апофеозом «Освобождение
Судьба Большого театра в течение ряда лет была предметом обсуждения. Временами вопрос о существовании театра вставал настолько остро, что высказывались предложения не только о его закрытии, но и об уничтожении самого здания как цитадели «косного и мертвящего» академизма. После жарких дебатов Большой театр было решено сохранить, реорганизовав его работу. В здании театра проходили заседания правительства, съезды правящей партии, заседания городского совета. На съезде Советов 30 декабря 1922 года было принято решение о создании СССР. Продолжались и спектакли, также в театре прошёл пятилетний цикл симфонических концертов из произведений русской и зарубежной классики, которые сопровождались пояснительными выступлениями. Концерты проходили в зрительном зале: барьер, отгораживающий зал от оркестровой ямы, снимался, струнная группа располагалась на специально изготовленных станках.
В начале 20-х годов в здании театра был открыт для публики концертный зал, ставший одним из самых изящных и музыкально совершенных залов столицы, - ныне Бетховенский зал. Зал бывшего императорского фойе до революции был, естественно, недоступен широкой публике. Только избранные могли видеть его стены, обитые шелковой тканью с ручной вышивкой многоцветной шерстью, выполненной в стиле Людовика XV. Замечательный, староитальянской лепки потолок; две бронзовые, великолепной работы люстры, каждая из которых унизана почти 5 тысячами восьмигранными миндалинами чистейшего хрусталя. Зал имеет совершенную акустику, и в существующем виде был оформлен в 1895 году. Бетховенским он назван оттого, что в 1921 году, когда зал был открыт широкой публике, праздновалось 150-летие со дня рождения немецкого композитора, а в зале звучали его произведения. В 1965 году здесь был установлен бюст композитора работы московского скульптора Шапиро.
В первые годы Советской власти была создана специальная комиссия по обследованию состояния здания Большого театра, и начались работы по его ремонту и реконструкции. Особые опасения вызывало состояние сцены и зрительного зала. Под руководством инженера-архитектора Рерберга в августе 1921 года были начаты, а в 1923 году завершены работы по подводке фундаментов под две полуциркульные стены зрительного зала, переложению сводов над коридорами ярусов и выправлению деревянных конструкций всех лож. Основная часть работ выполнялась одновременно с театральной деятельностью. В последующие годы велись крупные работы по замене несущих конструкций, осуществлялись противопожарные мероприятия. В 1926 году был изготовлен и смонтирован противопожарный занавес, отделивший сцепу от зрительного зала, а также проведены мероприятия по улучшению условий работы артистического и технического коллективов. Капитально реконструируется и механизируется сцена. Деревянные фермы заменяются металлическими, углубляется помещение под сценой, создается нижний трюм. В подвальной части здания восстанавливается помещение гардероба для зрителей партера, засыпанное грунтом при строительных работах после пожара 1853 года. К 20-м годам относится создание на сцене звонницы, не существующей пи в каком другом театре мира. Ее собирал по всей стране бывший звонарь Кусакин, который затем в течение многих лет являлся единственным исполнителем колокольного звона в спектаклях. Колокола звонницы подобраны по тональности, Их около 40 - от крупных, весом свыше 5 тысяч килограммов, до мелких, весом в несколько килограммов, и диаметром от 2 - 3 метров до 20 сантиметров.
ТЕАТР ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ВОЙНЫ. РЕСТАВРАЦИЯ ТЕАТРА.
В начале 1941 года группа архитекторов под руководством академика И. Жолтовского разработала проект наружной реконструкции здания Большого театра и перепланировки бывшей Театральной площади. Предполагалось увеличить здание театра в длину на 30 метров, а также провести ряд других мероприятий, но проект не был осуществлен. 15 апреля 1941 года Большой театр прекратил спектакли на основной сцене для проведения срочных ремонтных работ.
