Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 13:48, Не определен
Реферат
Особо следует отметить правовое обеспечение принципа презумпции невиновности. В Конституции РФ записано: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.11 Презумпция невиновности выражает собой не личное мнение того или иного лица, ведущего производство по делу, а объективное правовое положение.
Как следует из статьи. 49 ч. 2 Конституции РФ: «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».
Презумпция невиновности служит не только гарантией от необоснованного обвинения и осуждения. Ее требования о несомненной доказанности обвинения и истолковании неустранимых сомнений в пользу обвиняемого нацеливают органы государства на объективное, беспристрастное установление обстоятельств дела, без чего невозможно обоснованное и справедливое решение дела судом.
Отклонение в сторону от принципа презумпции невиновности ведет к нарушению законности в правосудии и ущемлению прав и законных интересов граждан. Принцип презумпции невиновности является основополагающим для всякого цивилизованного государства, он записан во всех международных пактах о правах и свободах человека.12
В уголовно-процессуальном кодексе РФ принципу презумпции невиновности посвящена ст. 14, которая гласит:
1.
Обвиняемый считается
2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.
4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Все
эти положения также
Задача защитника – защищать обвиняемого от предъявленного ему обвинения. В этом состоит процессуальная функция защитника, его обязанность. Защитник всегда старается раскрыть все слабые стороны обвинения, оспаривает неосновательные доводы обвинения, указывает на допущенные нарушения закона, разрушает все сомнительные и недостоверные доказательства.
Сущность и задача защиты состоят в том, чтобы не допустить ошибок на протяжении всего судопроизводства, начиная от следствия и заканчивая вынесением приговора со стороны органов, соответственно осуществляющих уголовное судопроизводство. Защита предоставлена не только в помощь обвиняемому, но и суду и следователю, а значит интересам общества и государства в целом.
Защитник обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы своего подзащитного, использовать все указанные в законе средства и способы в целях выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность, и оказывать им необходимую юридическую помощь. Защитник обязан сделать все, что могло бы послужить к оправданию подзащитного, к облегчению его положения, к смягчению его ответственности в то же время те вправе делать ничего, что может повредить ему, ухудшить его положение, т.е. содействовать обвинению. Если защитник не принимает всех должностных мер к защите, упускает и оставляет без внимания благоприятные для обвиняемого (подозреваемого) обстоятельства, то это, по существу, означает оставление гражданина без защиты, нарушение его конституционного права на защиту. Однако нужно иметь в виду, что защитник отстаивает только законные интересы подзащитного и применяет для этой защиты только законные средства.14 Защита не может основываться на недозволенных приемах, и защитник не имеет права поступать против своего убеждения, против своей совести; утверждать, что обвиняемый (подозреваемый) невиновен, когда доказано обратное, вводить суд в заблуждение, вступать с целью обмана в сговор с подзащитным и тем более фальсифицировать доказательства. Поэтому не все средства, избираемые самим обвиняемым (подозреваемым) в целях своей защиты, приемлемы для защитника. Если обвиняемый или подозреваемый лжет, пытается извратить действительность, он не несет ни юридической, ни моральной ответственности. Для защитника же, прежде всего для адвоката, такое поведение является грубейшим нарушением своих обязанностей и извращением задач адвокатуры.15
Отсюда вытекает очень важное положение: защитник в своих действиях не связан целиком волеизъявлением и позицией своего подзащитного; он определяет свою линию защиты и выбирает средства для этого самостоятельно. Несовпадение точек зрения адвоката и обвиняемого (подозреваемого) по частным вопросам возможно и допустимо. Но оно не должно приводить к такому расхождению их позиций, которое сделало бы защиту чисто формальной процедурой. Например, если обвиняемый (подозреваемый) отрицает свою виновность, настаивает на том, что он не совершил инкриминируемого преступления, защитник при любых условиях не может занять противоположную позицию и утверждать, что он считает подсудимого виновным. Иначе гражданин не просто остался бы без защиты, но получил в лице адвоката еще одного обвинителя. Даже если из дела явствует, что подзащитный виновен, защитник вправе и обязан делать все от него зависящее, чтобы облегчить его участь, в частности, обратить внимание следователя и суда на те обвинительные доказательства, которые вызывают сомнения в своей достоверности, тщательно проанализировать все обстоятельства, смягчающие ответственность, обосновать свои соображения по поводу меры наказания, словом, извлечь из обстоятельств дела все, что может свидетельствовать в пользу подсудимого, избегая категорического вывода по вопросу виновен — невиновен, лишь настойчиво подчеркивая, что подзащитный виновность отрицает. Не менее драматична и ситуация, когда подзащитный, будучи невиновным, под влиянием каких-то трагических обстоятельств решается на самооговор и упорно принимает на себя вину в преступлении, которого не совершал. Защитник не может пойти на поводу у подзащитного и «поддакнуть» ему в самооговоре; он обязан использовать все законные средства и методы, чтобы и следователю, и суду «открыть глаза» на факт самооговора и добиться полной реабилитации своего подзащитного.16
Защита личности – основное право и нравственная обязанность адвоката. Не важным для адвоката должно быть то, что защищаемый – правонарушитель, преступник. Защищаемый – прежде всего человек, он также требует достойного к себе отношения и сочувствия. Роль адвоката в данном случае сводится не к защите допущения или беззакония, а к недопущению беззакония в отношении подзащитного.
