Позиция Конституционного Суда РФ по вопросам адвокатской тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Обозначенная тема относится к разряду «вечных тем» нашей профессии и представляет исключительный интерес не только для адвокатов, но и для всего гражданского общества. Нет доверия, нет адвокатской тайны, нет и самого института адвокатуры. Адвокатская тайна, ее пределы, гарантии соблюдения – это одни из сложнейших вопросов адвокатской деятельности

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие адвокатской тайны…………………………………………………...5
2. Позиция Конституционного Суда РФ по вопросам адвокатской тайны…...8
Заключение…………………………………………………………….…………17
Список использованной литературы…………………………………..……….19

Файлы: 1 файл

Контр раб АДВОКАТУРА.docx

— 35.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

1. Понятие адвокатской тайны…………………………………………………...5

2. Позиция Конституционного Суда РФ по вопросам адвокатской тайны…...8

Заключение…………………………………………………………….…………17

Список использованной литературы…………………………………..……….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обозначенная тема относится к разряду «вечных тем» нашей профессии и представляет исключительный интерес не только для адвокатов, но и для всего гражданского общества. Нет доверия, нет адвокатской тайны, нет и самого института адвокатуры. Адвокатская тайна, ее пределы, гарантии соблюдения – это одни из сложнейших вопросов адвокатской деятельности.

Конфиденциальность взаимоотношений адвоката и доверителя, гарантирующая соблюдение адвокатской тайны является публично - правовым принципом и охватывает не только и не столько интересы адвоката и его клиента, а осуществляется, прежде всего, в интересах правосудия и, в конечном счете, всего гражданского общества. И в уголовном и в гражданском судопроизводствах особая значимость соблюдения этого принципа совершенно очевидна. Важность этого принципа для уголовного судопроизводства состоит в том, что там адвокат является покровителем своего доверителя, его вторым я, защитником от государственного обвинения. Адвокат как бы сливается в одно целое со своим Доверителем. Естественно ни один человек не захочет рассказывать свои тайны другому, если будет хотя бы допускать, что они могут стать достоянием иных лиц, тем более, если такие знания могут быть обращены ему во вред обвиняющей стороной.

Не менее важно соблюдение адвокатской тайны и в бизнесе. Если ее не соблюдать, клиенты начнут врать своим адвокатам, и мы не сможем быть независимыми советниками доверителей в условиях неполноты информации и невозможности предупредить о правовых последствиях тех или иных их действий. В свою очередь разглашение адвокатской тайны в коммерческих делах может приводить к убыткам, к расторжению контрактов, уничтожению бизнеса или нерыночному обогащению одних за счет других. Именно поэтому все правовые системы мира признают и защищают законодательно институт адвокатской тайны, который уходит корнями к эпохе Римской империи, где в Дигестах Юстиниана римским судьям предписывалось следить, чтобы «адвокаты не давали свидетельских показаний по делу лица, чьи интересы они защищали»

 

 

  1. Понятие адвокатской тайны

 

В Указе Президента РФ от 6.03.1997 № 188, определяющем перечень конфиденциальной информации, к разряду такой информации отнесена и адвокатская тайна.

Для начала, необходимо определить, что такое тайна и ее соотношение с конфиденциальной информацией.

В проекте Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», внесенном Президентом РФ, ст. 12 посвящена адвокатской тайне. Статья гласит: «Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему клиенту».

Понятие адвокатской тайны и ее содержание дано в статье 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»: «адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю». Очень широкое и всеобъемлющее определение, казалось бы перекрывающее все аспекты тайны. Но на практике этого определения оказалось мало. Кодекс профессиональной этики адвоката более детально раскрыл это понятие и к таким сведениям относит: факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей; все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу; сведения, полученные адвокатом от доверителей; информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи; содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных; всё адвокатское производство по делу;4 условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем; любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи. Все эти сведения, перечень которых, очевидно, не носит исчерпывающий характер, являются объектом адвокатской тайны и подлежат защите.

