Арбитражный управляющий: понятия и требования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом. В случаях, предусмотренных федеральным законом и иным правовыми актами Российской Федерации, арбитражному управляющему устанавливается дополнительное вознаграждение, выплачиваемое по результатам его деятельности (п. 1, 2 ст. 22 Закона о банкротстве).
Если иное не предусмотрено соглашение с кредиторами, вознаграждение лицам, привлеченным арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, выплачивается за счет имущества должника (п. 3 ст. 22 Закона о банкротства).

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

Указанные некоммерческие организации, объединяющие в своем составе  арбитражных управляющих, по замыслу  авторов проекта, берут на себя ряд  функций:

- разработка обязательных  для выполнения всеми участниками  требований, правил и стандартов  профессиональной деятельности;

- разработка требований, предъявляемых к лицам, желающим  вступить в СРО;

- привлечение к ответственности  своих участников саморегулируемой организацией за неисполнение устава, правил деятельности;

- осуществление сбора,  обработки и хранения информации  о профессиональной деятельности  своих сотрудников, раскрываемой  ими в форме отчетов в порядке  и с периодичностью, устанавливаемых  требованиями СРО;

- представление интересов  участников СРО в их отношениях  с любыми органами государственной  власти Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления;

- организация и проведение  стажировки физических лиц в  качестве помощника арбитражного  управляющего;

- ведение реестра арбитражных  управляющих – членов СРО.

Также СРО будет контролировать профессиональную деятельность своих  участников на предмет соблюдения требований Федерального закона и установленных  СРО правил и стандартов. Последнее  имеет особое значение, поскольку  практика деятельности арбитражного управляющего всех развитых правовых систем, да и собственно российский опыт подсказывают, что множество злоупотреблений со стороны управляющего может быть осуществлено без грубого нарушения законодательства, а путем различных схем. В подобных ситуациях судебные и иные уполномоченные государственные органы часто остаются не у дел и, понимая наличие недобросовестности управляющего, не имеют формальных оснований для привлечения последнего к ответственности. Саморегулируемые организации в этом смысле находятся в выигрышном положении, поскольку путем создания жестких правил и (или) стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих могут предусмотреть все моменты в деятельности последних.

Во-вторых, арбитражный управляющий  является внешним, конкурсным, а в  случае отстранения руководителя должника в порядке ст. 58 Закона и временный управляющий осуществляют функции исполнительного органа юридического лица – должника. В рамках этого статуса арбитражные управляющие принимают на работу и увольняют работников, осуществляют текущую деятельность предприятия, осуществляют контроль и ведут самостоятельно бухгалтерский учет на предприятии-должнике, платят налоговые и иные обязательные платежи в пользу государства, т.е. исполняют все полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица.

В-третьих, составляющей статуса  является то, что арбитражные управляющие  действуют в рамках полномочий, специально предусмотренных Законом для  выполнения целей и задач, стоящих  перед арбитражным управлением  в рамках процедур несостоятельности.

Специальные полномочия указаны  в Законе: в отношении временного управляющего – ст. ст. 60 и 61 Закона, в отношении внешнего управляющего – ст. 74 Закона, в отношении конкурсного – ст. 101. В связи с подобным сложным статусом управляющего на практике возник вопрос о том, может ли арбитражный управляющий привлечь специалистов для юридически значимых действий или на распоряжение имуществом путем выдачи такому лицу доверенности. И если может, от какого из своих статусов: индивидуального предпринимателя или единоличного исполнительного органа должника. Одни авторы полагают, что внешний управляющий выполняет функции органов управления юридического лица – должника, и к нему переходят полномочия по управлению делами должника в пределах, установленных Законом о банкротстве и планом внешнего управления. В том числе он вправе выдать доверенность на распоряжение имуществом должника, за исключением тех случаев, когда такое распоряжение по своему характеру или в силу закона должно быть осуществлено лично внешним управляющим. Другие говорят о возможности использовать институт представительства только для представления интересов должника в суде. На практике автору известны случаи, когда за выдачу доверенностей на распоряжение имуществом арбитражного управляющего аннулировали лицензию.

