Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 03:29, доклад
Основы объединенной Европы были заложены в 1957 году, когда шесть стран (Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды) образовали Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). Великобритания не присоединилась к этому союзу, но помогла создать Европейскую Ассоциацию Свободной Торговли (ЕАСТ) в 1959 году, наряду с такими странами, как Швеция, Норвегия, Австрия, Дания, Португалия и Швейцария. Великобритания неохотно шла на сближение с Европой, так как видела свое экономическое и международное будущее в торговле со странами Содружества и США.
Великобритания
и Европейский
Союз
Основы объединенной Европы были заложены в 1957 году, когда шесть стран (Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды) образовали Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). Великобритания не присоединилась к этому союзу, но помогла создать Европейскую Ассоциацию Свободной Торговли (ЕАСТ) в 1959 году, наряду с такими странами, как Швеция, Норвегия, Австрия, Дания, Португалия и Швейцария. Великобритания неохотно шла на сближение с Европой, так как видела свое экономическое и международное будущее в торговле со странами Содружества и США. Она считала себя важной экономической силой мира, и не хотела быть связанной обязательствами с Европой. К тому же, многие британцы не преодолели векового недоверия европейским странам, и считали, что объединение с Европой будет стоить им свободы и национального достоинства.
Однако, в 60-х британское правительство изменило свое мнение о перспективе вступления в ЕЭС и попыталась присоединиться к нему. Попытки Великобритании были остановлены тогдашним президентом Франции Шарлем де Голлем, который не одобрял отношения Великобритании с США (особенно по вопросам ядерного оружия), оспаривал принадлежность Великобритании к Европе и очевидно не хотел соперника в лице британского премьер-министра на пост главы ЕЭС.
Де Голль ушел в отставку в 1969 году, и новые переговоры по вступлению Великобритании в ЕЭС начались в 1970 году про-европейским британским премьер-министром Эдвардом Хитом. В 1972 году парламент Великобритании проголосовал за вступление в союз, не смотря на растущие сомнения и неприятие этого решения оппозиционными политическими партиями. Великобритания, Ирландская Республика и Дания вступили в ЕЭС 1 января 1973 года, покинув ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) в 1972 году. Великобритания присоединилась вместе с Северной Ирландией, Нормандскими островами, Островом Мэн и Гибралтаром.
Однако, в 1974 году новое правительство во главе с лейбористом Гарольдом Уилсоном решило дать право голоса народу и в 1975 году провело референдум, где обсуждался вопрос, стоит ли продолжать состоять в ЕЭС. 67,2% голосовавших отдали свои голоса за объединение с Европой.
В 1986 году члены стран ЕС образовали единый европейский рынок, а с 2001 года в силу вступит единая валюта - евро. Однако, Великобритания пока отложила решение по поводу присоединения к единой валютной системе до новых парламентских выборов. Участие Великобритании в Европейском Союзе помогло сгладить результаты спада британской экономики после отделения колоний.
Статус Великобритании в политической структуре ЕС оказался отнюдь не таким высоким, как на это рассчитывали в правящих кругах страны в период борьбы за присоединение к Общему рынку. Связано это с рядом обстоятельств.
Достаточно напомнить о том, что все проекты установления в ЕС режима «двух скоростей» (первая скорость для стран, которые вошли в ЭВС в 1999 г., вторая — для неприсоединившихся пока к ЭВС нынешних и будущих членов ЕС.) предусматривали включение Великобритании в группу стран, вынужденных менее активно участвовать в интеграционных мероприятиях. И речь идет не только о проектах; в 1979 г., например, Великобритания оказалась единственной из девяти стран сообщества, отказавшейся войти в созданную тогда Европейскую валютную систему. Во-вторых, болезненный процесс приспособления к созданным в сообществе механизмам сопровождается требованием Лондона перестроить важнейшие из них в соответствии с его интересами. Речь идет прежде всего о правилах формирования бюджета ЕС и о «единой аграрной политике». Эти проблемы постоянно лихорадили Общий рынок, причем нередко из-за позиции, занятой англичанами.
Лондон вызывал раздражение партнеров не только потому, что ставит себя в положение субъекта, который, образно выражаясь, «приходит в чужой монастырь со своим уставом», по и потому, что делает он это крайне бесцеремонно, жестко, не останавливаясь даже перед угрозой заблокировать весь интеграционный механизм. Наконец, несмотря на несомненную «европеизацию» британской внешней политики, в ней сохраняется и стремление к более тесным отношениям с США, и некоторая отстраненность от тех внешнеполитических тенденции, которые являются доминирующими в международно-политической деятельности континентальных стран Общего рынка.
В этом смысле процесс интеграции Великобритании в ту систему взаимосвязей, которая сформировалась между участниками Европейского сообщества, отнюдь не завершился не только в экономической, но и во внешнеполитической сфере. Показательным фактом явился отказ Великобритании ввести у себя евро, поддержанный большинством населения. Это позволяет заключить, что вступление Великобритании в ЕС является шагом неоднозначным и до сих пор процесс интеграции до конца не завершен.