Правовые проблемы эвтаназии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:47, реферат

Описание работы

Второе обстоятельство, порождающее дискуссии вокруг проблемы эвтаназии, связано с глубокими изменениями ценностных установок и ориентаций, которые происходят в современном обществе. Здесь важно подчеркнуть «обостренный, можно даже сказать жгучий интерес к такому вопросу как права человека. Этот интерес характерен сегодня для многих общественных движений, часто весьма широких и мощных; он же находит свое выражение в спорах по поводу допустимости эвтаназии. Не случайно ведь те, кто считает эвтаназию дозволенной, в качестве главного аргумента обычно выдвигают именно право человека распорядиться собственной жизнью по своему усмотрению».

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ 3
2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭВТАНАЗИИ: 3
1.АКТИВНАЯ 5
2.ПАССИВНАЯ 5
3.СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭВТАНАЗИИ 7
4.ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ В РОССИИ 10
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Эвтаназия.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Однако в действующем  российском праве установлен прямой запрет на осуществление эвтаназии, закрепленный в ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. В помещенном в ст. 60 Основ тексте Клятвы врача содержится следующее положение: "Получая высокое звание врача... торжественно клянусь... никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии".

Запрет на осуществление  эвтаназии закреплен также в  ст. 14 Этического кодекса российского  врача, утвержденного Ассоциацией  врачей России в ноябре 1994 г., а также  в ст. 9 Этического кодекса медицинской  сестры. В Клятве российского врача, утвержденной Ассоциацией врачей России, врач - член Ассоциации обязуется руководствоваться в своих действиях "международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии.

В российском уголовном  праве эвтаназия рассматривается  в качестве убийства запрещенного ст. 105 Уголовного кодекса РФ. В отличие  от ряда зарубежных государств (Германия, Австрия, Испания, Швейцария и др.) в российском УК нет специальной  статьи, устанавливающей более мягкую ответственность за эвтаназию по сравнению с простым убийством. Очевидно, что по ряду признаков эвтаназия схожа с убийством. Вместе с тем некоторые особенности эвтаназии не позволяют совершенно отождествлять ее с убийством по ст. 105 УК РФ. Прежде всего следует иметь в виду безнадежное, вызывающее сострадание состояние пациента. Данный фактор придает эвтаназии колорит милосердного убийства, совершенного по мотивам сострадания, жалости. Указанные мотивы при определении меры, уголовной ответственности могут рассматриваться как смягчающие обстоятельства.

 Важной особенностью  эвтаназии является то, что она  совершается по доброй воле  и по настоятельно, явно выраженной  просьбе пациента, в то время  как убийство предполагает насилие  над личностью потерпевшего. Субъект убийства - общий, т.е. любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет, в то время как субъект эвтаназии специальный. Им может быть только врач. Те случаи, когда лишение жизни безнадежно больного человека даже и по его настоятельной просьбе совершается лицом, отличным от врача, не могут рассматриваться в качестве эвтаназии и должны квалифицироваться как простое убийство.

Одним из достижений Конституции Российской Федерации 1993 г. стало повышение внимания к  защите личных (гражданских) прав и свобод человека. На смену идее обращения человека в часть политической системы, субъекта, прежде всего, публично-правовых отношений, характерной для социалистической правовой доктрины, пришла либерально-демократическая концепция "человек, его права и свободы - высшая ценность", возведенная в правовой абсолют ст. 2 Конституции РФ. В целом данный подход не может получить однозначной позитивной оценки, поскольку не могут частные, эгоистичные интересы отдельного человека во всех случаях быть выше публичных интересов всего общества и государства. Однако на этапе формирования поставторитарного общества и государства, в котором на сегодняшний день пребывает Российская Федерация, такое внимание к правам и свободам человека представляется не слишком чрезмерным. Правовую и социально-философскую основу нового конституционно-правового статуса человека и гражданина в России, безусловно, составляют субъективные личные права и свободы.

Одним из наиважнейших личных прав и свобод, обеспечивающих само физическое существование человека как биологического существа, частицы общества и субъекта правовых отношений, является право на жизнь, декларированное ст. 20 Конституции. Значение конституционного закрепления этого права для российской правовой системы трудно переоценить.

 Однако неполнота  большинства исследований в этой  области состоит в том, что  норма о праве на жизнь рассматривается  в отрыве от других конституционных  положений, регламентирующих целостность  и морально-этическое благополучие  человека. К тому же сам механизм реализации конституционного права на жизнь содержит ряд спорных моментов, требующих нестандартных юридических решений. Одним из них является проблема окончания жизни.