Теперь посмотрим, как они защищаются по нашему закону? Существует шесть таких правил, которыми должны руководствоваться все юристы, защищая свое право на адвокатскую тайну:

 Общее правило - 1. Адвокат не  вправе разглашать сведения, сообщенные  ему доверителем в связи с  оказанием последнему юридической  помощи, без согласия доверителя (ст.6 Закона об адвокатской деятельности  и адвокатуре).

2. Адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого не подлежит допросу  в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи  с обращением к нему за юридической  помощью или в связи с ее  оказанием; (ст. 56 УПК РФ)

3. Адвокат не может быть вызван  и допрошен в качестве свидетеля  об обстоятельствах, ставших ему  известными в связи с обращением  к нему за юридической помощью  или в связи с ее оказанием (ст. 8 Закона об адвокатской деятельности  и адвокатуре). Обращаю внимание  на разночтение ст. 56 УПК –  не подлежит допросу, а ст. 8 Закона  об адвокатуре – не может  быть вызван и допрошен.

4. Проведение оперативно-розыскных  мероприятий и следственных действий  в отношении адвоката (в том  числе в жилых и служебных  помещениях, используемых им для  осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании  судебного решения. Полученные в  ходе оперативно-розыскных мероприятий  или следственных действий сведения, предметы и документы могут  быть использованы в качестве  доказательств обвинения только  в тех случаях, когда они не  входят в производство адвоката  по делам его доверителей. (ст. 8 Закона об адвокатской деятельности  и адвокатуре).

5. Негласное сотрудничество адвоката  с органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, запрещается. (Ст.6 Закона об адвокатской деятельности  и адвокатуре).

6. Подозреваемым и обвиняемым  предоставляются свидания с защитником  с момента фактического задержания. Свидания подозреваемого или  обвиняемого с его защитником  могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места  содержания под стражей видеть  их, но не слышать (Ст.18 ФЗ от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании  под стражей подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений")

Общий крупный минус нашего действующего законодательства – если для адвоката за нарушение адвокатской тайны предусмотрена ответственность, вплоть до прекращения статуса, то для остальных лиц, в том числе наших процессуальных противников такой ответственности нет, а суды общей юрисдикции чаще всего никак не реагируют на подобные нарушения.

Принципиально важным для всех нас является перенос содержания ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре о том, что вызов адвоката в качестве свидетеля невозможен, проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения, а полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей в наше уголовно-процессуальное законодательство

Таким образом, адвокатская тайна - это сведения, полученные адвокатом в процессе профессиональной деятельности в рамках отношений с клиентом по оказанию ему юридической помощи, в том числе сам факт обращения к адвокату, а также финансовые взаимоотношения адвоката с клиентом, которые не подлежат разглашению и не могут быть предметом свидетельских показаний.

2.Позиция Конституционного Суда РФ по вопросам адвокатской тайны.

 

Неоднократно в той или иной форме Конституционный Суд высказывался по вопросам адвокатской тайны. Судом было поднято и разрешено пять тем. Решались самые принципиальные вопросы :

- допрос адвоката;

- обыск в адвокатском образовании;

- осмотр помещения адвокатского  образования;

- личный досмотр адвоката; - проведение  налоговой проверки в адвокатском  образовании.

Для интереса: 2000 г. – 1 решение, 2003 г. – 1 решение, 2005 г. – 1 решение, 2007 г. – 1 решение 2008 г. – 4 решения, касающиеся адвокатской тайны. Это означает, что вопрос в последнее время стоит очень остро.

Трижды КС высказывался по вопросу возможности допроса адвоката об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи своему доверителю. К каким принципиальным выводам пришел КС в этих решениях?

Первое Определение от 6 июля 2000 г. № 128-О по жалобе В.В. Паршуткина (адвоката), которого следователи пытались допросить по обстоятельствам, которые стали ему известны в рамках проведения юридических консультаций данных другому адвокату по гражданскому делу. Эти консультации об усыновлении (следователи рассмотрели эти действия как торговля несовершеннолетними) проводились задолго до того, как уголовное дело было возбуждено.

К каким выводам пришел суд:

- Защитник не вправе разглашать  сведения, сообщенные ему как  в связи с осуществлением защиты, так и при оказании другой  юридической помощи.