В начале войны коллектив Большого театра был эвакуирован в город Куйбышев. В эвакуации коллектив работал год и девять месяцев. 28 октября 1941 года, в четыре часа дня, прорвавшийся к Москве бомбардировщик сбросил на Большой театр 500-килограммовую бомбу, которая прошла между колоннами под фронтоном портика, пробила фасадную стену и разорвалась в вестибюле. Полностью разрушенными оказались скульптуры в нишах, лепнина, капители колонн портика, дубовые двери, оконные рамы, художественные торшеры. Была пробита и частично обрушилась стена главного фасада, разрушено перекрытие портика главного входа, обрушилось перекрытие вестибюля, повреждены балюстрада и ступени парадных лестниц, появились трещины на своде главного фойе, повреждена штукатурка, живопись свода и стен, появилась мелкая сеть трещин на плафоне зрительного зала. Воздушной волной были выбиты все стекла, разрушены сантехническая система и асфальтовое покрытие у театра на площади 250 квадратных метров. К счастью, уникальная люстра театра в это время была спущена вниз и закрыта щитами.
Театр стоял темный, завешенный маскировочными сетями и казался мертвым. Но внутри холодного, не отапливаемого помещения, сразу же начались ремонтные и реставрационные работы. Реставраторы трудились по 10 - 12 часов в сутки, работая на строительных лесах под потолком над восстановлением живописного плафона зрительного зала, осторожно, стараясь не повредить авторский слой росписи, а также уникальную акустическую деку, находящуюся под плафоном. Всего за 240 дней, в тяжелых условиях военного положения, работы по реставрации плафона были закончены. В 1942 году восстановили также роспись плафона главного фойе, провели позолотные работы в зрительном зале и его интерьерах, отделку дверей «под французский лак» и другие работы. Бригадой позолотчиков руководил известный мастер И. Пашков, работами по лепнине - скульптор Г.Мотовилов. Словно маг и волшебник, творил в это время чудеса архитектор театра А.Великанов: он делал бра из гипса, ввиду нехватки металла из простого железа гнул красивые декоративные ручки. Выполненные им отдельные детали так вписались в интерьер Кавоса, что порой нельзя было отличить подлинный, первоначальный и восстановленный декор. Были также восстановлены фасад театра и скульптуры в нишах. Одну из них выполнил М.Рукавишников, другую С. Кольцов.
Летом 1943 года в Москву вернулась часть коллектива, работавшая в Куйбышеве, а 26 сентября того же года спектаклем «Иван Сусанин» Большой театр вновь открыл двери для зрителей. В 50-е -70-е годы здание театра в целях его сохранности постоянно находилось под тщательным наблюдением. Так, по решению правительства, в 1950 году проводился целый ряд противопожарных мероприятий. Деревянные фермы зрительного зала были заменены на металлические, выполнены работы по внутреннему устройству. Через восемь лет были проведены работы по установке систем кондиционирования воздуха, как в зрительном зале, так и в репетиционных помещениях, артистических комнатах, на сцене. Для размещения соответствующего оборудования были сооружены две шестиэтажные пристройки к заднему фасаду, а также подземное помещение на площади - для компрессоров и артезианских скважин. Были проведены работы по механизации сейфа мягких декораций, во фронтоне портика был создан склад театральных костюмов. Реставрирована была и знаменитая квадрига с Аполлоном, работой руководил мастер-литейщик Лукьянов, который извлек из головы покровителя искусств осколок времен военных лет.
В здании театра по проекту архитектора Турчановича был сооружен и открыт 5 июня 1965 года верхний репетиционный зал под самой крышей, в помещении бывшего декорационного зала. Репетиционная сцена равна игровой площадке основной сцены по размерам и форме. Зал, прилегающий к ней, имеет оркестровую яму, амфитеатр на 180 мест, которые занимают обычно те, кто участвует в создании спектакля: режиссеры, балетмейстеры, художники, музыканты и артисты. Есть здесь также складские помещения для декораций, кинопроекционная установка, классы для занятий солистов оперы. Открытие этой сцены позволило коллективу вести параллельную работу по подготовке новых и возобновлению редко идущих спектаклей.
Информация о работе История архитектурного ансамбля большого театра