Конституционное установление права на жизнь логически  означает юридическое закрепление права человека на смерть. Очевидно, раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других. Более того, Декларация прав человека и гражданина, утвержденная Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г., содержала норму, к сожалению, утраченную действующей Конституцией России: "Никто не может быть произвольно лишен жизни" Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865..

 Это означает, что вопрос жизни и смерти  юридически должен решаться человеком  индивидуально, без участия иных  лиц. Исключение составляет смертная  казнь, представляющая собой юридически  определенный предел действия  права на жизнь и один из видов кары, реакции общества на преступные действия, совершенные виновным лицом.  Во всех остальных случаях вмешательство других лиц в самостоятельное решение человеком вопроса жизни и смерти следовало бы признать юридически недопустимым.

В научной полемике высказывается точка зрения, что поскольку Конституция РФ закрепляет субъективное право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), то эвтаназия якобы не имеет под собой конституционной основы. Тем не менее, авторы настоящей статьи полагают, что в случае наступления потребности в эвтаназии, т.е. сознательном, добровольном, волевом уходе человека из жизни, основание для реализации конституционного права на охрану здоровья оказывается исчерпанным, поскольку данная цель (охрана здоровья) уже не может быть достигнута. Дальнейшее оказание больному медицинской помощи только усугубляет его страдания. Поэтому в данном случае используется более общая по кругу регулируемых ею отношений конституционная норма ст. 20, закрепляющая право на жизнь.

Это право предполагает возможность человека самостоятельно распорядиться своей жизнью, в том числе добровольно принять решение о сроках и способах ухода из нее. Полагаем, что можно даже вести речь, что право на жизнь юридически закрепляет и ее пределы, т.е. право на самоубийство.

Вместе с тем  возникают ситуации, когда человек, решивший покончить счеты с жизнью, не в силах (физически и/или морально) сделать это самостоятельно, но активно  желает наступления собственной  смерти. Это проблема эвтаназии. Она  начала обсуждаться в современной России лишь в последние 10-15 лет, в то время как мировое сообщество данная проблема волнует на протяжении всего XX столетия, причем и по сей день у человечества остается больше вопросов, чем ответов.

Впервые законодатель сформулировал свое отношение к эвтаназии в 1993 г. в Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 45). Медицинскому персоналу запрещено осуществление эвтаназии. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность.

Ряд ученых еще  до принятия соответствующей нормы  выступали против разрешения эвтаназии  как недопустимой с нравственной и юридической позиции.

 Некоторые  полагают, что возможно законодательное  закрепление пассивной эвтаназии  Думается, что в законе должна быть разрешена и активная, и пассивная эвтаназия. Высшей ценностью является реальное благополучие человека. Не каждый имеет силы лежать парализованным, ни дня не обходиться без посторонней помощи, испытывать постоянные сильные боли. Не у всех одинаковое представление о качестве жизни. В США смертельно больная парализованная женщина, находясь в сознании, потребовала отключить аппарат искусственного дыхания, поддерживающий ее жизнь. Несмотря на возражения врачей, суд удовлетворил требование пациентки, указав, что было бы жестоко сохранять существование, переполненное болью.

Применительно к пассивной эвтаназии надо добавить, что пациент вправе требовать  оказания ему квалифицированной  медицинской помощи, но вправе и  отказаться от нее (чувствует себя плохо, но в поликлинику не идет; лежит в больнице, но против операции). Обязанность же лечебного учреждения по оказанию медицинской помощи возникает перед конкретным пациентом в определенном объеме и только после того, когда пациент выразит свое право получить помощь. (Другой взгляд означал бы, что врачи могут ворваться в любую квартиру и со ссылкой на клятву Гиппократа навязать свою помощь.) В подтверждение этому ст. 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан разрешает пациенту отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, оформив соответствующую запись в медицинской документации. Решение об эвтаназии должно приниматься самим пациентом. Стоит ли жизнь продолжения - вопрос, который ни одно человеческое существо не может решить за другое.

Поэтому на момент принятия решения гражданин должен быть дееспособным, а также не иметь  каких-либо заболеваний, сопровождающихся навязчивой идеей смерти. Полагаем, что если пациент находится без  сознания, и ранее не оформил надлежащим образом свое согласие на эвтаназию, то соответствующие меры приняты быть не могут.