Исследование проблем защиты, ее взаимоотношений с обвинением, государством и правом, а также изучение уголовного процесса как сферы действия средств защиты обвиняемого имеет большое научное и практическое значение. Значение понимания этих проблем определяется тем, что защита, ее сущность и средства представляют собой важнейшую человеческую ценность. Отношение к ней со стороны общества и государства свидетельствует о характере самого общества, степени его демократизма, гуманизма, законности.
Уголовное судопроизводство должно ставить перед собой задачи по обеспечению защиты обвиняемого, активно выражать взгляды, представления и предписания защитительного характера. Вопрос о влиянии уголовного судопроизводства на защиту личности – это часть более общей проблемы, заключающейся во взаимодействии государства, обвинения, права и человека.
Проблема защиты человека в обществе, его взаимоотношения с обвинением, влияние ответственности на человека и отношение субъекта к действующему законодательству является одной из узловых, содержащей серьезные противоречия. Сводить защиту исключительно к правоохранительной деятельности государства по отношению к обвиняемому неверно. Не менее важно видеть закон глазами этого человека. Проблему защиты личности нельзя толковать только с позиций формально-юридического разграничения требований закона и интересов гражданина. Нужно знать и фактические способности права, в том числе и уголовно-процессуального, воздействовать на обвиненную личность, а также возможности личности защищаться.
Как понятию иска в гражданском процессе соответствует понятие обвинения в процессе уголовном, так понятию ответа в первом из них соответствует понятие защиты во втором. Защита в этом смысле есть ответ по обвинению и образует собою совокупность процессуальных прав и мер, направленных к ограждению невиновности подсудимого его прав и интересов перед уголовным судом. Это образует содержание защиты, или защиту в материальном смысле, в отличие от защиты в формальном смысле, означающей право подсудимого иметь представителя перед уголовным судом.
На стадии предварительного следствия деятельность адвоката в качестве защитника должна быть направлена на оказание правовой помощи обвиняемому или подозреваемому, охрану его прав и законных интересов.17
Участие защитника является существенной гарантией прав и законных интересов обвиняемого в уголовном процессе.18
В качестве защитников допускаются адвокаты, зарегистрированные в реестре адвокатов. Реестр адвокатов субъекта РФ или региональный реестр ведется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области юстиции.19 В то же время по ходатайству обвиняемого суд может вынести постановление (определение) о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом одного из близких родственников обвиняемого либо «иное лицо».20 Уголовно-процессуальный кодекс не устанавливает требований, предъявляемых к «иному лицу», которое может быть допущено в качестве защитника обвиняемого. При производстве у мирового судьи «иное лицо» может осуществлять защиту не только наряду, но и вместо адвоката.21
Суд может не допустить в качестве защитника близкого родственника обвиняемого или другое лицо, если они по своим данным (образованию, психическим и физическим недостаткам, взаимоотношениям с обвиняемым и др.) не в состоянии эффективно защищать права и законные интересы обвиняемого. Следует иметь в виду, что «иное лицо» может быть допущено в качестве защитника только в ходе судебного производства, т.е. после того как уголовное дело поступит в суд в соответствии со ст. 222 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Во всяком случае, отказ суда в допуске «иного лица» в качестве защитника может быть обжалован в порядке, предусмотренном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, защитник допускается для участия в уголовном деле не в момент предъявления обвинения, а раньше — в момент вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В промежутке между этими двумя моментами защитник может реализовывать значительную часть принадлежащих ему прав, в частности, встречаться наедине с подозреваемым или обвиняемым, собирать доказательства, заявлять ходатайства и др.22
При производстве предварительного следствия в отношении конкретного лица, дознания, а также по уголовным делам частного обвинения защитник вступает в уголовное дело с момента его возбуждения.
При задержании лица защитник допускается с момента фактического задержания либо применения к лицу заключения под стражу до предъявления обвинения. При этом следует иметь в виду, что в момент фактического задержания подозреваемого на месте совершения преступления и даже в момент доставления его в орган дознания не всегда возможно обеспечить участие защитника. Однако, если такая возможность имеется (например, задержанный воспользовался мобильной связью и пригласил адвоката или адвокат оказался в месте задержания или поблизости от него), то орган дознания, дознаватель, следователь не вправе отказать такому адвокату в допуске к участию в уголовном деле в качестве защитника.
Защитник участвует в уголовном деле:
1) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;
Информация о работе Процессуальный статус защитника при производстве предварительного расследования