Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2009 в 12:58, Не определен
учебник
Варианты личности данного типа:
-
с низким интеллектом и
- несовершеннолетний;
- преклонного возраста;
-
больной, в том числе и
-
некритичный без очевидных «
6. Нейтральный тип потерпевшего.
К этому относятся лица, поведение которых во всех отношениях безупречно.
Конечно, и нейтральное поведение, строго говоря, не нейтрально, поскольку не мешает преступнику. Однако оно не создает каких-либо дополнительных условий и не повышает виктимности индивида от уровня средней.
Очевидно, что эти общие типы потерпевших имеют в основе как ведущий типообразующий параметр – поведение, проявления потерпевшего вовне, в ситуациях преступления. О внутренних психолого-мотивационных механизмах поведения они дают относительное представление. Действительно, агрессивность, например, может иметь в основе и сексуальную, и корыстную направленность; пассивность – как различные соображения «невыгодности», так и неспособность к противодействию; некритичность – самые различные уровни непонимания.
Таким образом, познавательное содержание социально-психологического типа потерпевшего раскрывается, главным образом, через детализацию, расшифровку сходного типа, иначе говоря, через те варианты, которые составляют типологическую группу.
Социально-психологический тип потерпевшего от преступления – это, в принципе, построенная на описании модель, более или менее полно отражающая оригинал, а точнее, типичное как результат суммы конкретных личностей, послуживших объектами изучения и обобщения.
Таким образом, само понятие «социально-психологический тип потерпевшего» следует рассматривать в двух аспектах:
а) оно может относиться к человеку, конкретной личности, соответствующей определенному типическому сочетанию индивидуальных социально-психологических свойств, качеств, черт, характеристик;
б)
оно может означать модель, построенную
на суммировании типического в личностях
массы людей, проявивших себя в конкретных
обстоятельствах, причем в форме «стандартного»,
привычного, типичного, повторяющегося
и т.п. поведения. Это поведение может быть
отрицательным или положительным, но обязательно
отклоняющимся, выходящим за пределы «нормы
безопасности» и, следовательно, повышающим
степень виктимности.
Вопрос 3. Поведение жертвы (потерпевшего) в механизме индивидуального преступного поведения
Любое (во всяком случае, умышленное) преступление имеет два детерминационных аспекта: личность с более или менее выраженной ориентацией (т. е. субъективный компонент причин) и определенную объективно существующую предкриминальую ситуацию, которая может играть в рамках детерминации и роль причины, и роль условия, способствующего совершению преступления.
Исследуя
роль жертвы в механизме преступления,
мы всегда обращаемся к ситуации, поскольку
именно как элемент ситуации она
и проявляется
В поведении, в том числе преступном, проявляется взаимодействие личности и ситуации, причем в крайних точках соотношений этих компонентов мы находим:
а) сильное влияние конкретной жизненной ситуации при отсутствии антиобщественной установки;
б) глубокую устойчивую антиобщественную установку при отсутствии по существу какого-либо давления внешней ситуации. Между этими крайними точками расположен ряд переходных случаев, когда взаимодействуют более или менее напряженная ситуация и более или менее развитые антиобщественные качества личности.
Жертва как компонент ситуации может повлиять не только на зарождение мотивов, но и возникновение самой мысли о преступлении.
Итак, наиболее значимым для виктимологического исследования остается вопрос о детерминационном значении предкриминальных и криминальных ситуаций и месте, которое занимает в их формировании и реализации будущая жертва, превратившаяся затем в реального потерпевшего.
Нередко в механизме преступления роли преступника и жертвы переплетаются настолько причудливо, что вообще приходится констатировать тот факт, что само различие между ними весьма относительно, поскольку лишь случай решает, кто станет потерпевшим, а кто преступником. К тому же эти роли могут взаимодействовать и совмещаться в одном лице.
Исследование показало, что жертва
преступления играет
Криминологические характеристики ситуаций причинения вреда зависят от развития их во времени. Неодинакова криминологическая картина в ситуациях «толчок – время – преступление» и ситуациях «толчок – преступление».
Таким образом, рассмотрение криминологических ситуаций в плане отношения потерпевшего к возможности причинения ему вреда, способности ориентироваться в ситуации, его «взаимодействия» с преступником в процессе преступления позволяет сделать вывод, что классификация ситуаций только по объективному значению поведения потерпевшего (толчковое, пассивное, замкнутое, нейтральное), разовости или системности, длительности развития во времени, стабильности и характеру отношений между преступником и потерпевшим, недостаточна.
Поведение
потерпевшего и все, чем он в этом
поведении руководствовался, неразрывно
связаны с его личностными характеристиками:
установкой личности, полом, возрастом,
профессией, общественным, должностным
и семейным положением и т.д. Без знания
этих криминологических обстоятельств
совершенно невозможно осуществлять профилактику
преступлений, так как преступник во многих
ситуациях выступает во взаимодействии
с конкретной жертвой, на которую, как
и на преступника, должно быть направлено
индивидуальное позитивное воздействие.
