Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:19, курсовая работа
Анализ современной правоприменительной практики красноречиво говорит о том, что в современной России весьма существенно меняется процессуальный статус прокурора, который из ведущего субъекта уголовного преследования становится главным гарантом обеспечения законности предварительного расследования. Кроме того, исчезают или частично нивелируются собственные функции прокурорского надзора в уголовном процессе, особенно в судебном производстве по уголовным делам, а в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьей 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) все полномочия прокурора по надзору, например, за органами дознания приобретают исключительно процессуальную, но отнюдь не надзорную природу.
Введение 2
1. Общее понятие прокурора в уголовном процессе 5
1.1. Прокурор как правовая и научная категория, ее место в понятийном аппарате науки уголовного процесса 5
1.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии 11
1.3 Участие прокурора в судебном следствии 21
2. Процессуальные функции прокурора 27
2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела 30
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Не менее важной формой допроса, является шахматный допрос. Сущность его заключается в том, что при допросе одного лица допрашивающий попутно ставит вопросы другим лицам. Его цель состоит в том, чтобы подтвердить или опровергнуть показания иного лица.
Большую сложность у прокурора, поддерживающего государственное обвинение, может вызвать конфликтная ситуация, складывающаяся при допросе, когда допрашиваемый даёт ложные показания. Чаще это относится к допросу подсудимых, реже потерпевших и свидетелей. При изменении показаний наиболее целесообразными тактическими приёмами, применяемыми государственным обвинителем, можно считать следующие:
1. побуждение допрашиваемого к раскаянию;
2. акцентировать внимание на первых ложных показаниях;
3. убеждение
допрашиваемого в
4. детализация показаний;
5. использование противоречий;
6. оглашение ранее данных показаний;
7. повторное
разъяснение об уголовной
Одним из важных следственных действий в судебном разбирательстве является производство экспертизы.
Экспертиза в судебном заседании назначается в следующих случаях:
1. В ходе
судебного разбирательства
2. Суд
по ходатайству участников
3. Суд
сочтёт заключение экспертизы
проведённой на
4. Суд
признаёт имевшиеся в деле
заключения экспертизы
В указанных ситуациях прокурор вправе ходатайствовать о проведении экспертизы в суде или в судебном учреждении. При обсуждении вопроса о назначении экспертизы прокурору следует дать оценку возможности её проведения. Экспертиза может быть назначена в любой момент судебного следствия.
Важное значение для установления фактических обстоятельств уголовного дела и правильного его разрешения имеет исследование вещественных доказательств, осмотр места происшествия, эксперимент. Судебный осмотр местности и помещения производится тогда, когда есть необходимость получить дополнительные сведения об обстановке, в которой произошло преступление. Судебный осмотр позволяет суду и участникам процесса непосредственно воспринять и изучить обстановку совершения преступления.
Ходатайствуя о проведении осмотра, обвинитель должен не только указать обстоятельства, требующие его проведения, но и сформулировать конкретные цели осмотра, а именно: изучить и оценить обстановку на месте; зафиксировать или изъять следы или иные вещественные доказательства, сохранившиеся на месте и не изъятые следователем; уяснить условия, способствовавшие совершению преступления.
Государственный обвинитель вправе ходатайствовать о проведении осмотра вещественных доказательств в любой момент судебного следствия, когда в этом возникает необходимость. Следует учесть, что результаты осмотра могут быть использованы при производстве других следственных действий - допросах подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов.
Вопрос о целесообразности производства следственного эксперимента в ходе судебного заседания у государственного обвинителя может возникнуть в случаях, когда:
1. В материалах
предварительного следствия
2. При
изучении и оценки результатов
следственного эксперимента
3. В ходе судебного следствия выявлены новые обстоятельства дела, нуждающиеся в экспериментальной проверке.
Следственные эксперименты в ходе судебного заседания могут быть следующих видов:
1. Эксперименты возможности восприятия (видеть, слышать) какого-либо события;
2. Эксперименты
по выяснению возможности
3. Эксперименты по проверке наличия у лица определённых навыков17
После рассмотрения
всех доказательств
Дополнение судебного следствия выражается в самых различных формах: в постановке вопросов допрошенным лицам и заявлении ходатайств об оглашении показаний, не явившихся свидетелей, документов, характеризующих личность подсудимого, в допросе новых свидетелей и представлении новых документов.
Таким образом, выполняя функции государственного обвинителя в судебном разбирательстве, прокурор должен и вполне может, как показывает практика, поддерживать обвинение со всей энергией, настойчиво и умело, делать это лишь в меру доказанности, не упуская фактов, говорящих в пользу подсудимого, обязан сам строжайше соблюдать закон, выступать против любых его нарушений.
