Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 14:07, курсовая работа
Целью работы является характеристика правового статуса личности во всех аспектах.
Исходя из поставленной цели, определены задачи работы:
уяснить общее понятие конституционно-правового статуса личности,
определить сущность основных принципов правового статуса
Неотъемлемыми, неотчуждаемыми в безусловном значении являются права и свободы человека, признаваемые его личными, субъективными правами. Что касается других прав и свобод человека и гражданина, то они тоже, как свидетельствует мировой опыт, могут подлежать возможным изъятиям и ограничениям. Правда, Конституция РФ в ст. 17 относит этот принцип (следуя буквальному пониманию) ко всем правам и свободам. Однако, исходя из содержания других предписаний Основного закона нашего государства, они могут в определенных случаях подвергаться различного рода ограничениям.
В мировой практике по тем или иным причинам, в силу возникающих в стране экстремальных обстоятельств, по решению компетентных органов государства, может вводиться чрезвычайное или даже военное положение. Примеров такого рода не так уж мало. Особенно часто это практикуется в странах Латинской Америки. В условиях чрезвычайного положения в стране приостанавливается действие конституции в целом либо записанных в ней прав и свобод. Это, естественна, влечет за собой нарушение принципа неотчуждаемости и неотъемлемости прав и свобод человека, декларируемых в актах мирового сообщества (ст. 56).
В нашей Конституции при наличии определенных обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом, допускается объявление на всей территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ч. 2 ст. 56). Оно, в частности, вводилось Указом Президента Российской Федерации в некоторых районах республик Осетия и Ингушетия. Однако в ч. 3 ст. 56 Конституции России предписывается: "не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21,23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть I), 40 (часть 1), 46–54 Конституции Российской Федерации"22.
Здесь, как видно из содержания указанных статей, принцип неотчуждаемости нацелен преимущественно (кроме ч. 1 ст.\34) на неотчуждаемость (даже временную) личных прав, свобод человека.
Несмотря на то что ч. 3 ст. 118 закрепляется в главе 7 Конституции РФ, подлежащей изменению и дополнению в обычном порядке, Основной закон предписывает: "Создание чрезвычайных судов не допускается".
Отечественная Конституция, обеспечивающая неотъемлемость действий обсуждаемого в данном контексте принципа, возводит его в приоритетную установку. Им утверждается неотчуждаемость прав и свобод человека во время применения некоторых (добавим, любых) правовых актов в условиях необычной ситуации, в которой может оказаться тот или иной человек. Согласно действующему Основному закону (ч. 2 ст. 55): "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".
Еще в недалеком прошлом в нашей стране существовала ущербная практика, когда многие нормативные акты, в особенности партийные документы, непосредственно регулирующие статус граждан, выходили либо под грифом "для служебного пользования", либо под грифом "секретно". Понятно, что они были недоступны "простым" гражданам. Порой нередко об этого рода актах не знали государственные служащие "средней руки". Чаще всего именно в них и содержались положения, нарушающие декларируемые Конституцией права и свободы человека. Однако самое прискорбное заключалось в том, что этими предписаниями должны были руководствоваться не только чиновники, порой решающие судьбы людей, но к сожалению, и суды, обязанные, согласно Конституции, отстаивать права граждан.
Для реальности анализируемого принципа особенно важно предписание, закрепленное в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ: "Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения"6.
Исследуемый принцип, строго говоря, не закрепляет конкретные права в свободы человека и гражданина, но он определяет направления политики Российского государства в области прав и свобод человека и гражданина, лежит в основе их правового статуса.
Ограничения прав и свобод возможны, но только в случаях, установленных законодательством. Так, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закрепляется, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На основании этой нормы, например, в ст. 56 Конституции РФ закрепляется, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве и др.
Могут применяться такие формы временного ограничения как введение комендантского часа; введение предварительной цензуры; временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры и др.