Еще одной особенностью правового  статуса арбитражного управляющего является тот факт, что, несмотря на то что он назначается арбитражным  судом, осуществляет функции единоличного органа управления предприятия должника, отчитывается перед собранием кредиторов и исполняет утвержденный собранием  план внешнего управления, арбитражный  управляющий не находится ни с  кем из вышеперечисленных субъектов  в трудовых отношениях.

Это связано с тем, что  арбитражный управляющий является индивидуальным предпринимателем, во-вторых, с точки зрения Закона он не выполняет  определенную работу, а осуществляет функции временного, внешнего или  конкурсного управляющего, а, в-третьих, его полномочия возникают не в  результате выборов, а исключительно  по воле суда, выраженной в определении. Соответственно, у арбитражного управляющего отсутствует работодатель, с ним не заключается трудовой контракт, он не подчиняется внутреннему трудовому распорядку, а следовательно, к нему нельзя применить меры дисциплинарной ответственности; арбитражный управляющий не увольняется, а отстраняется судом от должности. При этом между арбитражным управляющим как лицом, действующим от имени должника работодателя, и работниками должника возникают трудовые правоотношения, реализация которых осуществляется управляющим с соблюдением трудового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос№2

Особенности банкротства страховых организаций

Банкротство страховых организаций

Становление в Российской Федерации  страховых организаций рыночного  типа и формирование правовых основ  их деятельности относится к числу  наиболее зримых и очень важных результатов  продолжающейся в стране экономической  реформы, которая затрагивая процесс  правового регулирования несостоятельности (банкротства) в России, предусматривает, помимо прочего, признание несостоятельным  банкротом и страховую организацию.

Вследствие того, что специального закона, который бы регулировал несостоятельность  страховых организаций, на сегодняшний  день в Российской Федерации нет, нормы глав I-VIII Закона о банкротстве  применяются к страховым организациям с особенностями, установленными ст.ст. 183 - 186 Закона о банкротстве.

Страховая деятельность – деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Можно сделать вывод, что страховые организации являются финансовыми организациями, оказывающими услуги на рынке финансовых услуг.

Напомним, что Закон о банкротстве  исходит из узкого понимания финансовой организации и относит к ним кредитные организации, страховые организации и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Рассмотрим некоторые особенности правового регулирования конкурсного производства страховой организации.

Страховые организации (общества взаимного страхования) – коммерческие юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности, обладающие специальной правоспособностью и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности. Их деятельность регламентируется прежде всего законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (с изм. и дополн.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Отметим, что возможность возбуждения  производства по делу о несостоятельности (банкротстве) страховой организации  не связывается с наличием у нее  лицензии – заявление может быть подано независимо от того, отозвана лицензия или нет. При этом внесудебные административные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности, применяться могут, но их применение не препятствует возбуждению судебных процедур. Следовательно, Закон о банкротстве допускает возможность продолжения страховой деятельности организацией, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве, что можно расценивать как недостаток Закона о банкротстве. Возможность продолжения страховой деятельности означает создание условий, при которых уже имеющиеся долги будут удовлетворяться за счет страховых премий страхователей по вновь заключенным договорам. Для сравнения можно отметить, что для кредитных учреждений в соответствии с п. 2 ст. 181 Закона о банкротстве возбуждение процедуры банкротства допускается только после отзыва лицензии Банка России.

Меры, направленные на укрепление пошатнувшегося финансового положения страховой  организации (например, в соответствии с приказом Росстрахнадзора от 24 октября 1996 г. № 02-02/21 «О плане оздоровления финансового положения страховых организаций»), принимает государственный орган по надзору за страховой деятельностью, функции которого в настоящее время возложены на Минфин России, являющейся правопреемником Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и имеющий в своем составе Департамент страхового надзора, а на местах региональные инспекции страхового надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 186 Закона о  банкротстве в арбитражном процессе по делу о банкротстве страховой  организации может участвовать  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью (Минфин России), а также иные субъекты, указанные в ст. 35 Закона о банкротстве (должник (страховая организация), конкурсные кредиторы и иные, уполномоченные на взыскание налогов и иных обязательных платежей, органы).