Согласно
ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор – это
должностное лицо, уполномоченное в
пределах своей компетенции осуществлять
от имени государства уголовное
преследование в ходе уголовного
судопроизводства, а также надзор
за процессуальной деятельностью органов
дознания и органов предварительного
следствия. Таким образом, прокурор
в российском уголовном процессе
совмещает сугубо процессуальную функцию
уголовного преследования и
Притом вся глава 6 УПК называется "Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения". Из этого можно заключить, что законодатель видит в прокурорском уголовном преследовании именно проявление состязательной функции обвинения. Следовательно, функция уголовного преследования (обвинения от имени государства) должна быть совершенно отделена в российском процессе от функции правосудия, а полномочия прокурора не могут подменять полномочий, свойственных в состязательном процессе суду. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст. 37, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.
Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, - и началу целесообразности. Представляется, что совмещение целей уголовного преследования и надзора за законностью ведет к внутреннему противоречию, поскольку законность неизбежно ограничивает достижение цели уголовного преследования лишь определенными средствами, учитывающими, в частности, и интересы другой стороны - защиты. Поэтому, ставя цель добиться наказания виновного, прокурор в случаях, предусмотренных законом, должен ограничивать ее достижение в интересах законности средствами надзорного реагирования на допущенные нарушения. Особенно остро это противоречие проявляет себя при возложении на прокурора руководства предварительным расследованием, когда он отвечает за его эффективность, которая в первую очередь определяется успехом уголовного преследования. При этом на практике надзорная цель неизбежно отходит на второй план, уступая первенство интересам уголовного преследования.
По утверждению М. Иванова, прокурор - равноправная, но не равнообязанная сторона в уголовном процессе именно в силу того, что обязан обвинять только при условии строгого соблюдения законов как им самим, так и любым другим участником процесса. 18
С принятием УПК РФ на досудебных стадиях по уголовным делам полномочия прокурора оставались весьма широкими, даже несмотря на то, что прокуроры были лишены принадлежавшего им ранее на протяжении многих десятилетий развития уголовного процесса в советский период исключительного права санкционирования заключения под стражу, продления содержания под стражей и некоторых других важных следственных и процессуальных действий, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
Неразрывно связан с пониманием уголовного преследования вопрос о его прекращении на досудебной части подготовки материалов уголовного дела. Ряд правовых норм этого института имеет принципиальное значение для понимания природы процессуальных полномочий прокурора и сущности уголовного преследования в настоящем его состоянии и о перспективах его развития.
В настоящее время возбуждение уголовного дела - это первоначальная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой происходит получение, регистрация, проверка сообщения о преступлении, а в зависимости от результатов проверки содержания решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
По новому
УПК прокурор - это сторона обвинения,
должностное лицо, осуществляющее функцию
уголовного преследования. При этом
обвинение и уголовное
Анализируя
содержание дискуссии о функции
государственного обвинителя и в
современном уголовном
Поддержание
государственного обвинения можно
обозначить как форму уголовного
преследования, характерную именно
для судебного разбирательства.
Полномочия государственного обвинителя
по истребованию и исследованию доказательств
со стороны защиты, установлению им
обстоятельств, смягчающих ответственность,
когда защита подсудимого не осуществляется
надлежащим образом, право обжалования
им приговора в связи с его
чрезмерной суровостью, предъявление
гражданского иска в защиту нарушенного
права свидетельствуют о
В соответствии с положениями действующего уголовно - процессуального законодательства и теории российского уголовного процесса стадия возбуждения уголовного дела охватывает деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора с момента поступления сообщения о преступлении до вынесения процессуального решения о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела.
Прокурор, как и другие субъекты уголовно - процессуальной деятельности, обязан принять, проверить поступившее к нему сообщение о любом готовящемся либо совершённом преступлении и в установленный законом срок решить вопрос о возбуждении, отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения - по подсудности.
Особенности
процессуального статуса
Прокурорский надзор является важной гарантией обеспечения законности и прав граждан при принятии, проверке, разрешении сообщений о преступлениях. В его задачи входит предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка этой деятельности со стороны органов дознания, дознавателей, следователей, принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению нарушенных в результате несоблюдения данного порядка прав физических и юридических лиц19.
Вся надзорная деятельность прокурора ограничена рамками закона. С одной стороны, это номы закона, за исполнением которых осуществляется надзор, с другой, нормы, регламентирующие полномочия прокурора при осуществлении надзора.
Исходя
из важности факта своевременности
и полноты регистрации и учёта
сообщений о преступлениях, в
пункт 1 части второй ст. 37 УПК РФ
включено положение, согласно которому
прокурор в ходе досудебного производства
уполномочен проверять
Именно так решает этот вопрос Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации», в ст. 1 которого сказано: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов». Прокурорами ежегодно выявляется и устраняется значительное число нарушений закона, допускаемых органами дознания следователями в ходе этой деятельности, путём отмены незаконно принятых решений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел, внесения представлений об устранении нарушений закона и обстоятельств, которые им способствуют.