Вопрос 4. Посткриминальное поведение жертв преступлений
От
посткриминального поведения
во-первых, оно в значительной степени влияет на уровень латентности преступлений;
во-вторых, существенно сказывается на качестве расследования и результатах судебного рассмотрения уголовных дел, поскольку может оказать (и часто оказывает) позитивное или негативное воздействие на лицо, совершившее преступление, и других участников процесса.
Отказ лиц, ставших жертвами преступников, от обращения в правоохранительные органы – одна из причин существования составного элемента латентной преступности – латентной виктимности.
Проведенные в 90-е годы ХХ в. исследования показали, что наиболее виктимизированными группами являются предприниматели (62,5%), служащие с высшим образованием (53%), служащие без высшего образования (51%), неработающие (51%), учащиеся (46%), рабочие промышленных предприятий (10%).
По возрасту наиболее виктимизированной оказывается и наиболее криминально активная часть населения: 18–29 лет – 42%, от 30 до 50 лет – 41%, 50 лет и старше – 35,4%, минимально – несовершеннолетние – 35%.
Посткриминальное воздействие на потерпевших представляет довольно распространенное явление, имеющее тенденцию к возрастанию.
Воздействие на потерпевших оказывают: преступники (71%), их родственники (5,8%), приятели причинителя вреда (2%).
В качестве средств воздействия на потерпевших выступают: физическое, всегда сопряженное с психическим, насилие – 2%, психическое насилие – 77%, уговоры, просьбы – 19%, подкуп – 2%.
В
зависимости от достигнутых после
воздействия результатов потерпевшие
от преступления делятся на устоявших
и неустоявших и предпринявших различные
меры, направленные на противодействие
расследованию.
Вопрос 5. Виктимологические аспекты в уголовном праве
Личность и поведение потерпевшего от преступлений имеют не только криминологическое, и уголовно-правовое значение, так как учитываются при решении вопросов квалификации преступлений и назначения наказания виновным. Это обстоятельство определяет практическую значимость виктимологических исследований для уголовного права, применение и дальнейшее совершенствование которого в определенной мере зависит от познания типичных личностных и поведенческих характеристик потерпевших от преступления.
В ныне действующем УК РФ по сравнению с ранее действовавшим уделено больше внимания потерпевшему от преступлений (и жертве в широком понимании этого феномена).
В уголовной политике государства, выражающейся в уголовном законодательстве, все в большей степени учитываются роль потерпевшего в ситуации преступления, его законные интересы и отношение к преступнику.
Виктимологические факторы нашли отражение в статьях, посвященных обстоятельствам, отягчающим и смягчающим наказание.
При конструировании норм Особенной части учтены многие характерные черты личности потерпевшего. Среди этих особенностей значительное место принадлежит виктимологическим характеристикам потерпевших от преступления. Так, преступлениям против семьи, несовершеннолетних посвящена отдельная глава (20), отдельные статьи – охране жизни, здоровья, прав и интересов женщин (Ст. 145), журналистов (Ст. 144) и т.д.
Признаки
потерпевшего могут относиться к
различным элементам состава преступления,
характеризовать его объект и объективную
сторону (обстановку, последствия).
Классификация признаков потерпевшего:
1. Признаки, характеризующие личность потерпевшего
Физические признаки личности – женщина (Ст. 105, Ч. 2, п. «г»; Ст. 131, 132 и т.д.); мужчина (Ст. 132); несовершеннолетнее лицо (Ст. 117, Ч. 2, п. «г», Ст. 131 Ч. 2 и т.д.); лицо, не достигшее четырнадцатилетнего возраста (Ст. 131, Ч. 3, п. «в»; Ст. 132, Ч. 2, п. «в» и т.д.).
Социальные признаки личности – государственный и общественный деятель (Ст. 277), представитель иностранного государства, сотрудник международной организации (Ст. 360), сотрудник правоохранительных органов (Ст. 317) и т.д.
Признаки
личности потерпевшего, включенные в
составы преступлений, неразрывно связаны
с объектом преступления и характеризуют
его. Поэтому посягательство на личность
или права потерпевшего – это форма нарушения
соответствующих общественных отношений,
участником которых является потерпевший,
а причиненный ему вред – одновременно
и вред обществу. Общественная опасность
преступления, таким образом, в значительной
мере характеризуется признаками личности
потерпевшего.
2. Признаки, характеризующие поведение потерпевшего
Положительное (правомерное) поведение – государственная и общественная деятельность (Ст. 277), осуществление служебной деятельности или выполнение общественного долга (Ст. 105, Ч. 2, п. «б»; Ст. 318, 319), действия по охране общественного порядка (Ст. 319) и т.д.