Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:13, реферат
Во времена Киевской Руси был задан вектор культурно-исторического развития на стыке языческих традиций и обретенного христианства. Культура этой эпохи отличалась бурным расцветом локальных феодальны центров и соответствующим формированием местных художественных стилей в архитектуре, прикладном и изобразительном искусстве. Прекраснейшим пластом культуры Киевской Руси является храмовое зодчество.
Большинство христианских храмов в Киевской Руси были деревянными (обычно из дуба, но резные украшения часто делались из липы). К сожалению, сведения об этих храмах появляются в летописях лишь в связи с пожарами, в которых храмы горели. Основное представление об архитектуре той эпохи нам дает конечно же храмы каменные.
Введение
История государства складывается не только из политики и экономики, не только из завоеваний и поражений. Историю невозможно представить без культуры – какое бы из пониманий этого широкого термина мы не имели ввиду.
Под культурой можно понимать все материальные и духовные достижения человечества, а можно – достигнутый уровень развития цивилизации. Часто под этим словом понимают сферу искусства и образования.
Архитектура являет собой воплощение всех этих понятий: это и материальная ценность, и достижение мысли (технической и художественной), большинство древних архитектурных памятников несут сакральный смысл, являясь частью различных религиозных культов. Одновременно с этим архитектурные шедевры различных эпох представляют несомненную ценность как произведения изобразительного искусства, как шедевры художественного творчества.
Отечественная культура, находясь под влиянием различных стилей и культурных направлений, оставалась самобытной и узнаваемой.
В общей культуре Руси отразились традиции, множества словянских племен: полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, а также влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофинов, балтов, иранских народов, западных и южных славянских народов. Несомненно, после принятия христианства Русь испытывала сильнейшее влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Завоевание Руси, хотя и замедлило темпы историко-культурного процесса, однако не только не прервало его, но отчасти даже обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культур начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в последующую эпоху. Запас прочности культурного наследия Руси оказался столь могуществен, что в трудные, переломные годы насильственно прививаемые к его стволу чужеродные ростки не только не погубили дерево, но прижились на нем и дали новые всходы1.
Во
времена Киевской Руси был задан
вектор культурно-исторического
Большинство христианских храмов в Киевской Руси были деревянными (обычно из дуба, но резные украшения часто делались из липы). К сожалению, сведения об этих храмах появляются в летописях лишь в связи с пожарами, в которых храмы горели. Основное представление об архитектуре той эпохи нам дает конечно же храмы каменные.
Цель работы - рассмотреть основные тенденции в появлении развитии храмовой архитектуры Киевской Руси.
1.
Первые храмы Киевской
Руси
1.1.
Десятинная церковь
Когда говорят об архитектуре Руси, прежде всего, вспоминаются храмы – «белокаменные», «златоглавые». Но до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру.
До христианства каменными обычно были княжеские дворцы. И они были весьма значительными и по размерам, и по качеству отделки и украшений, поскольку дворцы были местом и сбора княжеской дружины, а у Владимира пировала и вся знать города, вплоть до выборных десятских и сотских. Летописец сообщает «о тереме каменном» княгини Ольги. Этот «те рем» был обнаружен киевской археологической экспедицией в 1970 г. Но все- таки расцвет русской архитектуры приходится именно на рост храмового зодчества.
Первые храмы появились на Руси сразу после принятия христианства. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина описано принятие Владимиром веры: осознав заблуждение язычества он принялся искать истину в различных верах. К князю приходили послы и рассказывали о своих верах, но ни одна не нравилась Владимиру. И однажды пришел византийский философ и принялся рассказывать о сотворении мира, о рае, о первых людях и грехопадении, о христианском искуплении. Завершил он свой рассказ красочным описанием Страшного Суда и грешников, обреченных на вечные муки, в то время как праведные отправятся в рай. Поражённый этим, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым.!» - «Крестись, - ответствовал философ, - и будешь в раю первым».
После крещения князь Владимир (получивший при крещении греческое имя Василий) князь построил деревянную церковь св. Василия на месте идола славянского бога Перуна. А в 989-996 годах призвал из Константинополя искусных зодчих для постройки каменного храма. Эта церковь была построена во имя Богоматери, но в народе ее прозвали Десятинной, так как князь выделил на ее постройку десятую часть своих княжеских доходов.
Из Византии вместе в христианской верой пришла и традиция храмового строительства. Традиционно, византийский храм имел крестово-купольную систему, в основе которой лежит квадрат, расчлененный четырьмя опорами на три нефа, а востоке храм заканчивался апсидой.
При
постройке Десятинной церкви было учтено,
что это первый крупный храм Киева,
поэтому она имела
Старые,
языческие традиции тоже нашли свое
отражение: храм с трех сторон окружали
галереи-гульбища.
1.2.
Софийский собор
При Ярославе мудром территория Киева была значительно расширена и композиционной доминантой стал построенный им Софийский собор. Не исключено, что он был заложен сразу после занятия Ярославом Киева, но затем строительство было прервано, поскольку Ярослав до 1036 г. предпочитал пребывать в Новгороде.
Будучи посвященным Божественной Премудрости, по праву признается самым значительным памятником архитектуры (да и культуры в целом) Киевской Руси.
Над собором работали греческие и русские мастера. Имея общий для храмов принцип крестово-купольной основы, он был расширен двумя нефами и увеличен в длину тремя столбами и составлял в плане пятинефный крестово-купольный храм. Как и Десятинная церковь, его окружали галереи-гульбища с севера, запада и юга, но галереи были в отличии от Десятинной церкви, этот собор был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной.