- Юридическая помощь адвоката  не ограничивается процессуальными  и временными рамками его участия  в деле при производстве расследования  и судебного разбирательства, она  включает и возможные предварительные  юридические консультации. Это правило  действует вне зависимости от  времени получения адвокатом  сведений, составляющих адвокатскую  тайну, и не ограничивает их  сведениями, полученными лишь после  того, как адвокат был допущен  к участию в деле в качестве  защитника обвиняемого.

- Запрет допрашивать адвоката  о ставших ему известными обстоятельствах  дела распространяется на сведения, полученные им также в связи  с осуществлением защиты подозреваемого. Что означает это решение для адвокатов в практическом смысле – все разговоры адвокатов друг с другом по делам своих доверителей, в том числе просто в рамках общих юридических консультаций охраняются адвокатской тайной. Даже сны адвоката подлежа защите адвокатской тайной.

Второе Определение от 6 марта 2003г. № 108-О по жалобе Г.В. Цицкишвили. В деле решался принципиальный вопрос - можно ли вообще допрашивать адвоката об обстоятельствах дела в суде? Вопрос этот оказался очень сложным и не разрешен на практике окончательно до настоящего времени. Конституционным судом был сделан вывод о том, что адвокат вправе давать показания об обстоятельствах, которые стали ему известны или доверены в связи с его профессиональной деятельностью в случаях, когда сам адвокат и его подзащитный заинтересованы в оглашении тех или иных сведений. Разрешив адвокату в благих намерениях давать показания в интересах своего Доверителя, произошло определенное размывание понятия «адвокатская тайна». Одновременно ,  позиция Верховного Суда РФ в данном вопросе отличается противоречивостью. В одних решениях (кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 1 марта 2004 г. по делу № 41-004-22сп. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2005 г., № 1, с. 16-17) показания адвоката об отсутствии нарушений закона при производстве допроса на предварительном следствии, допрошенного в судебном заседании по ходатайству прокурора, признаются допустимым доказательством, в других (постановление Президиума ВС РФ от 7 июня 2007 г. № 71- П06. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007, № 7, с. 28-29) – несмотря на Определение КС РФ по жалобе гр-на Цицкашвили Г.В., делаются выводы о недопустимости допроса адвоката по ходатайству стороны защиты даже с его согласия. Лично я придерживаюсь позиции, что адвоката никогда нельзя допрашивать, ни в пользу, ни тем более во вред своему доверителю. Никакой суд не может снять с адвоката обет молчания. И только тогда, когда против самого адвоката прямо или косвенно выдвинуты гражданские иски, обвинения, связанные с обладанием им адвокатской тайной Доверителя, он может, защищаясь от иска, дисциплинарного или уголовного обвинения раскрыть в необходимых пределах адвокатскую тайну.

Третье Определение от 29 мая 2007 г. № 516-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Гольдмана А. Л. и Соколова С. А. на нарушение их конституционных прав ст. 29, п. 3 ч. 2 ст. 38, п. 2 и 3 ч. 3 ст. 56 и п. 1 ч. 1 ст. 72 Уголовно- процессуального кодекса РФ В этом деле решался вопрос о возможности отстранения адвоката от осуществления защиты в связи с его допросом по делу в качестве свидетеля – так называемые «крестьянские» хитрости следователя. Адвокат часто бывает в таком положении, когда следователь хочет «выбить» его из процесса. Интересна сама постановка вопроса: по мнению заявителей, положения п. 3 ч. 2 ст. 38 и п. 1 ч. 1 ст. 72 УПК, как допускающие возможность допроса адвоката в качестве свидетеля без судебного решения и его отстранения на этом основании от участия в производстве по уголовному делу нарушают права, гарантированные ст. 48 (ч. 1) и 51 (ч. 2) Конституции РФ. КС сделал вывод, что правило, согласно которому защитник не вправе участвовать в производстве по уголовному делу, если он ранее участвовал в нем в качестве свидетеля, исключает возможность допроса адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах и фактах, ставших ему известными в рамках профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи.

Информация о работе Позиция Конституционного Суда РФ по вопросам адвокатской тайны