Отдельно стоит  вопрос об эвтаназии применительно  к несовершеннолетнему больному Будет ли иметь юридическое значение требование (согласие) несовершеннолетнего  на эвтаназию?

Хотя, как уже  отмечалось, в настоящее время  эвтаназия запрещается, но из содержания ст. 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан можно сделать  вывод, что родители несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет, вправе отказаться от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни их ребенка. Таким образом, следует, что осуществление пассивной эвтаназии по отношению к ребенку возможно. В такой ситуации больничное учреждение имеет право (но не обязанность) обратиться в суд для защиты интересов ребенка.

По действующему законодательству дети до 14 лет обладают элементами дееспособности, приобретают  основные права и обязанности  через своих законных представителей, за некоторыми исключениями (п. 2 ст. 28 ГК); несовершеннолетние от 14 до 18 лет действуют самостоятельно, но с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей или без согласия последних в предусмотренных законом случаях (п. п. 1, 2 ст. 26, ст. 27 ГК).

Полагаем, что  общие правила гражданского законодательства об осуществлении прав несовершеннолетних не могут быть механически перенесены на вопросы эвтаназии. Видимо, в будущий акт об эвтаназии должны быть включены специальные положения, касающиеся несовершеннолетних. Это объясняется тем, что если при осуществлении других прав и обязанностей детей родители поступают неправомерно, то существуют определенные гарантии для защиты интересов детей (например, признание сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего недействительной, лишение родительских прав за жестокое обращение с детьми и др.

 Если бы  родители реализовали право на  эвтаназию в отношении своего  ребенка и их действия в  дальнейшем признаны незаконными,  то никакие последующие меры  не восстановят жизнь ребенка.

Можно предложить следующее решение вопроса об эвтаназии несовершеннолетних. В возрасте до 14 лет вопрос о прекращении жизни не должен ставиться, поскольку малолетний не вполне понимает значение своих действий (решений) и (или) не может руководить ими. В возрасте от 14 до 18 лет несовершеннолетний самостоятельно решает вопрос о прекращении своей жизни с учетом общих критериев, которые действуют в отношении взрослых пациентов, и письменного согласия его родителей. Субъекты, санкционирующие законность эвтаназии (консилиум врачей, прокуратура или суд) вправе отложить решение этого вопроса до достижения больным 18-летнего возраста.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, становится ясно, что проблема эвтаназии на данном этапе является очень актуальной и требует серьезной научной  и законодательной доработки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, следует ввести в российское законодательство нормы, признающие юридическую силу за "прижизненным завещанием", в  силу которого гражданин в сознании и здоровом уме может отказаться от применения к нему искусственных  мер по поддержанию жизни на случай возможной недееспособности в будущем.

Принятию нового нормативного акта (нормы) о введении эвтаназии должна предшествовать широкая  общественная дискуссия. Опрос общественного  мнения в Великобритании показал, что 72 процента опрошенных готовы одобрить эвтаназию при определенных обстоятельствах. 76 процентов опрошенных во Франции высказались за отмену закона, запрещающего эвтаназию. Американцы в пропорции шесть к одному поддерживают право пациента решать, нужно ли отключить сохраняющую ему жизнь аппаратуру или нет. 82 процента опрошенных жителей Японии согласны с тем, чтобы при полном отсутствии надежды на излечение прекратить дальнейшее существование пациента и отключать его систему жизнеобеспечения.

Вышеприведенные соображения позволяют уточнить и дополнить условия проведения эвтаназии:

- решение об  эвтаназии должен принимать дееспособный  гражданин;

- решение об  эвтаназии несовершеннолетнего  в возрасте от 14 до 18 лет может  быть отложено прокурором (или  судом) и консилиумом врачей-специалистов  до достижения больным 18-летнего возраста;

- решение об  эвтаназии несовершеннолетнего  в возрасте до 14 лет или его  родителей юридической силы не  имеет;

- просьба гражданина  об эвтаназии добровольна, сознательна,  устойчива; гражданин не имеет  заболеваний, сопровождающихся навязчивой идеей смерти;

- точная несомненная  доказанность невозможности спасти  жизнь, установленная консилиумом  врачей-специалистов при обязательном  единогласии;

- в исключительных  случаях - если смерть в обозримый  период не наступит, но развитие болезни несомненно приведет к необратимой деградации личности;

- невозможность  облегчить сильные физические  и нравственные страдания больного  известными средствами;

Информация о работе Правовые проблемы эвтаназии