Развитие конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ как теоретических, так и практических аспектов правового регулирования полномочия и предмет ведения органов государственной власти субъектов РФ в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности государства и граждан в свете принципов федерализма в Российской Федерации.
Поставленная цель исследования посредством решения следующих задач:
исследования основных направлений развития конституционного права в сфере полномочий и предмета ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения законности, правопорядка, безопасности государства и граждан;

Файлы: 1 файл

курсовая -КП.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая систему обеспечения законности и правопорядка, необходимо отметить, что она представляет собой систему мер, которые направлены на гарантирование (выражающееся в создании условий) положительной реализации законов (юридических норм) всеми субъектами (как юридическими, так и физическими лицами) вне зависимости от их правового и социального статуса, на упрочение законности и правопорядка и наконец, на профилактику нарушений законности и правопорядка.

Сказанное позволяет выделить три блока:

- гарантирование законности  и правопорядка;

- упрочение законности и правопорядка;

- профилактика нарушений  законности и правопорядка.

Законность представляет собой фундаментальную категорию юридической науки, которой раскрывается содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Как юридическая категория законность появляется вместе с государством, законодательством и правосудием.

До настоящего времени, несмотря на усилия, принимаемые государством, имеются нормативно-правовые акты, которые как в целом, так и частично подлинно правовыми не являются, поскольку не выражают требований справедливости, свободы и равенства.

В современном обществе и государстве законности отведена роль своеобразного «посредника», который «переносит» право в плоскость реального осуществления прав и обязанностей лиц субъектов всех категорий (физических и юридических лиц).

Правовые предписания являются предпосылкой законности, которые содержатся в нормах закона и нормативно-правовых актов.

Несомненно, что Конституция РФ является важной предпосылкой законности. Она закрепила в своей структуре качественные изменения в общественной и политической жизни страны, произошедшие в 90-х гг. прошлого столетия. Именно Конституции РФ отводится роль важного фактора политической стабильности, правопорядка и законности, которым учитываются общепризнанные принципы и нормы международного права, призванные обеспечивать необходимый демократизм общества.

В числе отрицательных моментов нормативной законности доминирующее положение занимает позиции принятие заведомо невыполнимых законов, не обеспеченные механизмом реализации. И в данном смысле законодательство субъектов Федерации находится в более худшем положении в сравнении с федеральным законодательством. До недавнего времени, региональное законодательство не только «страдало» данным изъяном, но и напротив, ему противоречило. Из сказанного можно сделать вывод о том, что без должного правового регулирования как на федеральном, так и региональном уровнях невозможно выполнить функцию направленную на обеспечение законности и правопорядка. Главным направление деятельности в данном направлении было и остается приведение регионального законодательства в соответствии с федеральным, и исключение из практики недействующих законов.

К сожалению, до настоящего времени не изжита практика принятия «сырых», недоработанных законов, чем страдают как региональные, так и федеральные органы власти. Наличие противоречий в действующем законодательстве, отсутствие возможности исполнения правовых предписаний ставит органы власти в положение заведомо невыполнения правовых предписаний, что, естественно отрицательно влияет на обеспечение субъектами Федерации полномочий в области правопорядка и законности.     

2.2 Обеспечение безопасности  граждан

 

В политическую практику Российской Федерации понятие «безопасность» в плане системы мер по защите интересов личности, общества и государства, официально вошло только в 1992 г., после принятия Закона РФ № 2446-1 «О безопасности».

С понятием «безопасность» тесным образом связано такое понятие как «национальная безопасность», получившее закрепление в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

До 11 мая 2009 года под национальной безопасностью понималась собственно безопасность многонационального народа, выступающего в качестве носителя суверенитета.

Президент РФ в 2009 г. своим Указом № 537 от 12.05.2009 г. утвердил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Термин «национальная безопасность» наполнился новым содержанием. Его составляющими стали состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, а также оборону и безопасность государства.

Принятие Закона «О безопасности» явилось основанием для активного развития законодательной и иной нормативно-правовой базы по различным направлениям безопасности.

По сути, Закон «О безопасности» и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года являются методологическими документами для разработки нормативных правовых актов по всем компонентам национальной безопасности.

Закон «О безопасности» определяет основные принципы обеспечения собственно безопасности. Законом определяются и направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Основные направления данной политики возложены на Президента РФ.

Координация деятельности по обеспечению безопасности законом возлагается на главу государства (Президента) и Совет Безопасности РФ, а частично на правительство страны и органы государственной власти.

Законом прописываются также полномочия Правительства РФ, Федерального Собрания, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Среди основных приоритетов в области обеспечения национальной безопасности называются такие как: государственная и общественная безопасность, а также национальная оборона. Обеспечение безопасности является настолько широкой и значительной по охвату сфер общественной жизни категорией, что ее защите служат практически все функции государства и его органов. Деятельность по обеспечению безопасности регулируется большим спектром нормативно-правовых актов, которые разработаны по всем ее компонентам.

Помимо Конституции РФ основополагающими документами в данной сфере являются: ФКЗ «О военном положении», Закон РФ «О безопасности», федеральные законы «Об обороне», «О Государственной границе Российской Федерации», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О противодействии терроризму» и др.. Также, к их числу  относятся подзаконные акты, утвержденные Президентом РФ: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и др..

Как уже упоминалось выше, такие обозначенные в Конституции РФ сферы, как  защита прав человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Таким образом, органы государственной власти субъектов Федерации вправе участвовать в реализации соответствующих полномочий по указанным предметам ведения, которые в ряде случаев также непосредственно выходят на решение проблем миграции населения. 

Сам термин «общественная безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными конфликтами, неконтролируемой миграцией, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными обстоятельствами. 

Стоит отметить, что в сфере безопасности существенной правовой доработки требует порядок осуществления, а также механизмы взаимодействия по противодействию различным угрозам безопасности федеральных и региональных органов государственной власти.

В сфере миграции населения, в федеральном законодательстве, проблема разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и региональными органами государственной власти в полном объеме не решена до сих пор. Для большинства федеральных законов на сегодняшний день не свойственно наличие специальной статьи, которой регламентировались полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В них имеются только отдельные положения, которыми определяются полномочия по конкретным вопросам. Федеральные законы, принятые в сфере разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации практически не затронули такую сферу как миграция. Из этого следует, что в сфере миграции законодательство не учитывает возможностей публичной власти.

Наглядным примером является действовавшая норма об обеспечении регистрации учета граждан. В соответствии с ФЗ от 25 декабря 2008 г.                № 281-ФЗ (с изм. от 13.12.2010 г.) с 1 января 2014 года органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются только территориальные органы ФМС России.

Другим примером является противодействие экстремизму. Федеральным законодательством конкретные полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в данной сфере не определены. Так, в соответствии со ст. 21 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, в пределах своих полномочий, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью. При этом, из содержания не ясно, какие полномочия конкретно должен осуществлять орган государственной власти субъекта Федерации.

До сих пор проблема разграничения полномочий между Российской Федерации и субъектами Федерации остается актуальной.

Эта проблема не решена и законом №273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», где в ст.5 закреплены организационные основы противодействия коррупции11. Статья содержит также общие положения, устанавливая, что «федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий».

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, поэтому качественное удовлетворение его потребностей может и должно выступать приоритетом государственной политики и главным критерием оптимального соотношения федеральных и региональных полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, подведем итог настоящего исследования.

Основой  российского федеративного устройства являются             субъекты, входящие в ее состав. Осуществление полномочий государственной власти осуществляется в соответствии с тремя категориями: исключительной компетенции Федерации, перечень вопросов относящихся к совместному ведению, и компетенция субъектов Федерации12.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Федерации осуществляется только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам.

В данной работе был рассмотрен вопрос полномочий и предмета ведения органов государственной власти субъектов РФ в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности государства и граждан в свете принципов федерализма в Российской Федерации.

Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности является сфера совместной деятельности, и, вместе с тем, ответственности Российской Федерации и каждого из субъектов Федерации.

Функция по обеспечению законности, правопорядка и                безопасности государства и гражданина является одной из                      важнейших функций органов государственной власти субъектов             Федерации. От эффективности реализации данной функции зависит возможность осуществления полномочий органов государственной власти            в области обеспечения законности, правопорядка и безопасности.  