Орган страхового надзора на основании  п. 2 ст. 183 Закона о банкротстве не вправе подавать заявление о признании  страховой организации банкротом. Законодатель попытался компенсировать рассматриваемую ситуацию, закрепив в п. 2 ст. 183 Закона о банкротстве  возможность подачи заявления о  банкротстве страховой организации  налоговыми и иными уполномоченными  органами в связи с неисполнением  обязанности по уплате обязательных платежей.

Уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью страховых  организаций, должен быть уведомлен  о возбуждении в отношении  страховой организации конкурсного  процесса. Обязанность по осуществлению  уведомления лежит на должнике и  на конкурсном управляющем – это установлено п. 3 ст. 183 Закона о банкротстве. Из этого не следует, что в отношении страховой организации не могут проводиться другие (восстановительные) процедуры; поэтому представляется, что норму п. 3 ст. 183 Закона о банкротстве следует толковать расширительно, с тем чтобы обязанность по уведомлению уполномоченного органа лежала на должнике либо любом арбитражном управляющем.

Статья 184 Закона о банкротстве  определяет особенности продажи  имущественного комплекса должника - страховой организации как на стадии внешнего управления, так и при проведении конкурсного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 184 Закона о  банкротстве продажа имущественного комплекса (предприятия) страховой  организации осуществляется по правилам ст. 110 Закона о банкротстве с учетом требования страхового законодательства. Особенность предприятия страховой  организации по сравнению с другими  предприятиями состоит в наличии  так называемого портфеля договоров. Портфель договоров – совокупность действующих страховых обязательств, исполнение которых должно гарантироваться в первую очередь страховыми резервами. В соответствии с нормами ст. 110 Закона о банкротстве возможна продажа как всего имущественного комплекса, так и его отдельных частей (филиалов, представительств и иных структурных подразделений). По отношению к предприятиям страховой организации это означает, что может быть продан как весь страховой портфель (вся совокупность страховых обязательств), так и его часть. Российское страховое законодательство до сих пор не установило требования к продаже предприятий страховых организаций, вследствие чего при возникновении такой ситуации необходимо соблюдать равенство прав страхователей, как тех, чьи обязательства перейдут к новому страховщику, так и тех, обязательства которых останутся в составе имущества должника.

Необходимо учитывать, что при  продаже предприятия страховой  организации также происходит замена страховщика в договоре. На основании  принципа свободы договора замена стороны  допускается только с согласия второго  контрагента, в рассматриваемой  ситуации страхователя. Однако можно  констатировать, что порядок замены страховщика в договоре урегулирован только в ст. 23 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (с изм. и дополн.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с которой предусмотрено обязательное письменное уведомление страхователя и потерпевших (выгодоприобретателей), а также органа страхового надзора.

Отметим, что п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве  также устанавливает в качестве обязательного условия продажи  имущественного комплекса страховой  организации в ходе конкурсного  производства наличие согласия покупателя принять на себя все договоры страхования, срок действия которых не истек и  страховой случай не наступил на дату признания должника банкротом. Таким  образом, в состав имущества предприятия  страховой организации в данном случае должны войти и требования по страховым выплатам, если страховой  случай произойдет после даты признания  должника банкротом.

Правила ст. 185 Закона о банкротстве  устанавливают правовые последствия  признания страховой организации  банкротом для участников страховых  обязательств.

Правовое положение страхователей (выгодоприобретателей) по договорам страхования в ситуации осуществления конкурсных процедур в отношении страховщика зависит от того, наступил либо не наступил страховой случай на дату признания страховщика банкротом.

Если страховой случай не наступил, то договор в силу прямого указания закона прекращается. Исключением являются права по договорам, переданным в  составе бизнеса на стадии внешнего управления.

Статья 186 Закона о банкротстве  предусматривает особенности очередности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве страховых организаций.

В первую очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования таких благ, как жизнь и здоровье.

Во вторую очередь подлежат удовлетворению требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования (обязательного имущественного страхования, в том числе и страхования гражданской ответственности).

В третью очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования, в том числе требования, связанные с возвратом части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал (п. 2 ст.185 Закона о банкротстве).

Информация о работе Арбитражный управляющий: понятия и требования