Куполов у собора было 13 - это русская традиция, также, может быть, имеющая языческие корни. Однако, цифра 13 имела и чисто христианскую символику - Христос и 12 апостолов.
Стены сложены из рядов тесаного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была и у большинства других древнерусских храмов.
В ансамбль Софийского собора входили не только церковные постройки, но также палаты митрополита и княжеский дворец. Софийский собор в Киеве не возносился над землей, а разрастался вширь, создавая пирамидальную композицию, которая воспринималась одинаково торжественно с любой из четырех сторон.
Вслед
за киевской Софией были построены
Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.
Новгородская София (1045—1060) существенно
отличается от киевского собора. Она проще,
лаконичнее, строже своего оригинала.
Для нее характерны некоторые художественные
и конструктивные решения, не известные
ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству:
кладка стен из огромных, неправильной
формы камней, двускатные перекрытия,
наличие лопаток на фасадах, аркатурный
пояс на барабане и др. Частично это объясняется
связями Новгорода с Западной Европой
и влиянием романской архитектуры. Новгородская
София послужила образцом для последующих
новгородских построек начала XII в.: Николо-Дворищенского
собора (1113), соборов Антониева (1117—1119)
и Юрьева (1119) монастырей. Последней княжеской
постройкой этого типа является церковь
Иоанна на Опоках (1127).2
2.
Развитие архитектуры
в период феодальной
раздробленности
2.1.
Общие тенденции
развития архитектуры
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. строительная активность в Киеве, конечно же, не прекратилась, но таких грандиозных сооружений как Десятинная церковь и София Киевская более никто не отважился возводить. Преемники Ярослава с усердием занялись возведением монастырей и соборов - придворно-княжеских и так называемых земельных (земельным называли главный храм княжества).
При взведении храмов русских зодчие все больше и больше отступали от византийских архитектурных традиций, постепенно складывался особенный русский канон храмовой архитектуры. Чаще всего, храмы были крестово-купольные с притвором, шестистолпные, трехнефные, трехапсидные и одноглавые. Притвор оставался значимой составляющей, как и в первых киевских храмах: в отдаленных от Киева землях было много людей только собиравшихся принять крещение и они не могли присутствовать в храме непосредственно во время богослужения.
Придворно-княжеские соборы строились прямо на княжеском дворе и даже соединялись с палатами князя крытым переходом. Княжеские храмы были, как правило, также крестово-купольные, одноглавые, трехнефные, трехапсидные, но четырехстолпные и не имели притвора. То есть они были не предназначены для большого скопления народа, в том числе некрещеного. Другой отличительной чертой придворно-княжеских соборов были хоры в западной части, их предназначали в основном для женщин-аристократок. Также частым атрибутом придворно-княжеских храмов были галереи-паперти в северной и южной стороны со множеством аркосолий, предназначенных для погребения князя и членов его семьи. Такой собор был одновременно и храмом, и усыпальницей, и некрополем.3
Период феодальной раздробленности (XII-XIII в.в.) не только разбил Русь на множество враждующих княжеств, он явился периодом роста городов и, как это не странно - подъемом искусства. Раздробленность не вызвала культурного упадка, напротив - при полной политической и военной раздробленности формируется культурное единство.
Бурное строительство на северо-востоке Руси начинается при Владимире Мономахе, продолжается его сыном и в итоге в Залесье формируется один из красивейших архитектурных ансамблей в средневековой Европе.
При Юрии Долгоруком расцветает белокаменное зодчество и формируется стиль, называемый суздальским. Своеобразной «родоначальницей» стиля называют церковь Бориса и Глеба. Она была построена в селе Кидекше, в 4 км от Суздаля, где, по легенде останавливались святые князья Борис и Глеб, по пути из Ростова и Суздаля в Киев. Церковь была храмом-крепостью, сложенной из белого камня. Каменные блоки были очень плотно подогнаны друг к другу, и составляли мощный куб с щелевидными окнами, похожими на бойницы, с тремя массивными апсидами, широкими лопатками, шлемообразным куполом.
Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, окончательно перебравшись во Владимир, сделал все возможное, чтобы город красотой своей и богатством затмил Киев. По примеру многих христианских городов в крепостной стене вокруг города были сооружены ворота и главные из них по традиции именовались Золотыми. Это строение также имело культовое значение - они были возведены в Константинополе и во всех крупных городах в память о въезде Иисуса в Иерусалим через ворота, называвшиеся Золотыми. Золотые ворота Владимира были увенчаны надвратной церковью с золотым куполом. С другой стороны, противоположной Золотым вратам были воздвигнуты Серебряные ворота, столь же величественные и массивные.
Ставшие
уже традиционными для
Одним из самых знаменитых творений в этом стиле является церковь Покрова на Нерли, посвященная празднику Покрова Пресвятой Богородицы (сам праздник был установлен князем в ознаменование объединения земель русских под главенством Владимира4). Этот придворно-княжеских храм неподалеку от палат Андрея Боголюбского был воздвигнут в память о любимом сыне князя Изяславе, который погиб в победоносном походе в 1164 году. Одноглавая церковь устремлена вверх, удивительно гармоничные пропорции заставляют ее буквально парить над окрестными заливными лугами. Трехчастное деление фасадов соответствует организации всего внутреннего пространства храма и составляет гармоничное целое с закомарами (арочными завершениями стен), повторяющимися в рисунке порталов и оконных проемов. Несмотря на элементы сурового романского стиля, храм удивительно трогательный и не зря его называют самым лиричным памятником русского зодчества.