В целях обеспечения данной функции между правительством Российской Федерации и каждой из администраций субъекта Федерации заключены двусторонние соглашения «О разграничении полномочий по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности».

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, поэтому качественное удовлетворение его потребностей может и должно выступать приоритетом государственной политики и главным критерием оптимального соотношения федеральных и региональных полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
  2. Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ». СПС-КонсультантПлюс. 2014.
  3. Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе РФ». СПС-КонсультантПлюс. 2014.
  4. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». СПС-КонсультантПлюс. 2014.
  5. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности». СПС-КонсультантПлюс. 2014.
  6. Закон Ростовской области от 16 декабря 2009 года № 348-ЗС «Об участии жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности» (с изменениями на 29 февраля 2012 года). СПС-КонсультантПлюс. 2014.
  7. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации»: Федеративный договор от 31.03.1992 // Федеративный договор: Документы. Комментарий. – М.: Республика, 1994. – С.23-39.
  8. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2010) // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
  9. «Об утверждении Положения об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 № 129 // Российская газета, № 31, 18.02.1998.
  10. Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003г. № 452-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании частей 4 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 2004. – № 3.
  11. Соглашение о разграничении полномочий по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Челябинской области. 13 июня 1998 года за № 18. Текст правового акта по состоянию на август 2012 года.
  12. Безруков А.В. Договорный характер федеративных отношений в России: правовая природа и перспективы / А.В. Безруков // Российский юридический журнал. – 2006. – №2. – С.21.
  13. Безруков А.В. Конституционная модель разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ / А.В. Безруков // Российский юридический журнал. – 2007. – №3. – С.15.
  14. Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России. - М.: ЭКСМО, 2010. - 560 с.
  15. Зорькин В.Д. Основы конституционного строя России / В.Д. Зорькин. – М.: КноРус, 2009. – 416с.
  16. Карпечкина М.Ю. Реализация принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: Август // Закон: Август. - М., 2007. С. 164-170.
  17. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации / А.И. Коваленко. – М.: Артания, 2009. – 698с.
  18. Кокотов А.Н. Новая модель разграничения полномочий / А.Н. Кокотов // Российский юридический журнал. – 2006. – №1. – С.12.
  19. Кокотов А.Н. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2009. - 296 с.
  20. Комментарий к конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. – М.: БЕК, 2008. – 512с.
  21. Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2009. – 604с.
  22. Кондрашев А.А. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: современные проблемы и практика законодательного регулирования / А.А. Кондрашев // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – №1. – С.35.
  23. Конституционное право: Учебное пособие: в 2-х частях. – М.: Юридический колледж МГУ, 2008. – 563с.
  24. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография / Боброва Н.А., Лучин В.О. – М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С.101.
  25. Научно-практический комментарий к Коснтитуции РФ/отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Спарк, 2011. - 670 с.
  26. Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права / Ж.И. Овсепян // Северо-кавказский юридический вестник. – 2003. – № 1. – С. 29
  27. Саликов М.С. О некоторых проблемах разграничения законодательных полномочий в российской федеративной системе // Российское право: образование, практика, наука / М.С. Саликов. – 2005. – № 1. – С.24-25.
  28. Самойлов С.Н. О разграничении полномочий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и их роль в решении проблем безопасности / С.Н. Самойлов // Право и безопасность. – 2008. – №4. – С. 13-20.
  29. Сергеев А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия / А.А. Сергеев. – М.: Юридическая литература, 2005. – 196с.
  30. Столяров М.В. Компетенция власти: Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования / М.В. Столяров. – М.: Издательство РАГС, 2009. – 316с.
  31. Теория современной конституции / Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. – М.: Норма, 2005. – С.137
  32. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализм / И.А. Умнова. – М.: НОРМА, 2006. – С.192.
  33. Хабриева Т.Я. Федеральное Собрание в 2003 году: вклад законодателей в развитие российского федерализма и местного самоуправления / Хабриева Т.Я., Сивицкий В.А. // Журнал российского права. – 2006. – №12. – С. 12
  34. Чертков А.Н. Договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектов / А.Н. Чертков // Журнал российского права. – 2007. – №8.
  35. Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М.: Норма, 2009. - 496 с.

Информация о работе Развитие конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в Российской Федерации