Отдельные ограничения в реализации прав и свобод содержатся в статьях Конституции РФ, закрепляющих конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, в ч. 3 ст. 32 установлены основания для ограничения избирательных прав граждан, в ч. 3 ст. 35 – ограничения в части пользования имущественными правами и др.
Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида до определенной степени. В данном случае встает вопрос: как соблюсти баланс интересов всех индивидов общества при оптимальном ограничении степени свободы? Регулятором в данной сфере выступают социальные нормы, значительную долю которых составляют нормы права23.
Таким образом, мы видим, что право и свобода категории соотносимые и взаимосвязанные. В этом контексте мы их рассмотрим.
Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками.
С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках.
Как было сказано выше, правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.
Право - это всегда ограничение свободы личности.
Таким образом мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу гарантировать.
Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.
Итак, государство с помощью права в интересах как отдельного лица, так и общества в целом ограничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права24.
Так, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в части 2 статьи 29 устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чем больше свободы предоставляют индивиду правовые нормы, тем демократичнее и справедливее данное государство. Таким образом, право выражает определенное представление общества о справедливости. Поэтому право - это официальная мера свободы и справедливости.
Данный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие – в моральном, в виде общественного долга25. Так, в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Одно лишь провозглашение прав и свобод человека и гражданина, как показывает, в числе прочих, и опыт нашей страны, еще не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Необходимы реальные гарантии того, что этих прав и свобод человек не может быть лишен без законных оснований.*
Говоря о принципе гарантированности, мы в большей мере уделяем внимание гарантиям со стороны государства как субъекта, обеспечивающего реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, и как субъекта, имеющего наибольшие возможности умалить или ограничить права и свободы. В иных случаях основная тяжесть реализации прав и свобод ложится на субъект права, а государство при этом в основном контролирует соблюдение законодательства в отношении всех конфликтующих сторон, вмешиваясь в случае его нарушения. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина реализуется в деятельности всех органов государственной власти, при этом для некоторых из них он носит основополагающий характер, как, например, для Президента РФ, который по Конституции является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), и для Уполномоченного по правам человека, для которого это основная деятельность. Кроме того, ч. 2 ст. 45 Конституции наделила каждого правом защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 17 Конституции предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения26. Такая гарантия зафиксирована также в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, которая гласит, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», а также в цитировавшейся выше ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В то же время в условиях чрезвычайной ситуации права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться государством. Часть 1 ст. 56 Конституции предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Вместе с тем ни при каких условиях не могут быть ограничены право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести и свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на жилище, на судебную защиту прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, права человека при уголовном преследовании (ст. 46 – 54 Конституции РФ). Наряду с общим конституционным принципом гарантированности каждое субъективное право, как правило, сопровождается собственной системой гарантий, что создает систему защиты правового статуса человека и гражданина.
В содержание основ конституционного строя Российской Федерации входит норма о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ устанавливается, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляется право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. Это одна из важнейших политико-юридических категории, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.
Права и обязанности в правовом государстве фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную па демократических принципах. Юридические нрава и обязанности определяют важнейшие параметры поведения личности в структуре общественных связей общества.
Конституционные права граждан реальны лишь постольку, поскольку они могут защитить их в суде. Возможность обращения в суд, специально созданный для защиты конституционных прав, принципиально поднимает уровень защищенности таких прав.
Равноправие граждан – это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание данного принципа многогранно. В ст. 19 Конституции РФ выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.
Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом.
Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям. В качестве особого аспекта равноправия Конституция РФ выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации (ч. 3 ст. 19). Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения, как в нашей стране, так и в мировом масштабе. У нас в стране сделано в этом отношении немало. Однако до сих пор равные возможности реализации прав женщин не обеспечиваются. Женщины слабо представлены на руководящих постах, их мало, в частности, среди депутатов, предпринимателей. В условиях растущей безработицы «кандидатами» на увольнение часто бывают женщины. Поэтому конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола.