Правовые системы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2010 в 21:42, Не определен

Описание работы

Введение
Романо-германская правовая система
Англосаксонская правовая система
Мусульманская правовая система
Правовая система Дальнего Востока
Правовая система России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Правоведение-правовые системы современности2.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По курсу: ПРАВОВЕДЕНИЕ

На тему: Правовые системы современности 
 
 
 
 

                                                    Выполнил:

                                                    Студент заочного обучения

                                                    Курс 3

                                                    Группа ВГ-209

                                                    Специальность ГМУ 

                                                    Преподаватель: 
 
 
 

Владимир, 2010

 

    Содержание

стр. 

 

    Введение

     Каждое  из сегодняшних государств имеет  свое право, и более того, право  может служить признаком некоторых  негосударственных образований. У  разных стран оно сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с различными структурами, правилами, верованиями.

     То  влияние, которое оказывает на жизнь  общества отрасль права, не может  быть проигнорировано, оно многообразно и затрагивает как личную жизнь граждан, так и взаимоотношения государств. Каждое из этих правовых явлений обладает определенными функциональными свойствами. Отсюда возникло и утвердилось понятие "правовая система", охватившее широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты.

     По  меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье правовая система  – это «вместилище, сосредоточение разнообразных юридических явлений». В.В. Бойцова под категорией правовая система понимает следующее: «категория «правовая система» служит для объединения национального права государств, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об их относительном единстве».

     В целом можно сказать, что правовая система – это часть целого, часть права, и если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических  норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

     Каждая  страна имеет свою, особенную отвечающую ее интересам правовую систему. В условиях разных по своей форме цивилизаций, разных культурных традиций, формируются разные правовые системы. Хотя у всех этих обществ есть один общий элемент: обязательные для выполнения правила поведения и организация общественных отношений.

     Л. Бержель писал: «Многочисленность  и разнообразие юридических систем – это очевидность, обусловленная  разнообразием человеческих обществ, в рамках которых функционирует  и жизнь которых упорядочивает  право».

     Так Л. Бержель по этому же вопросу  пишет: «В зависимости от того, принимаются  или нет во внимание все известные  правовые системы, и в зависимости  от роли, которая принимается тем  или иным критерием, классификация  правовых систем может проводиться по-разному. Некоторые авторы ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем: западные системы права; правовые системы советского типа; религиозные правовые системы. Другие авторы, принимая во внимание большое количество критериев, насчитывают до 7-8 правовых систем: романистические, нордические, социалистические системы права, группа, объединяющая правовые системы немецкого типа, группа правовых систем, основанных на «обычном праве», системы, базирующиеся на исламской традиции, на индусской традиции и, наконец, правовые системы дальнего востока». Во Франции Рене Давид различал пять правовых систем, опираясь в большей мере на их идеологию, чем на арсенал используемых технических средств. Позднее, в процессе совершенствования такой классификации он, объединив идеологический и технический критерии, изменил конфигурацию своей системы и оставил только четыре больших семейства правовых систем: романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция), англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), религиозно-правовую (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм), социалистическую (Вьетнам, КНДР, Куба). Рассмотрим самые представительные правовые семьи.

    Романо-германская правовая система

     Исторические  корни этой правовой системы относятся  к римскому праву (I в. до н.э. – V в н.э.). Романо-германская правовая семья, или семья континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и другие страны), имеет длительную юридическую историю.

     Романо-германская правовая семья является результатом  рецепции римского права, и в первой доктринальной стадии была исключительно  продуктом культуры, имела независимый  от политики характер. На следующей  стадии эта семья стала подчиняться общим закономерным связям права с экономикой и политикой, прежде всего с отношениями собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению и т.д. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости.

     Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы. Начиная с ХIX в. основным источником (формой) права в странах, где господствует эта семья, является закон. Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики.

     Во  всех странах романо-германской семьи  есть писаные конституции, за нормами  которых признается высшая юридическая  сила, выражающаяся как в соответствии конституционных законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

     В романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности  обычного закона: кодексы, специальные  законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.

     В большинстве континентальных стран  действуют гражданские (либо гражданские  и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые  другие кодексы.

     Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Среди источников романо-германского права важна роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др. В них формулируются нормы, принятые во исполнение законов. Кроме того, в случае необходимости административные органы осуществляют самостоятельную регламентацию отношений, для чего законодатель представляет им соответствующие полномочия. Таким образом, право стран романо-германской семьи можно охарактеризовать единой схемой иерархической системы источников права.

     В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости - и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Принципы раскрывают характер не только законодательства, но и права юристов. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы. Например, основной закон Германии 1949 г. отменил все ранее изданные законы, которые противоречат принципу равноправия мужчин и женщин.

     Для юридической концепции этой системы  характерна гибкость, выражающаяся в  том, что юристы не склонны соглашаться  с таким решением того или иного  вопроса, которое в социальном плане кажется им несправедливым. Действуя на основе принципов права, они действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Итак, среди важных источников права надо видеть общие принципы, содержащиеся в законодательстве и вытекающие из него.

     В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой системе доктрина составляет достаточно активно действующий источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя. Законодатель часто выражает лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения. Доктрина широко используется и в правоприменительной деятельности, в частности при толковании закона. Издаваемые во Франции, Германии и других государствах комментарии приобретают все более доктринальный и критический вид, а учебники обращаются к судебной практике и вообще к юридической доктрине.

     С развитием международных связей большое значение для национальных правовых систем приобрело международное  право. Конституция Германии 1949 г. прямо  предусматривает, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальными законами. Подобная норма в несколько иной редакции появилась и в Конституции РФ.

     Что касается обычая, то он играет в системе  романо-германского права, в основном, вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство.

     Постановления французского Кассационного суда и  Государственного совета изучаются  и оказывают влияние в различных  франкоязычных странах, соседних или  отдаленных. Это верно также в отношении других европейских и неевропейских государств, входящих в романо-германскую правовую семью. Учитывая современные стремления юристов всех стран опираться на закон, можно говорить о судебном прецеденте лишь как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства права. Является принципиально важным, что судья не превращается в законодателя. Этого стараются добиваться в странах романо-германской правовой семьи.

    Англосаксонская правовая система

     В отличие от государств романо-германской семьи, где основным источником права является закон, в государствах англо-саксонской правовой семьи источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в решениях. В рассматриваемую семью входят, наряду с США и Англией, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 государств Британского содружества.

     Семья «общего права», как и римского права, развивалась на основе принципа: «Право там, где есть защита». Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и усовершенствования положениями «права справедливости», оно в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В противовес местным обычаям это право - общее для всей Англии. Оно было создано королевскими судами, называвшимися обычно вестминстерскими – по месту, где они заседали, начиная с XIII в.

     В ходе деятельности королевских судов  постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в  последующем эти суды. Совокупность таких конкретных решений, обязательных в качестве прецедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее для всех английских судов право. Поэтому считается, что английское “общее право” образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судами.

     Общее право, таким образом, сложилось  в виде совокупности судебных решений  – прецедентов. В этом смысле можно  сказать, что общее право –  это совокупность правил, лежащих  в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел.

     В XIV – XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя королевский канцлер, который стал решать в порядке определенной процедуры споры по обращению к королю. В результате наряду с общим правом сложилось “право справедливости”. Оно представляло собой совокупность решений лорда-канцлера по конкретным делам на основе доктрины “справедливости”, которая дополняла и корректировала правовые принципы и правила общего права. Многие положения доктрины были заимствованы из римского и канонического права. Итак, до реформы 1873-1875 гг. в Англии существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применявших “общее право”, существовал суд лорда-канцлера. Реформа слила “общее право” и “право справедливости” в единую систему прецедентного права. Достигнутое таким путем сочетание в английском праве “общего права” и “права справедливости” определило его двойственную природу, все английские суды стали применять нормы как “общего права”, так и права “справедливости”. И сегодня английское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе решения конкретных дел. Для англичанина осталось важным то, чтобы дело разбиралось в суде добросовестными людьми и чтобы соблюдались основные принципы судопроизводства, составляющие часть общей этики. Судьи “общего права”, в отличие от законодателя, не создают решений общего характера, рассчитанных на будущее. Они решают конкретный спор.

Информация о работе Правовые системы современности